Как не угробить здоровье и психику ребенка за время учебы? Вместе с врачом готовимся к учебному году
01.09.2018 08:52
—
Разное
|
Со дня на день беззаботная жизнь детей закончится. Обо всем, что не помешает знать мамам перед тем, как отправлять детей в детские сады и школы, мы поговорили с врачом-педиатром, директором компании «Добрый Доктор» Александром Дечко. Как можно облегчить адаптацию ребенку, впервые идущему в детский сад или школу?Ребенок впервые идет в детский сад или в школу, и для него это совершенно новый мир, как физически, так и психологически. Психологическая адаптация связана с тем, что ребенок выходит за рамки привычного семейного круга и теряет ощущение защищенности. Он сталкивается с чувством опасности и остается с ним один на один. Поэтому так важно психологически подготовить ребенка к переходу в новое для него состояние, и делать это надо не за один день, а как минимум за полгода. Начинать надо с разговоров о том, что в саду, в школе будут новые друзья, новые интересные игры, то есть находить положительные моменты. Дальше можно сказать о том, что будут и сложности: новый режим, быть может, не только друзья, но и недруги, но, несмотря на них, это важный жизненный этап, через который нужно пройти и который имеет свои преимущества. Хорошо, если есть возможность посетить сад заранее. Сейчас есть подготовительные группы, куда дети приходят на пару часов, поиграть на детской площадке с теми детьми, с которыми им предстоит находиться в одном коллективе. Также важно походить вокруг школы, по коридорам, то есть чисто визуально подготовить ребенка к новому месту. Физическая подготовка связана с тем, что у ребенка будет меняться режим дня. После лета, после свободного режима детей ожидает строгий подъем, строгий отбой, дневной сон, если речь идет о младшем возрасте, питание — строго по расписанию, да еще и не такое, что можно покапризничать. Все это тоже требует адаптации. В течение последних недель перед вхождением в новый коллектив надо стараться максимально приблизить режим дня к будущему режиму. Часто ли возникает проблема, когда ребенок отказывается есть в саду или в школе, например, под предлогом «дома другая еда»?Вопросы питания действительно очень часто поднимаются сегодня, и не столько потому, что еда стала хуже — по сравнению с тем, как питались мы, она стала намного лучше, — но стали очень придирчивы родители и очень разбалованные в этом плане дети. Появляются большие возможности, дети начинают капризничать, родители под них подстраиваются. Я не говорю, что нужны армейские принципы, но во вред и чрезмерное потакание капризам, в результате чего ребенок начинает слишком придирчиво относиться к еде. На мой взгляд, если ребенок приучен к тому, что в пищу можно употреблять большое разнообразие продуктов, то никаких особых проблем с питанием в коллективе возникнуть не должно. Есть дети, так называемые «неешки», которых вовремя не приучили к разнообразию: кто-то любит только макароны, кто-то только овощи, кто-то только фрукты. С такими детьми проблемы могут возникнуть, очень важно объяснить им, что нужно кушать все, но если момент упущен, то следует поговорить с воспитателями и преподавателями о том, чтобы ребенка не заставляли есть насильно. Голодный ребенок поест, если он правильно настроен психологически. Если же это невротическое отношение к приему пищи — «только вот так, только вот это», то здесь уговоры не помогут, и нужно будет работать с психологами. Если ребенок отказывается есть только потому, что пища ему незнакома, то может сыграть роль воздействие коллектива. Очень часто дети, которые привередничают в плане еды дома, приходя в детские сады, видят, что все вместе кушают, и начинают тоже кушать, за компанию. Мне кажется, не стоит поднимать этот вопрос заранее, пока проблемы нет, не настраивайте ребенка в духе «там другая еда, может, дадим ссобоечку». Проблема, на мой взгляд, больше в том, что не ребенок плохо или мало ест, а ребенок ест меньше, чем хотелось бы родителям. Если ребенок бегает, прыгает, скачет, у него все в порядке с показателями здоровья, значит того, что он съедает в течение дня, ему достаточно. Может, не стоит искать проблему в ребенке, а стоит подумать по поводу нашего к отношения к этому вопросу. Какой режим питания считается наиболее рациональным и здоровым для детей?Здесь нет ничего нового — четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. В школьных и дошкольных учреждениях существует четкий режим, он не выдуманный, он основан на рекомендациях диетологов и гастроэнтерологов. Здесь нужно обращать внимание не столько на время, сколько на разнообразие рациона. — Можно ли давать детям что-то с собой в качестве перекуса? В детском саду возникает вопрос, надо ли. В школе, безусловно, можно. Но сначала поговорите со своими детьми. Если ребенку достаточно того, что ему предлагают в школе, то зачем? Только потому, что нам кажется, что он мало ест, и хочется ему что-нибудь впихнуть? Но если ребенок говорит «да, мне недостаточно, иногда хочется что-то перекусить» — без вопросов. Главное — организовать правильную ссобойку — не шоколадные батончики, а яблоко, банан, правильный бутерброд. И не забывать о питьевой воде. Кроме того, я хотел бы обратить внимание на наличие у школьников карманных денег на буфеты с чипсами, сухариками, конфетами и сладкой газировкой. Карманные деньги — это очень хорошо, так как это учит детей обращаться с деньгами, это социум, нам это нужно. Но при этом надо хотя бы примерно знать, на что ребенок эти деньги тратит. Чтобы не получилось так, что ссобойку вы не даете, а ребенок заменяет ее чипсами, сухариками и шоколадными батончиками. Говорите со своими детьми, дружите с ними. Если с ребенком есть контакт, то вы узнаете, что он покупает, и сможете объяснить, что хорошо, а что не очень. С другой стороны, это ребенок: рано или поздно он все равно потратится на газировку. Надо стараться относиться к этому философски и не забывать о личном примере. В какое время лучше делать уроки?Это очень большая и сложная проблема. Наши дети сегодня перегружены: огромное количество ненужной информации, которая навязывается нашей школьной программой, слишком много домашних заданий. Вопрос домашних заданий в первую очередь, наверное, связан с тем, в какую смену учится ребенок. Если смена первая, то все просто: не стоит садиться за уроки сразу после школы или делать их поздно вечером, выбирайте промежуточный вариант. Со второй сменой все намного сложнее. Утром, как правило, ребенок предоставлен сам себе, а в младших классах домашние задания все же требуют контроля. Поэтому если работа родителей не позволяет делать уроки с ребенком по утрам, единственное, что можно посоветовать: старайтесь делать перерыв между занятиями в школе и выполнением уроков. Если что-то не успели, лучше дать ребенку возможность отдохнуть за ночь и доделать утром, но не нужно делать уроки в восемь-девять вечера. Как избежать перегрузки?Школа, репетиторы, кружки, секции — в совокупности получается очень большая нагрузка, поэтому, как мне кажется, нужно очень рационально отнестись к дополнительным занятиям. Наши дети очень часто занимаются не тем, чем хотелось бы им, а тем, что хочется родителям. Смотрите, что интересно ребенку, что реально ему нужно для его будущей жизни. Наверное, на этом и стоит сконцентрироваться. Не стоит забывать, что избежать психологического стресса помогает физическая активность, поэтому важно найти баланс между занятиями умственными и физическими. Хотелось бы попросить родителей не нагнетать напряженность в старших классах по поводу поступления в вузы. И со стороны родителей, и со стороны преподавателей идет мощнейший прессинг: «если ты это не сделаешь, ты не поступишь». Наверное, целесообразнее здесь действовать не методом давления, а методом убеждения. Если ребенок сам поймет, что ему нужно в будущем, он будет по-другому относиться к учебе, все, что осознанно, легче переносится, лучше усваивается и наносит меньшую психологическую травму. Как правильно отдыхать?Каждый понимает отдых по-своему. Физиолог Павлов говорил, что отдых — это смена деятельности: если вы работали умственно, поработайте физически. Я бы не стал так категорично рассуждать, для кого-то отдых — это просто полежать на диване, для кого-то почитать любимую книжку, кто-то ездит на велосипеде, а кто-то рисует, поэтому к отдыху надо относиться индивидуально. Смотрите, что любит ваш ребенок, что он делает с большим удовольствием. Быть может, то, что для вас работа, для него отдых. Но если вы два часа занимались математикой, а потом сядете читать книжку, то, наверное, это все-таки не совсем правильно. Лучше походить, подвигаться. Очень важно, чтобы отдых начинался не в тот момент, когда вы уже упали и не можете встать, а был организован систематически. Физиологи советуют отдыхать 15 минут каждого часа. Какой бы ни была тяжелой и нужной работа, которую вы выполняете, она не должна быть непрерывной в течение очень длительного времени. Наши 45-минутные уроки в школах не выдуманы просто так, в них заложен серьезный психофизический смысл — больше 40−45 минут концентрироваться на одной проблеме ребенку очень сложно. Чередуйте: работа и отдых, работа и отдых. Сколько времени в среднем разрешен компьютер?Для детей младшего школьного возраста в среднем компьютер и телевизор рекомендованы на 45 минут в сутки. Сюда же я отношу планшеты, игровые приставки и все остальное. Помните, что это серьезная нагрузка для глаз школьника, которые и так страдают от наших не самых качественных книг, освещения и всего остального, благодаря чему к третьему классу половина детей приходит с нарушениями зрения. Школа — это сидячий образ жизни. Как бороться с гиподинамией?Гиподинамия — это бич 21 века. Автомобили подвозят учеников прямо к школе, во дворах мы видим все меньше и меньше играющих с мячом детей. Надо понимать, что формирование привычки к регулярной двигательной активности — это задача родителей, ни школа, ни сад этому не научат, если в семье все постоянно лежат на диване и ездят на авто. Если папа с мамой делают зарядку, объяснить ребенку, что зарядка — это хорошо, будет довольно просто. Начинать надо с банальных вещей: утренняя гимнастика, прогулки, игры на свежем воздухе, там, где можно пройти, а не ехать, лучше прогуляться. Все это — наша привычка, наш сформированный образ жизни, и никто не сделает это за нас. Если не получается стандартными методами, используйте игровые элементы, например фитнес-браслеты, которые считают шаги. Устройте семейные соревнования, придумайте поощрения. Борьба с гиподинамией — это только движение, и больше ничего. Можно ли минимизировать риск нарушений зрения и осанки?Что касается зрения, то это минимум гаджетов, минимум напряжения, правильное освещение. Объясняйте ребенку, при каком свете нужно читать, с какой стороны должен падать свет. Важно организовать правильное рабочее место, с подходящей высотой стола, качественным стулом с регулировкой по высоте и наклону спинки. Что касается школьных занятий, вряд ли мы с вами сможем повлиять на закупку правильных парт, столов и стульев, поэтому акцентировать внимание нужно на том, как ребенок ведет себя дома: как сидеть, как смотреть, как держать голову, плечи, как писать — вот это помогает формировать правильную осанку. Полезны также плавание, гимнастика, игровые виды спорта с симметричной нагрузкой на позвоночник, что способствует укреплению мышечного каркаса. Обратите внимание на то, как ребенок спит. Спальное место должно быть в меру жестким, подушки — анатомические, которые повторяют изгиб позвоночника, препятствуя формированию нарушений в шейном отделе позвоночника. Учитывая количество книг, которые приходится ежедневно носить нашим школьникам, важно выбирать правильные рюкзаки (не сумки и не портфели), которые прилегают к спине, в которых регулируются наплечные рамки, которые распределяют нагрузку равномерно по спине. О каких правилах гигиены следует рассказать ребенку, отправляя его впервые в детское учреждение?Главное правило личной гигиены — мойте руки перед едой. Мыть руки после туалета, мыть руки после того, как сходили на улицу, поиграли с игрушками, переобулись, переоделись. И важно научить ребенка делать это правильно. Очень часто у детей, которые идут в сады и школы, возникают проблемы с посещением туалета. Дети высокоранимы и стеснительны, общие туалеты для многих становятся проблемой. Родителям следует научить ребенка правильно пользоваться туалетом, обратить внимание на то, хватает ли ему гигиенических навыков выполнять эту процедуру самостоятельно, чтобы необходимость посещения туалета не стала для него трагедией и неожиданностью. Объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя терпеть, сидеть на занятиях или стесняться отпроситься с игровой площадки в детском саду. Если вы видите, что проблема назревает, поговорите с педагогом — не секрет, что в некоторых школах препятствуют тому, чтобы дети выходили во время урока. Обращайте внимание, как ребенок посещает туалет после школы, после сада: если он вприпрыжку, не успевая раздеться, несется в туалет, значит, он перетерпел. Задержки мочеиспускания и дефекации могут приводить к заболеваниям мочевыводящей системы и желудочно-кишечного тракта, поэтому надо уделить этому вопросу должное внимание. Говоря о гигиене, надо затронуть и вопросы правильной одежды. Сентябрь — время, когда утром холодно, а днем бывает еще жарко. Утром ребенка укутали, вечером он приходит домой красный, потный. Нужно учить своих детей правильно пользоваться одеждой, объяснять, что если жарко — это можно расстегнуть или снять, если холодно, это нужно надеть. Хорошо использовать в одежде принцип многослойности, что позволит ребенку регулировать температуру комфорта. Таким образом, он научится правильно использовать возможности своей одежды в зависимости от условий окружающей среды, и у нас не будет перегретых, мокрых и переохлажденных детей. В каких случаях следует оставить ребенка дома?Америку я не открою — больной ребенок должен сидеть дома. Рвота, понос, сыпь, если ребенок непрерывно кашляет, если у него льются ручьем сопли, повысилась температура — безусловно, он должен остаться дома вне зависимости от того, какие важные контрольные у него сегодня. С другой стороны, если вы будете передерживать его дома по поводу любого однократного чиха, то у него никогда не сформируется коллективный иммунитет, он будет реагировать на любой чих со стороны и не иметь собственной защиты. Здесь важна золотая середина и контакт со своим врачом, который посмотрит и скажет, надо ли оставлять такого ребенка дома или нет. Больной ребенок должен сидеть дома, но если он поправился, не нужно держать его дома две-три недели. О чем еще важно помнить родителям?Наши дети ходят в школу без сопровождения взрослых, ездят на общественном транспорте, самостоятельно добираются до секций и кружков. Поэтому очень важно проработать вопросы безопасности. Проработайте маршрут от дома до школы, до тренировки, до бассейна — определите наиболее безопасный маршрут, пройдите его вместе. Обучите ребенка элементарным правилам безопасности: как переходить дорогу, как заходить в общественный транспорт, выходить из него, с кем можно заходить в подъезд, как нужно ездить в лифте, с кем можно ездить в лифте. Много происшествий случается во дворах: припаркованные машины, мусорные баки, выбегающие дети. Обратите детское внимание и на этот момент: как выходить из дома, куда смотреть. За три месяца лета, находясь на дачах, в деревнях, в оздоровительных лагерях, дети теряют настороженность городского жителя, поэтому поговорите с ними, напомните о главном. Отдельно обсудите безопасность в доме: как пользоваться электроприборами, как включать и выключать газовую плиту, кому можно открывать дверь — все эти моменты требуют очень большого внимания. Безопасности много не бывает. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как не угробить здоровье и психику ребенка за время учебы? Вместе с врачом готовимся к учебному году Обо всем, что не помешает знать мамам перед тем, как отправлять детей в детские сады и школы, мы поговорили с врачом-педиатром. |
|