Нет больше «мы — врачи, а вы — офис»: как профессиональный менеджмент «перезапустил» сеть клиник «Кравира»
06.10.2022 11:25
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness Помогает ли профессиональный менеджмент в управлении клиникой и клиентскими процессами и что нужно делать, чтобы становиться лучше для клиентов и сохранять их лояльность? Об этом рассказала управляющий директор сети медицинских клиник Разрушаем стереотип «клиникой может управлять только врач»— Сеть медицинских клиник «Кравира» оказывает медицинские услуги по 38 направлениям более 20 лет и имеет в своем составе три филиала в Минске. В 2021 году «Кравира» стала победителем конкурса «Премия № 1» как лучший медицинский центр. 2 года назад собственники компании пригласили меня как профессионального менеджера, который имеет большой опыт управления и занимается постановкой и стандартизацией клиентских бизнес-процессов. После диагностики стало ясно, что с учетом возраста клиники нужен рестарт бизнеса и внедрение изменений в систему менеджмента. Мы стартовали с четкого определения функциональных обязанностей и разделения функционала зарабатывающих и обслуживающих подразделений (так называемые фронт- и бэк-офисы). Также нужно было поработать с оргструктурой, провести ее диагностику, разделить бизнес-процессы и зоны ответственности для лучшей управляемости и более быстрого принятия решений. Так в команде появился профессиональный HR-директор, который отвечает сейчас за весь цикл работы с персоналом. Сделали апгрейд клиники — редизайн логотипа, позиционирования, определили портрет «своего» клиента, разработали бренд-бук и поработали над внутренним и внешним оформлением. Помимо анализа и аналитики, разработали финмодель, выявили стратегические альтернативы и сформировали продуктовые предложения для разных типов клиентов. После оцифровки появилась прогнозируемость результатов и понимание «своей» ниши на рынке медицинских услуг. Медицина — сфера социальная и клиентоориентированная. Наша задача — обеспечить нашим клиентам должный уровень качества лечения и сервиса, увеличить продолжительность и качество жизни, помогая им оставаться активными и здоровыми. А если говорить с точки зрения бизнеса, то моя основная задача как управляющего, и задача команды — не дать бизнесу упасть в кризис, сохранить клиентскую базу, удержать или прирастить долю рынка. В ковидный 2019-й все медицинские бизнесы в Беларуси «упали» по объемам выручки и количеству визитов. А когда медицинский бизнес начал понемногу «приходить в себя», понадобились профессиональные и нестандартные решения, чтобы восстановить прежние объемы услуг, вернуть клиентов, вдохновить команду на результат и прирасти по доле рынка и финансовым показателям. У нас в «Кравире» этому способствовал профессиональный подход к менеджменту и правильно внедряемые изменения бизнес-процессов по всем направлениям. В первую очередь изменения коснулись колл-центра и контакт-центра (рецепции). Ведь впервые клиенты контактируют с сотрудниками этих подразделений. И от первого впечатления клиента при контакте зависит, выберет он нашу клинику, останется или уйдет. Как правило, медицинским бизнесом управляют менеджеры с медицинским образованием, то есть врачи. Даже в законодательстве есть оговорка, что в некоторых случаях директор медицинского центра — он же и главный врач. И это сложившийся годами стереотип, — «клиникой может управлять только врач, тогда и бизнес будет эффективным». Совмещение функций управленца и главврача может быть эффективно в небольшом или узкоспециализированном центре, однако в многофункциональной, сетевой клинике важно эти функции разделять. Этот стереотип уже давно сломан на Западе и в США, ломается и у нас. Менеджеры должны правильно «диагностировать», «лечить» и поддерживать «здоровье» бизнеса, а врачи — людей. На самом деле бизнес-модель клиники делают устойчивой и эффективной командная связка «профессиональный менеджер-управляющий + медицинский директор + руководитель отдела маркетинга» и правильно подобранная команда бэк- и фронт-офисов. Как известно, любые организационные изменения обычно ведут к смене персонала. В бэк-офисе и контактирующих с клиентами подразделениях за последние 2 года поменялось около 80% сотрудников, что принесло в компанию новые идеи, профессиональные компетенции и новую корпоративную культуру. В штате появился руководитель по клиентскому сервису, который является адвокатом клиента. Были выделены филиалы — медицинские центры по трем адресам с назначением заведующих филиалами и отделениями с соответствующими полномочиями и ответственностью. И внедрена функционально-процессная матрица. Сейчас управленческая команда, в том числе и медицинская, работает как единое целое, мотивирована через общие цели и систему KPI на результат, внедрение изменений, развитие и сервис. Если говорить про медицинский персонал, врачей, то для нас важно было сохранить команду экспертов, «звезд» и лояльных сотрудников, а также усилить коллектив новыми профессионалами. Мы сделали ставку на более молодое поколение врачей, которое имеет большой профессиональный потенциал, спокойнее принимает изменения и способствует их внедрению. В клинике на всех уровнях управления мы одинаково видим цифры и результаты через выстроенную систему оперативной управленческой отчетности. Одинаково понимаем цели и требования бизнеса. Оцифровываем цели по прибыли и бюджетируем затраты. «Штурмим» на маркетинговых и продуктовых комитетах, сразу планируя результат. Вырабатываем решения, как сделать клиентов счастливее, на комитетах по качеству., разбирая их обратную связь. Работаем как одна большая семья (ведь бизнес у нас семейный и ценности соответствующие), но с четкой субординацией, своими ролями, полномочиями и ответственностью. В клинике произошло «сближение» медицинского и офисного направления: нет больше «мы — врачи, а вы — офис». Для сотрудников предусмотрены разные виды обучения, — от обязательных курсов по повышению квалификации медицинского персонала до тренингов по сервису, стандартам, клиентским процессам и менеджменту. Например, при внедрении стандартов сервиса мы проводили тренинги для специалистов рецепции, колл-центра и большую обучающую конференцию по клиентингу для врачей «Как сделать клинику «своей». Сотрудники и руководители клиники проходят внешние обучение по разным направлениям, участвуют в конференциях и вебинарах. После обучения мы обязательно обмениваемся новыми знаниями с целью их внедрения в работе. Многие компании при спаде рынка в первую очередь «режут» затраты на персонал, его обучение и развитие. Мы — нет! Таким образом мы мотивируем новую команду на работу в новых условиях неопределенности, качественное выполнение своих обязанностей, повышение удовлетворенности клиентов. А не так давно мы утвердили новую социальную программу для сотрудников и членов их семей, которая дает существенные преференции при обслуживании в клинике и другие бенефиты и льготы. И отменять ее не собираемся, а планируем только дополнять и развивать. Клиентов на рынке больше не становится, поэтому за них нужно боротьсяЕсли говорить про клиентов (по медицинской терминологии — пациентов, но я все же больше люблю говорить «клиенты — это, на мой взгляд, более уважительно по отношению к ним; пациентом клиент становится, когда уже пришел в клинику), то их на рынке больше не становится». Наши клиенты — это физические лица (В2С-сегмент) и корпоративные клиенты — юридические лица и ИП (В2В-сегмент), которые заботятся о здоровье своих сотрудников. Всего за время работы «Кравиры» было оказано медицинских услуг более двум миллионам человек, и за последний год мы приросли по новым клиентам более чем на 30%. Мы эффективно сотрудничаем со страховыми компаниями ( Релокация целых бизнесов, в том числе IT-сферы, отъезд из страны платежеспособного населения, экономические факторы, снижение «барьеров входа в медицину» — это все макроэкономические факторы, которые ведут к «сдуванию» клиентской базы и уменьшению объема платных услуг в частной медицине. Более того, рынок платной медицины в Беларуси — очень высококонкурентный со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сегодня платные медицинские услуги только в Минске оказывают более 50 частных клиник и все государственные учреждения здравоохранения. Плюс высокая популярность страховой медицины у юридических и физических лиц привела к определенному «господству» страховых компаний в структуре выручки и клиентского потока частной клиники. В связи с миграционными процессами персонала и экономическими явлениями многие компании «порезали» в соцпакетах оплату медицинских страховок, профессиональные осмотры и скрининги здоровья сотрудников, что также сократило количество клиентов. Соответственно, в нынешних реалиях, как и в других сферах, в медицине идет жесткая борьба за клиента. Теперь клиент решает, куда ему обратиться за медицинской помощью и какой клинике отдать свои деньги за лечение и сервис. Как же все-таки клиенты принимают решение о том, в какой клинике им лечиться? Мы постоянно ищем ответы на этот вопрос для того, чтобы «привязать» клиента к медицинскому центру. Ведь мы работаем для клиента и должны всецело удовлетворять его потребности в лечении и заботе о здоровье, становиться к нему ближе, чтобы клиент выбрал «Кравиру». За что клиенты выбирают клинику «Кравира»1. Профессиональный уровень врача/ клиникиСегодня в штате трех центров «Кравира» работают более 180 специалистов высшей и первой квалификационных категорий, многие доктора имеют докторскую степень, есть и профессорский состав. Около 20% врачей работают с момента основания клиники, являются ДНК бренда. Оборудованные кабинеты приема, операционные и собственная лаборатория позволяют оказывать качественную медицинскую помощь и лечение. Все большую роль при выборе играют отзывы и рейтинги в интернет-пространстве и соцсетях наших клиентов. Соответственно, команда постоянно работает над поднятием рейтингов и улучшением имиджа центров. В этом году начали работу с HR-брендом работодателя с целью привлечения лучшего на рынке персонала. В штате появился менеджер по персоналу и рекрутингу. 2. Личное отношение к пациенту / уровень и качество сервисаОдним из главных преимуществ нашей клиники является вежливое и заботливое отношение к клиентам любого возраста. В отдельную категорию выделены дети и семьи. Уважительное и участливое врачебное обращение во время приема и лечения и после помогает клиентам выбрать «Кравиру» в качестве семейного медицинского центра. Все наши клиентские бизнес-процессы стандартизированы. Более того, работа всех подразделений с клиентами оценивается отделом контроля качества по специально разработанным чек-листам. За качество врачебных приемов и посещение медицинских центров клиент «голосует» сразу после посещения приема через рассылку смс с просьбой оценить сервис и оставить отзыв. Итоги оценки качества сервиса размещаются в регулярных управленческих отчетах, которые видят собственники и топ-менеджмент клиники, а также весь персонал. В вопросах сервиса мы также применяем профессиональный управленческий подход и регулярный операционный менеджмент. Показатели уровня удовлетворенности клиентов и качества сервиса включены в систему мотивации на основе KPI всего клиентоконтактирующего персонала и всех руководителей, включая медицинских. При планировании функционально-процессной матрицы обязанности сотрудников колл-центра и контакт-центра (рецепция) были разделены. В функции колл-центра входит консультирование по услугам клиники, прием входящих запросов и звонков от клиентов, записи на прием, и напоминание о приемах, в т.ч. рекомендованных. А сотрудники рецепции занимаются подготовкой документации к приему клиентов, встреча, сопровождение клиентов в клинике и записи на повторные приемы и диагностические обследования. Четкое разделение функций позволяет сотрудникам отвечать за конечный продукт их деятельности и хорошо делать свою работу. И получать хорошие оценки и отзывы от клиентов. Все это дает нам возможность сохранять клиентскую базу и высокую лояльность к медицинскому центру «Кравира», увеличивать повторные посещения клиники и через сарафанное радио и рекомендации получать новых клиентов. И, соответственно, расти в объемах оказываемых медицинских услуг, в выручке и прибыли. 3. ПродуктыУ нас в клинике разработаны разные виды программ (мы их называем классически продукты) под запрос разных типов клиентов. Клиенты — физические лица в целях профилактики состояния своего здоровья могут проходить обследования по комплексным программам, так называемым Для корпоративных клиентов мы разрабатываем 4. Доступность времени приемаЭто важная ценность для клиентов, ведь если у человека что-то болит или ему необходим очередной скрининг здоровья, он не будет ждать. И наше правило «Прием в день звонка» дает такую возможность. Омниканальность записи клиентов создает удобство и скорость. Наш колл-центр — современный, хорошо оснащенный качественным оборудованием центр консультаций, сервиса и продаж. Все бизнес-процессы, рабочие процедуры и правила работы с клиентами стандартизированы и формализованы. Сотрудники мотивированы по системе KPI на конверсию в визиты в центр, сокращения времени ожидания на линии и быстрые ответы онлайн, качество консультаций и сервиса. Среднее время ответа на обращение клиента — до 5 секунд оффлайн и 1,5−2 минуты онлайн. Все это помогает обеспечивать доступность записи на прием и скорость обслуживания. 5. Месторасположение филиаловУ нас локальное позиционирование, наши центры находятся в трех районах города. В клинике на Победителей, 45 есть почти все направления деятельности центра, операционный блок, дневной стационар, палаты послеоперационного пребывания. На Скрипникова, 11Б — центр пластической хирургии и основные направления терапевтического профиля и диагностики. На Захарова, 50д — центр педиатрии, собственная лаборатория и амбулаторно-поликлиническая помощь. Во всех центрах есть забор анализов и функциональная диагностика, УЗИ. Удобные транспортные развязки, парковки, режим работы без выходных дней — все это привлекает клиентов и удерживает их рядом. Во всех филиалах мы оказываем практически одинаковый спектр основных медицинских услуг и лабораторных исследований, отличия только на узконаправленные, такие как операционные вмешательства, пластическая хирургия и косметология. 6. Цены на медицинские услугиС одной стороны, медицина постоянно находится под пристальным вниманием «регулятора» — для нас это Минздрав. С другой стороны — мы сфера социальная, многие цены (тарифы) у нас регулируются тем же Минздравом, а на другом конце стоят клиенты и партнеры — страховые компании, — которые очень чувствительны к цене услуг, помимо качества лечения и обслуживания. Мы не можем при ухудшении макроэкономических факторов или курса рубля одномоментно поднять цены в два раза. И при этом должны учитывать и четко отслеживать в себестоимости рост цен на материалы, особенно в материалоемких направлениях услуг, чтобы не уйти в минус. По некоторым направлениям приходится с ростом стоимости импортных материалов работать на низкой марже, применяя элементы «оборотной» стратегии. Сейчас мы занимаем нишу средних по цене клиник, цены в «Кравире» практически не поднимались в течение 2021 года — 3 квартала 2022 года. Поэтому, чтобы удерживать или увеличивать выручку при практически неизменных ценах, во главе угла у нас стоит увеличение клиентского потока, повторные визиты и средний чек, перенаправление клиентов внутри клиники по разным медицинским направлениям, исходя из потребностей в диагностике и лечении.. 7. Личный кабинет клиента и CRM-системаНедавно мы запустили для клиентов личный кабинет (ЛКК) на базе медицинской системы учета (МИС) «Айболит-клиника», разработанной компанией ЕРАМ. По нашим оценкам такой опции пока нет ни у кого из крупных многофункциональных центров. Для клиента это удобство сервиса, — клиент видит всю свою историю посещений, обследований, анализов и лечения, что раньше могли видеть только врачи. В кабинете же можно записаться на прием, отменить визит, просмотреть и распечатать свои анализы и диагностические заключения. В планах у нас подключить к ЛКК накопительную бонусную программу и систему скидок, акционных спецпредложений. Чтобы отслеживать жизненный цикл клиента, все точки контактов, не терять заявки, хранить историю работы с клиентами, .работать с рекомендациями врачей в целях профилактики мы заканчиваем разработку и внедрение CRM-системы на базе Bitrix24. CRM-система позволит также иметь знания о клиентах и сегментировать клиентскую базу и будет являться маркетинговым инструментом для эффективных коммуникаций. Таким образом мы планируем еще ближе быть к нашим клиентам и заботиться о них. Много сделано. И еще много предстоит сделать. Ведь у нас уже началось планирование на следующий год. Одним словом, профессиональный подход в менеджменте, независимо от сферы бизнеса или отрасли, дает всегда ощутимый прирост результата. Как говорится «менеджмент — он и в Африке менеджмент».
Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Помогает ли профессиональный менеджмент в управлении клиникой и клиентскими процессами и что нужно делать, чтобы становиться лучше для клиентов и сохранять их...
|
|