Ловушка для беднеющего беларуса
30.01.2020 18:28
—
Разное
|
Почему магазины «фикс прайс» – это зло для наших мозгов и предпринимателей «Здесь всё по три рубля. Здесь можно купить целую корзину товаров разной степени ненужности за стоимость похода в кафе. Здесь пахнет мечтой о красивой жизни и дешёвым пластиком. Это они — магазины всего на свете по бросовой цене», пишет Саша Литвин разбирается, как в Беларусь проникли магазины фиксированных цен, как мы увязли в дешёвом китайском клее – и почему «фиксы» отлично демонстрируют национальную прогрессирующую бедность. В Беларуси пара сотен магазинов, где всё (или почти всё) стоит одинаково мало. Кто-то в них закупается регулярно, кто-то изредка заглядывает, а кто-то при их виде морщит нос. Но с этим чудом экономики, которому почти полтора века, всё не так просто. Давайте подумаем, как безобидные магазины с китайскими безделушками деформируют сознание покупателей и выживают честных предпринимателей. Откуда взялись такие магазиныПервый магазин фиксированных цен появился еще в 1879 году в США. Тогда Фрэнк Вулворт, идейный отец всех современных магазинов, придумал продавать все товары по 5 центов. Конечно, с выгодой для торговой точки — зарабатывая на объёмах. За 140 лет идею обкатали и приняли в разных странах. От Канады и Германии до Японии и Австралии работают разные 99 cent only, Euroshop, Dollar tree и Crazy Clark’s. В Беларуси первые такие магазины появились семь лет назад. Это были единичные роллеты ушлых ребят, которые смекнули купить товар в Китае очень дёшево, продать у нас просто дёшево, и заработать на разнице неплохие для такого товара деньги. Потом пришли сети. Например, первый магазин российской сети «Три цены» появился у нас в 2016 году. До конца 2020 года компания хочет открыть 100 торговых точек по всей стране (сейчас — 70). Кроме них есть 88 магазинов сети Fix Price (тоже из РФ), 54 — «Еврошоп», 5 — Funny Prices (только одежда и только в Минске) и несколько единичных точек. Как минимум в 217 магазинах по всей Беларуси продаётся всё: духи «Императрица», пылесборники для дома, штукатурка, «колье», ошейники для животных, колготки и даже книги «Как убедить, если вас не слышат» и «Жизнь в шоколаде». Всё это – на соседних полках. Большая часть товаров — в диапазоне от 1 до 4 рублей. Как итог – люди, у которых мало денег, могут купить по низкой цене вещи, которые похожи на более дорогие аналоги. И, с одной стороны, рынок, доступный для всех, с разными ценовыми категориями — это, в общем, хорошо. Но когда экономика в целом хромает, а население нищает, это формирует неочевидные и опасные для общества тенденции. Чем магазины фиксированных цен опасны для малого бизнесаЛихие 90-е с их стихийными рынками, дефицитом и духом свободы позволили первым предпринимателям независимой Беларуси заработать стартовый капитал. Бизнес у нас был и раньше, до революции 1917 года, но всю эпоху Советов предприниматель считался негодным спекулянтом и мог фарцевать только из-под полы, на свой страх и риск. Ближе к концу «совка» и в начале 90-х рынок открылся, люди смогли возить товары в соседние страны, а оттуда — к нам. Те, кто торговали спортивными костюмами и шубами на «Динамо» в Минске (и в каждом городе был свой такой «динамо»), позже стали открывать точки на рынках и магазины, инвестировать в производства. Видите, как это работает? Люди получили возможность заработать. Воспользовались ею. Свободные деньги вложили в развитие. Заработали себе, принесли пользу людям, создали рабочие места и заплатили налоги. Если не душить предпринимателей на этом этапе, будет новый цикл, с большими масштабами. Это и есть органичный рост бизнеса, экономики и благосостояния населения. Он возможен, когда есть настоящая стабильность и предсказуемость, инфляция не съедает зарплаты, доходы и активы, а новые законы не ухудшают условия работы и не создают монополии. Чего стоит антипример выживания простых киосков с остановок и открытия на их месте других, непростых. Но у нас ответственные лица хотят скопировать форму, ожидая, что содержание подтянется следом. Увы, всей страной нельзя мгновенно и безболезненно перепрыгнуть с холодной картонки за шторкой на рынке на махровый коврик в примерочной бутика. Равно как невозможно продавать аналогичные товары в 2-3 раза дешевле, чем это делают предприниматели на рынках и в магазинах. Почему там оказывается дешевлеКак это получается у магазинов фиксированных цен? Есть красивая «официальная» версия: такие заведения зарабатывают на объёмах продаж. Маржа низкая, но за счёт оборотов они могут ставить минимальную цену. Но есть закупочная цена, которая в любом случае определяет цену отпускную — то, сколько мы платим за товар. Упрощённый пример: если на прилавке лежит мини-светильник в виде головы единорога за 3 рубля, то магазин купил его за 2 рубля. А поставщик — за рубль. В свою очередь, оптовый посредник взял его у производителя за 50 копеек, а тот сделал его по себестоимости в 25 копеек. Светильник за 12 центов?.. К названию таких предметов я бы дописывал «одноразовый». Так дёшево и в таком состоянии может продаваться неликвид, бракованные партии, излишки производства. Присмотритесь внимательнее. Скорее всего, швы будут неровными, детали — склеенными грубо, материал — не самым приятным на ощупь. Пластиковые упаковки часто потёртые, поцарапанные. Проволочная вешалка для одежды гнётся в пальцах — пиджак из плотной ткани скрутит её за день. Будем честны: такие вещи часто очень быстро превращаются в мусор (если не являются им с самого начала – Прим. KYKY). Вероятно, среди них есть и «качественные» товары, сделанные по местным китайским ГОСТам (и российским – товаров из РФ в таких магазинах тоже много). То есть формально технические требования соблюдены. Но их уровень, как и качество продукции, невысок. Предприниматели, в роллетах и магазинах которых беларусы покупают эти товары для дома (от разделочных досок до швабр и помад), не могут себе позволить купить контейнер неликвидного товара одного наименования. Тогда им придётся либо замораживать деньги на 10 лет и забивать склад однотипной продукцией, либо открывать «Супермаркет одноразовых молотков для отбивных». А покупатель видит, что внешне похожий товар у «ипэшника» стоит дороже, чем у «фиксов», и возмущается. Но во-первых, товар, скорее всего, не такой, а более качественный. А во-вторых, цена выше не из-за космической маржи у ИП, а из-за аномально низкой закупочной цены у «фиксов». Так что дело совсем не в том, что предприниматели не сообразили что-то сделать – а смекалистые «фиксики» оптимизировали процессы и вытесняют их честной конкуренцией. Кстати, на многих товарах в таких магазинах в качестве изготовителя указан «MARKET UNION CO., LTD, No.113 QiuShi Road BeiYuan Yiwu, 322000, Китай». Но вот незадача — это крупный оптовый поставщик, большой рынок. А изготовитель — это лицо, которое осуществляет конечное производство продукции. Как вы понимаете, посредника указывают, когда не хотят «светить» настоящего производителя. Как «фиксы» меняют сознание покупателейМы все иногда выбираем выгоду здесь и сейчас. Это же заманчиво. Ребёнок предпочитает одну конфету немедленно — десяти конфетам завтра. Взрослый покупает кухонный нож в «фиксе», думая, что он хорошо сэкономил и уделал капитализм. Как бы не так! Вот основные ловушки, в которые мы попадаем, если ведёмся на аномально низкие цены. «Куплю подешевле – сэкономлю». Ловушка скупогоТого самого, который платит дважды. Чудес не бывает — качественный товар не может постоянно стоить дёшево. Если вы не идёте в магазин низких цен с компромиссным настроением «куплю что-то попроще, зато сэкономлю», вам придётся разочароваться дважды. Первый раз — когда оцените качество товара. Второй — когда пойдёте за следующим. И если туда же и за тем же, то придётся ходить трижды и четырежды, пока не сделаете правильный вывод. Однажды я купил диван. Он оказался сплошь на крестовых шурупах, а у меня, как назло, были только прямые отвёртки. И либо слишком широкие, либо чересчур узкие, с тонкой рабочей частью. Вечер, я возвращаюсь домой, диван нужно собрать. По дороге вижу магазин фиксированных цен — покупаю крестовую отвёртку по цене пачки сметаны. Итог – её даже не хватило на диван. Когда такое происходит, вспоминаешь затасканную, но мало кем освоенную фразу Натана Ротшильда: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи». «Это же самая низкая цена». Ловушка «экономиста»Того, который думает, как сэкономить рубль, а не заработать. О ней очень верно сказал другой (не менее попсовый и не более понятый) миллиардер Джон Рокфеллер: «Не надо бояться больших расходов, надо бояться маленьких доходов». Парадигмы «как максимально сэкономить» и «как заработать больше» — это даже не два полюса одной планеты, это параллельные Вселенные. В одной люди соглашаются с тем, что им дают, и пытаются на это выжить. В другой — не согласны мириться с нуждой, ищут возможности заработать больше. Загвоздка в том, что нельзя полноценно делать и то, и другое — банально не хватит времени и сил, и фантазия работает в разные стороны. Конечно, разумная экономия нужна и важна. Можно выключать воду, когда чистим зубы: пока водим щёткой туда-сюда, в трубу выливается 5-6 литров воды. В месяц — 330 литров. Но когда вся жизнь проходит в режиме экономии — это беда. И речь не о пенсионерах в деревнях, выбирающих между ломтем колбасы и лишней охапкой дров — это отдельная боль. А об активных трудоспособных гражданах, предпочитающих простой путь приспособления более сложному пути развития. «Куплю, потому что могу себе позволить». Ловушка шопингаВ магазинах фиксированных цен можно купить много всего за малые деньги. Такой себе нейробальзам для простого работяги. По сути, это нормально. Не только же модникам в «баленсиаге» и «гуччи» снимать стресс шопингом. В этом смысле «фиксы» становятся даже социально значимым инструментом. У «простых смертных» появляется ощущение, что они тоже могут себе позволить атрибуты если не роскоши, то нормальной жизни, «как у всех». Но не стоит надеяться, что такие товары будут служить долго, а пользоваться ими будет удобно и безопасно. Возможно, банка для специй прослужит годы — кроме резьбы там и ломаться нечему. Но шторка для душа (чуть толще фасовочного пакета) или электрическая зубная щётка не успеют вам надоесть. «Духи» за три рубля могут быть опасны для кожи, а плед полиняет прямо в стиральной машине. При этом в самих магазинах, как правило, светло. Нет ощущения, что вы попали в каморку старьевщика. Наоборот, свет заливает стеллажи, и это вызывает доверие, чувствуешь себя как в обычном магазине. Но даже часто расположенные вытяжки под потолком не спасают от тонкого запаха пластмассы и клея. Конечно, здесь можно купить товары, к которым нет особых ожиданий по качеству: тетради, ручки, свечи для торта, прищепки. Скорее всего, они будут «мингли» и «джанджи» (яркими и красивыми), но не всегда «пинг» и «фа» (устойчивыми и полезными). «Люди сами виноваты своей бедности». Ловушка снобаЭто совсем другой капкан. Мы попадаем в него, когда высокомерно смотрим на людей, закупающихся в «фиксах». Давайте подумаем: разве можно огульно обвинять их в том, что они покупают такие товары, потому что не могут позволить большего, а побаловать себя и близких хочется? Конечно, нет. Даже если обновка или подарок быстро испортятся и придётся покупать новый. Ну нет денег на качественную кухонную утварь — это реальность для миллионов беларусов. А дешёвая, но новая пластиковая «штучка» будет сверкать и радовать глаз. Можно сколько угодно вещать доярке из небогатого колхоза про саморазвитие, поиск возможностей или оправданий, стартовый капитал и т.п. Но когда работа с 5 утра до 8 вечера, зарплата 400 рублей, муж-механизатор опять в запое, а дома сопливые дети, которых надо накормить и одеть в школу – вырваться из лап бедности непросто. Комментарии в духе «сама виновата», «надо было валить оттуда после школы» не принимаются. А вот «социально ориентированное государство», которое не вдохновляет людей открывать своё дело и не зависеть от фиксированной «получки», судить можно и нужно. Так получилось, что работник креативной индустрии в Минске пьёт лавандовый раф за 5 рублей и свайпит вправо. А работник колхозной индустрии смакует простоквашу и бросает вилами навоз то вправо, то влево. Первый закажет товары для дома в «икее», или съездит туда сам — Вильнюс недалеко. А второй пойдёт с «получки» в магазин фиксированных цен. Первый покрутит аромасвечу в руках, поставит на место и перестанет её замечать. А второй будет радоваться даже свече долго, потому что нового в его жизни куда меньше. Глобально и в долгосрочной перспективе всякие «фиксы» вредят предпринимателям, лёгкой промышленности и нашей психологии. Но, увы, они при этом стали отдушиной для жителей нашей беднеющей страны. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему магазины «фикс прайс» – это зло для наших мозгов и предпринимателей
|
|