Режим «няньки» или нормальный менеджмент? Как и кто должен контролировать отдел продаж
15.11.2023 08:01
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness ![]() Руководители часто ленятся заниматься котролем подчиненных. Мол, сами все сделают. А если не сделают, «я их накажу». Но эта пагубная привычка может разрушить компанию. В новой эксклюзивной статье для «Про бизнес» эксперт по отделам продаж Максим Карабак объяснил, как и зачем РОПу контролировать свой отдел. Советуем почитать и пользоваться. ![]() Бизнес-консультант, эксперт по отделам продаж, тренер по продажам Что контролировать — результат или процесс?
— Диалог не выдуманный, совпадения с ситуацией в вашей компании не случайны. Предлагаю сегодня поговорить о контроле работы отдела продаж: зачем, что и как контролировать. Но сначала давайте разберемся с понятиями «процесс» и «результат». Как правило, собственники и управленцы бизнеса декларируют, что самое важное — это ориентация на результат. Ведь именно ради результата (чаще всего в денежном выражении), мы и осуществляем предпринимательскую деятельность. Самый простой, но в то же время и самый рискованный, способ контроля (о том, почему рискованный, скажу чуть ниже) — это контроль исклчительно конечного результата, самого факта продажи (в штуках, в деньгах). Но какой результат можно регулярно контролировать, если у нас длительный процесс сделки? Ведь менеджер по продажам может ничего не продать за целый день. И даже за месяц. И даже за год. Длительность продажи может быть обусловлена спецификой бизнеса и продуктом. Здесь нам на помощь приходит воронка продаж. Мы говорили о ней
На каждом этапе и клиент, и менеджер осуществляют определенные действия. Количество этих действий и будет измеримым результатом работы менеджера по продажам. Т.е. в момент времени, например за день, менеджер сделал 10 холодных звонков, назначил 5 встреч, две встречи провел и … день закончился. Но ни в коем случае нельзя сказать, что за сегодня у него нет результата. У него прекрасный результат в виде совершенных действий с клиентом, которые впоследствии приведут к продаже. Его клиенты двигались по воронке продаж, меняли свой статус. В одной из предыдущих статей мы писали Про результат поговорили. А нужно ли контролировать «процесс»? Во многих источниках говорится, что контролировать нужно только результат. Я с этим категорически не согласен. Контроль процесса, а именно его качества, тоже необходимая часть всей контроля продаж. Я сейчас говорю о соблюдении правил, стандартов и регламентов. Простейший пример — дресс-код. При личных продажах, или в бизнесе, где общение с клиентом поставлено на поток (розничные магазины, банковские услуги для физических лиц, автомобильный сервис и т.д.) дресс-код имеет прямое, доказанное на цифрах, влияние на объемы продаж и удовлетворенность клиентов. Об этом можно узнать практически на любом тренинге по продажам. ![]() Однако зачастую линейные продавцы «забывают», саботируют введенные стандарты, не до конца понимая, как это негативно влияет на продажи.Вот для этого и нужен контроль процесса. К процессам, которые нужно контролировать, можно отнести правильное ведение CRM, своевременный приход на работу, следование установленным бизнес-процессам и т.д. Отдельно хотел бы выделить контроль правильного использования инструментов отдела продаж — скриптов, набора конкурентных преимуществ, презентаций, шаблонов коммерческих предложений и договоров, правил переговоров с клиентами и т.д. Кто осуществляет контрольКонтролировать продажи, конечно же, должен РОП. При его отсутствии — вышестоящий руководитель. Контроль — это вообще одна из основных функций РОПа. Делаю на этом акцент потому, что иногда встречаю ошибочное мнение, что «РОП теряет время на контроль, превращаясь в няньку». В крайности бросаться тоже не надо, но у меня такое мнение вызывает удивление. А на что еще тратит время РОП? На личные продажи? Поговорим об этом в другой статье, а пока просто примите во внимание: контроль — непосредственная задача и функция РОПа, он должен контролировать работу отдела продаж. Иногда функцию контроля за процессом можно возлагать на HR-службу компании (при наличии таковой). Соблюдение стандартов, регламентов и правил лежит в зоне их ответственности. Контроль за правильным использованием инструментов отдела продаж, например конкурентных преимуществ или единого стиля компании в презентациях, можно возложить на отдел маркетинга, т.к. при правильном подходе, инструменты отдела продаж являются продуктом разработки маркетинга. ![]() Виды контроля. Плюсы и минусы каждого вида
Я советую комбинировать разные виды контроля: под каждый отдельный результат или процесс выбирайте нужное. Регулярные рутинные задачи — периодический контроль на собрании, просто держим ситуацию под контролем. Выполнение плана продаж — поэтапный контроль в CRM. Подключение крупного клиента — предварительный и выборочный, ведь клиент важный, нельзя упустить. И т.д. В любом случае следите за тем, чтобы ситуация не становилась критической. Полное отсутствие контроля приведет к неприятным сюрпризам и хаосу. Тотальный контроль приведет к выгоранию менеджера и параличу бизнес-процессов. Выбирайте, балансируйте и обязательно контролируйте свой отдел продаж. И самое главное: контроль ради контроля не имеет никакого смысла. По результатам контроля должно быть всегда принято некое решение и осуществлены какие-то действия. Принятии решений на основании данных контроля с учетом имеющихся ресурсов — суть менеджмента.
Смотрите также
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Руководители часто ленятся заниматься котролем подчиненных. Мол, сами все сделают. А если не сделают, «я их накажу». |
|