Потребкооперация сдает свои позиции не первый год. В райцентры и агрогородки приходят крупные торговые сети, оттесняя конкурентов на обочину рынка более низкими ценами и на зависть богатым ассортиментом. Покупатель голосует рублем, увы, не в пользу потребкооперации. Она в свою очередь терпит убытки и признает: вероятнее всего, для выживания придется идти на непопулярные меры.
– Мы понимаем, что работа потребкооперации направлена в первую очередь на обслуживание сельского населения. Однако его покупательская способность заметно ниже, чем в крупных городах и райцентрах. Из 1530 наших магазинов 367 расположены в деревнях, где живет не более 200 человек. Еще 146 торговых точек – в населенных пунктах с населением до 100 человек. В целом на долю таких магазинов приходится более 20% всех торговых объектов потребкооперации, однако при этом они формируют лишь 5% розничного товарооборота.
Мы терпим убытки, – отмечает председатель Минского областного потребительского общества Валерий Маринич. – Только за прошлый год убытки от содержания и работы таких магазинов составили 3,1 млн рублей. Это почти половина всех убытков потребкооперации в сфере торговли! Мы вынуждены доплачивать до минимальной зарплаты 27% продавцов, на что ежемесячно уходит более 60 тысяч рублей.
Валерий Маринич признает: потребкооперация уже не в состоянии возмещать огромные затраты на содержание магазинов в небольших деревнях. Чтобы хотя бы выбраться из финансовой ямы, до начала отопительного сезона необходимо закрыть торговые объекты в населенных пунктах, где живет не более 100 человек.
В некоторых районах прекратят работу магазины в деревнях, число жителей которых не превышает 200 человек.
– В такие населенные пункты направляем автолавки. Сейчас они выезжают трижды в неделю и обслуживают более 3 тысяч деревень. Однако для работы автолавок тоже требуются значительные расходы. В прошлом году понадобилось 9,2 миллиона рублей. Большая часть этих денег ушла на бензин: в некоторых районах, где много мелких деревень, продолжительность маршрута автолавки составляет до 150 километров! При этом мы не увеличиваем цены на продукты, а наоборот, применяем минимальные торговые надбавки, устраиваем распродажи и акции. Конечно, это сказывается на нашем доходе. Возможный выход здесь – доставлять продукты автолавками в деревни не трижды в неделю, а дважды, – считает Валерий Маринич.
Потребкооперация – только де-факто «государственная» структура, обремененная социальной нагрузкой. Де-юре она все же ближе к бизнесу, а значит, должна приносить прибыль. Зарабатывать потребкооперация планирует в основном на торговле и общепите. Новые проекты есть и там, и там. Причем перспективные в финансовом плане, как утверждают специалисты.
– Мы уже открыли две пельменные под одним названием «Лепим сами». Стало заметно, что это перспективное направление, будем продолжать работать над ним. Что касается торговли, то откроем магазины американского типа – магазины-склады. Называться они будут «Про запас», – делится планами Валерий Маринич.
Магазины-склады, к слову, очень популярны в Европе. Впрочем, для Беларуси они тоже не в новинку: товары продаются мелким оптом со скидкой в 30–40%. Такие магазины интересны в первую очередь мелким предпринимателям, которые приезжают закупать товар. Популярны они и у тех, кто готовится к торжеству, а также у дружных соседей, готовых разделить чек.
Бизнес-план у потребкооперации, возможно, и неплохой, признают областные депутаты, однако их беспокоит «социальный пункт», предполагающий закрытие магазинов и урезанный график приезда автолавок. Этим же обеспокоен и председатель Миноблисполкома Анатолий Исаченко. По его мнению, житель даже самой отдаленной деревеньки должен иметь возможность купить все необходимое. До конца месяца спецгруппа из депутатов облсовета и специалистов потребкооперации должна решить, как соблюсти интересы бизнеса и простого человека.