«Время простоя мы сократили на 42%». Как предприятию удалось улучшить даже самые простые процессы на производстве
30.08.2023 09:43
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness ![]() От качества процессов на производстве зависит и удовлетворенность потребителя, и доход бизнеса. Иногда кажется, что все в компании идеально, но если присмотреться получше, всегда можно найти, что изменить. Директор предприятия ![]() Директор ООО «БТВ-Агро» — Думаю, каждый, кто знаком с LEAN (концепция рационализации бизнес-процессов, направленная на его ускорение и сглаживание путем выявления и исключения процессов, которые не добавляют ценности продукту, — прим. «Про бизнес»), так и ли иначе сталкивался с инструментом SMED (это инструмент бережливого производства, направленный на сокращение времени настройки или переналадки оборудования, — прим. «Про бизнес»). Мы на БТВ-Агро тоже его изучали, но и подумать не могли, что найдем ему применение на заводе с монопродуктом, где нет ни станков, ни оснастки (в классическом их понимании), ни переналадок. Мы производим компост и весь наш завод — это система специальных бункеров и тоннелей, между которыми производится перегрузка (перемешивание) компоста при помощи фронтальных погрузчиков и автоматизированной системы конвейеров. Но однажды нам позвонил недовольный клиент и стал жаловаться, что в этот день мы задержали его отгрузку больше чем на 2 часа. На участке отгрузки рабочие сказали, что машина клиента попала на смену тоннелей и необходимо было ждать час или полтора, а тут еще и сломалось оборудование. Обычно ежедневно мы производим отгрузку из двух тоннелей поочередно, часть продукта (компоста) отгружается клиенту с одного тоннеля, а если машина загружена не полностью, ее догружают из следующего. И на тот момент все операции делались в строгом логичном порядке: открыл, закрыл, переехал, открыл, закрыл… Но мы понимали, что, если клиент недоволен, значит мы что-то делаем не так и это требует улучшения. Уже при первом обсуждении мы предположили, что некоторые операции можно поменять местами и таким образом выиграть пару минут: Но этого было явно недостаточно. И мы вспомнили про инструмент SMED. Ведь наша лебедка, которая выгружает компост из тоннеля, по сути, и есть тот самый станок, а тоннель — его оснастка, которую нам необходимо максимально быстро заменить и сократить все потери. Так что мы пошли на «гэмба» (подход, характерный для японской управленческой практики кайдзен, согласно которому для полноценного понимания ситуации считается необходимым прийти на гэмба — место выполнения рабочего процесса, собрать факты и непосредственно на месте принять решение, — прим. «Про бизнес»), смотреть и документировать происходящее. Этап 1. ВидеорегистрацияИзначально мы планировали делать регистрацию и разметку действий в режиме реального времени: на бумаге, без видеосъемки. Однако отказались от этой идеи по двум причинам: во-первых, невозможно одновременно фиксировать действия нескольких человек в бригаде синхронно и, во-вторых, некоторые действия происходят буквально в течение нескольких секунд и невозможно быстро задокументировать несколько подобных действий, идущих подряд. Поэтому видеосъемка дает нам время делать паузы, пересматривать видео и детально анализировать работу каждого сотрудника. ![]() Даже при использовании видеосъемки мы столкнулись с проблемой, когда три рабочих из бригады одновременно не помещаются в кадр и кто-то кратковременно выпадает из процесса регистрации. В нашем случае это было не критично, но при необходимости вы можете подключить второго человека для синхронной видеосъемки с нескольких точек и уже на этапе оцифровки синхронизировать видеопотоки на таймлайне. Этап 2. Оцифровка и разметкаНа втором этапе видеофайл загружается в любой видеоредактор (например, Adobe Premiere Pro), где есть лента времени (таймлайн). Создается новая таблица в Excel со следующими полями:
![]() Когда структура документа готова, можно запускать видеоряд в редакторе и посекундно фиксировать каждый шаг рабочего. Причем удобнее делать разметку для каждого рабочего в отдельности, т.е. сначала отслеживается и фиксируется работа Рабочего № 1, после окончания видео то же самое для рабочего № 2 и т.д. Как показала наша практика, так намного проще держать фокус и ничего не пропустить, чем постоянно переключаться между рабочими и их действиями. ![]() Этап 3. СтруктурированиеПосле заполнения таблицы можем переходить к анализу. Для начала необходимо определить какие операции или целые этапы работ из внутренних можно перевести во внешние. При помощи визуализации, это делать намного проще. Рекомендую использовать гистограмму с группировкой: по оси Х откладывать «Длительность», а по оси Y «Создание ценности» и «Тип операции». ![]() Уже на этой диаграмме можно увидеть какие операции (выделены синим цветом) требуют перевода из внутренних во внешние. Синие столбцы, направленные вверх — это операции, которые связаны с закрытием тоннеля и могут быть переведены во внешние, а направленные вниз — связанные с открытием и подготовкой второго тоннеля. Последние необходимо выполнять заранее в качестве подготовительных. Для большей наглядности мы оформили данные в графическом редакторе с указанием секунд по оси Х. ![]() У нас получилось два типа внешних операций (шагов), поэтому как уже отмечалось, часть отправляем в начало как подготовительные работы, часть в конец как заключительные, которые можно выполнять после окончания переезда. После перестановки операций в таблице строим график повторно и проверяем логику и последовательность действий, а также все ли операции мы перенесли на свои места. ![]() Этап 4. ОптимизацияНа этапе структурирования мы специально разметили черным цветом операции не создающие ценность. Мы предположили, что это хождения за инвентарем либо ожидание завершения операции. В нашим примере это время заняло 36% от общего. ![]() Это достаточно много. Но углубленный анализ показал, что почти все это время занимает ожидание переезда оборудования между тоннелями, раскручивания мата или поднятие и опускание вентиляционного рукава. Сократить это время не получится из-за конструктивных ограничений в скорости работы оборудования, заложенных производителем, а покупка нового, стоимостью в сотни тысяч долларов, не окупит нам несколько минуты ожидания. Этап 5. Персонифицированный анализМы подумали, что если в общем процессе мы не нашли, что можно сократить, то уже в разрезе рабочих такая возможность наверняка есть. Поэтому провели анализ операций рабочих, чтобы понять, как можно улучшить их работу и сократить общее время процесса. ![]() По результатам анализа удалось найти резерв еще в 52 секунды (суммарно), исключив лишние перемещения и подготовив некоторый инвентарь заранее. На данный момент с учетом всех оптимизаций (а это не последняя итерация) мы можем сократить время простоя автотранспорта клиента на 42% — до 21 минуты. Напомню, что изначально у рабочих эта операция занимала больше часа. При этом честно замечу, что часть процессов, к сожалению, пока так и осталась не оптимизированной. Но даже полученная экономия времени показывает эффективность данного метода и открывает перед нами новые направления для выявления резервов на других участках производства. ![]() ВыводыВ заключение скажу, что данный метод довольно трудозатратный и потребовал около 20 часов (3 рабочих дня). Первый день ушел на мониторинг и частично оцифровку видео, второй — на завершение оцифровки и частично анализ, третий — на анализ и подготовку отчета. Но результаты данной работы, несомненно, радуют:
Смотрите также
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
От качества процессов на производстве зависит и удовлетворенность потребителя, и доход бизнеса. Иногда кажется, что все в компании идеально, но если присмотреться... |
|