Удручающая статистика: в последнее время по дорогам страны более половины автомобилей колесят без пройденного техосмотра. Некоторые ссылаются на большой дорожный налог – госпошлину на право допуска транспортного средства к участию в дорожном движении. Впрочем, дело, конечно, не только в этом. «Уклонистов» хватало всегда. Как с ними бороться? Об этом и многом другом беседа с директором республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр» Юрием Ленчевским.
– Юрий Станиславович, вопрос ребром: наши автовладельцы становятся более сознательными или, наоборот, относятся к процедуре техосмотра как к чему-то необязательному?
– Сначала просто факт. Начиная с 2014 года (именно тогда была введена госпошлина) количество предоставляемых для техосмотра авто ежегодно снижалось примерно на 10 процентов. И это несмотря на то, что общее количество зарегистрированных в ГАИ машин продолжает увеличиваться. Скрывать здесь нечего – основная причина в больших суммах, которые нужно платить в виде налога при прохождении ТО. На мой взгляд, существующая система несовершенна, в ней смазан принцип справедливости. Простой пример. Кто-то купил новенькое транспортное средство. Для него пройти линию не составит труда. Но при этом придется заплатить за дороги на два года вперед. И владелец уже задумывается: а буду ли я столько ездить по этим самым дорогам? Но ведь проблема лежит не только в экономической плоскости. Нужно говорить и об общей культуре.
– Кстати, часто даже условно «свежие» автомобили не в состоянии с первого раза пройти техосмотр. В то же время для «старичков» это не составляет труда. С чем это связано? С общим качеством автотранспорта или компетенцией и аккуратностью водителей?
– Когда-то довелось наблюдать такую ситуацию. На «штурм» линии ТО прибыла «копейка». И всю процедуру «Жигули» прошли без сучка без задоринки. Мастера со всей СТО сбежались посмотреть на чудо, едва не аплодировали. И дело не в том, что раньше и трава зеленее была, а в аккуратности и ответственности отдельно взятого автолюбителя. К сожалению, такие нынче попадаются все реже. Есть категория водителей, которые приезжают на техосмотр как на диагностику. Дескать, вот сейчас и узнаю, что там у меня «ляпает». Но процедура ТО – своего рода экзамен, к которому нужно готовиться заранее. Ведь известно, что пересдача испытания всегда обходится дороже по деньгам, времени, нервам, чем предварительная диагностика.
– Основной причиной «пролета» по ТО всегда было не отсутствие у автолюбителей средств, а техническое состояние автотранспорта. Как в общем вы оцениваете наш автопарк?
– Однозначно машины становятся современнее, новее. Об этом говорит и статистика продаж салонных авто. Если еще 10 лет назад по дорогам массово коптили дышащие на ладан «старички», то сегодня, согласитесь, такое транспортное средство в потоке машин выглядит скорее привлекающей общее внимание диковинкой. Иное дело – внешний вид транспорта. Речь даже не о чистоте, а о механических повреждениях кузова. «Боевых бортов» все больше, и это неудивительно. Как-никак плотность движения зашкаливает, парковок не хватает. «Притереться» – обычное дело. Именно поэтому мы, специалисты в сфере ТО, с радостью отказались бы от оценки внешнего вида машин во время процедуры. Сегодня автомобиль с внешними повреждениями мы разворачиваем. А нужно ли это делать? Ведь наша главная задача – отсеять потенциально опасные авто.
– Многие водители возмущаются тем, что при стандартной процедуре техосмотра проверяется очень ограниченный перечень параметров авто. Пример из моей жизни: не успел я отъехать от диагностической станции с заветной наклейкой на «лобовике», как лопнул патрубок подачи топлива, не выдержал тягот зимней эксплуатации. Каких параметров проверки в современных реалиях не хватает?
– Теоретически набор «экзекуций» на линии можно расширять бесконечно. Но давайте подумаем: стоит ли? Ведь мы работаем в рамках международных норм, все параметры осмотра отражены в специальных техрегламентах. Скажу больше, в некоторых странах процедура даже более либеральна, там специалисты обращают внимание только на основные, считанные узлы и системы машины, с неисправностями которых возникает реальная угроза безопасности дорожного движения. Грубо говоря, с развалившейся рулевой рейкой, когда колеса не слушаются руля, ездить запрещено. А вот с дырявым кузовом – условно можно. Недавно мы встречались с международными экспертами, которые знакомились с белорусской системой техосмотров. Они рассказывали, что проверяют машины исключительно с технической точки зрения. Все остальное – контроль комплектности, внешнего вида и так далее – задача дорожно-постовых служб. Хотя… Я к перечню всех процедур добавил бы еще одну, а именно – компьютерную диагностику. Фактически в каждой современной машине предустановлен «черный ящик», который фиксирует множество скрытых поломок и сбоев. Уверен, что практически все владельцы авто встретили бы подобное нововведение с энтузиазмом. Вполне может быть, что подобную услугу мы когда-нибудь будем предлагать.
– Водитель, заботящийся о безопасности, и так регулярно заезжает на СТО и проходит расширенную диагностику транспорта. А как нерадивых заставить это делать?
– Заставить могут только действенный контроль и принцип неотвратимости наказания. Как это сделать с учетом того, что за каждой из полутора миллионов машин сотрудника ГАИ не закрепишь? Я сделал бы ставку на технические средства – камеры фотофиксации. Шансов минуть их все – никаких, значит, наказание (штраф) неминуемо. Дисциплинирует? Безусловно!
– Станции техосмотра активно компьютеризируются. Однако ручной труд все еще присутствует. Насколько справляются со своими обязанностями работники СТО с учетом того, что большинство опций и систем новеньких моделей авто руками проверить уже не получается? Когда компьютеры полностью заменят людей?
– Пока об этом речь не ведется. Все же руки, глаза, мозг человека универсальны, замены им нет. Сегодня скорее можно говорить о минимизации субъективного человеческого фактора. В то же время мы все больше полагаемся на беспристрастные электронные системы. Что касается квалификации работников СТО, здесь стараемся идти в ногу со временем. Ежегодно 10–11 групп инженеров проходят курсы повышения квалификации в БНТУ. Еще раз подчеркну: главное для нас – безопасность на дорогах. Техосмотр нужен, чтобы на скоростной многополосной трассе колесо не отвалилось. Чтобы у грузовика перед пешеходным переходом тормоза не отказали. Чтобы не сбивали людей по той лишь причине, что одна из фар «косит», а то и вовсе не горит. К сожалению, это все – примеры из жизни. Но так быть не должно.
Пройти по линии
Бывает, и автомобиль полностью исправный, а со станции техосмотра приходится возвращаться несолоно хлебавши. Чаще всего причиной конфуза становится забывчивость или невнимательность хозяина. На что обратить внимание перед тем, как отправляться за заветной наклейкой?
Что проверяют?
- Состояние подвески;
- работу осветительных приборов;
- работоспособность регуляторов ремней безопасности, водительского сиденья;
- выхлопную и тормозную системы;
- исправность рулевого управления.
Какие документы нужно подготовить?
- Водительское удостоверение и талон к нему;
- техпаспорт;
- сертификат ранее пройденного ТО;
- «водительскую» медицинскую справку;
- страховой полис («автогражданку»);
- квитанцию об оплате госпошлины на допуск к участию в дорожном движении.
Что должно быть в машине?
- Медицинская аптечка (проверяется не только комплектность, но и срок годности препаратов;)
- огнетушитель (обращают внимание на его срок годности. Если истек – придется или перезаправить имеющийся, или купить новый);
- знак аварийной остановки.
Обратите внимание:
- Долейте в бачок стеклоомывающую жидкость. Инженер на линии попросит включить систему очистки стекла, а без жидкости доказать ее работоспособность не получится;
- проверьте, закреплен ли аккумулятор. Каких-то особых норм, по которым АКБ должна фиксироваться, нет. Поэтому подойдет даже самодельный хомут из проволоки;
- прислушайтесь к шуму заведенного авто. Если из-под днища доносится «бубнеж», значит, имеется дырочка в глушителе. На скорость не влияет, но мастер с таким дефектом машину не пропустит.
В пределах допуска
По статистике, в прошлом году было выдано около 1,2 млн разрешений на допуск к участию в дорожном движении. В то же время в стране зарегистрировано более 4 млн единиц транспортных средств. Камень преткновения, считают специалисты, – госпошлина, без уплаты которой к техосмотру не допускают. Еще в прошлом году депутаты обсуждали изменения в законодательстве. Предлагались разные варианты – от включения пошлины в стоимость топлива до единого ежегодного налога для всех владельцев транспорта. Еще одна альтернатива – отвязать уплату пошлины от прохождения техосмотра. Вместо этого ввести заявительный принцип ее уплаты – хоть каждый месяц со скидками за годовой «абонемент».
Сергей Муравский,