Решение правительства Беларуси не продлевать контракт с британским PR-агентством «Bell Pottinger», целью которого было улучшение имиджа страны в Европе, поднимает вопросы: означает ли это, что руководство страны притормозит политику сближения с Европейским Союзом и насколько PR-усилия помогли противоречивому режиму преодолеть свой негативный образ за границей?
Ответ на первый вопрос - «нет», а на
второй - «едва ли».
Наем британского PR-агентства в августе прошлого года был
частью более масштабной попытки белорусского руководства
выработать Западно-ориентированный политический курс.
Куда вошло примирение с Европейским Союзом на
дипломатическом уровне, реформы на уровне
законодательства для привлечения западного бизнеса и
попытки добраться до европейской публики.
Такая стратегия уходит корнями в необходимость ослабить
политическую и экономическую зависимость страны от
России, которая стала обузой для правительства и лично
для президента Александра Лукашенко. В прошлом году был
достигнут большой прогресс в политической сфере, было
проведено несколько экономических инициатив, а также
получены интересные уроки в области PR.
Политические решения Беларуси, как освобождение главных
политзаключенных либо отказ от признания независимости
отделившихся от Грузии регионов, завершились включением в
программу ЕС «Восточное партнерство».
На сегодняшний день политическое сотрудничество Беларуси
и ЕС не утратило свою актуальность: белорусско-российские
отношения за последние 12 месяцев испортились, а
российские инвестиции угрожают перенасытить белорусскую
экономику. В первой половине 2009 года доля российских
инвестиций в Беларуси увеличилась с 33 процентов до 66, а
прямые иностранные инвестиции России выросли с 16 до 86
процентов.
Надо отметить, что отношения с европейской публикой
оказались слабым местом белорусской кампании.
Траты на дорогие услуги PR-гуру компании «Bell Pottinger»
лорда Тимоти Белла в надежде, что он исправит плохой
имидж страны, оказались ошибочными.
Во-первых, само агентство сосредоточилось на создании
рекламы для ряда мероприятий, типа белорусских выборов в
Парламент в 2008 году, футбольного матча Беларусь-Англия
и инвестиционного форума, проведенного в Лондоне в том же
году.
Все это освещалось редким и случайным образом в
европейских печатных средствах массовой информации,
практически ничего не делалось для того, чтобы дать
полный образ страны. Даже специальный репортаж о Беларуси
в газете «Financial Times», опубликованный 18 ноября 2008
года и ставший наиболее значимым вкладом компании «Bell
Pottinger», был опубликован вместе с фотографией
незаконного бело-красно-белого белорусского флага,
являющегося символом сплочения для антилукашенковской
оппозиции.
Оппозиция же наоборот активно работала с социальными
сетями, блогами, печатными СМИ и телевидением. Такие
знаменитости, как британский сценарист Том Стоппард
поддержал их активность, освещая проблемы оппозиции и
усиливая негативный политический имидж правящего
режима.
Как агентство Белла, так и оппозиция сфокусировались на
достоинствах и недостатках белорусских властей, но ни
один из лагерей не помог Европе осознать, что же делает
Беларусь и ее народ уникальными.
Создание привлекательного образа страны, а не ее правящей
элиты, - самая большая проблема, с которой столкнулась
администрация Лукашенко. Для решения этой задачи
потребуется не только внутренний механизм пропаганды
Беларуси, старая PR-фирма и то, что уже использовала
оппозиция.
Другие противоречивые режимы, такие как власти
отделившихся от Грузии республик Южной Осетии и Абхазии
преуспели бы, если бы последовали примеру Лукашенко.
Вместо этого они предпочли нанять американское
PR-агентство, чтобы попытаться улучшить свой имидж за
границей.
Услуги фирмы «Saylor Company», базирующейся в
Лос-Анджелесе, будут оплачиваться по тарифу 30 000
долларов в месяц, что поглотит финансовые ресурсы,
которые могли бы быть использованы с лучше.
Попытка Беларуси улучшить свой имидж также поднимает
вопрос: правильно ли с точки зрения морали, что
сомнительные режимы пытаются купить приемлемое лицо за
границей. Также возникает вопрос, как на это должна
реагировать европейская публика.
Открытие каналов связи между Европой и Беларусью, что
повлечет за собой новые личные контакты между отдельными
представителями Европы и Беларуси, может оказаться
полезным обеим сторонам: привлечение европейской публики
к судьбе Беларуси может стимулировать правительства ЕС
укрепить связи с ныне правящим режимом. Это также может
стимулировать серьезную, долговременную реформу в стране.
Важно, что это поможет простым белорусам лучше понять и
оценить европейские ценности.
Если белорусская администрация откажется от своих шитых
белыми нитками попыток по оправданию своего режима, а
вместо этого начнет активную и продуманную кампанию по
сближению Беларуси и ее народа с простыми европейцами,
европейской общественности бы пришлось отреагировать. Она
бы сама удивилась, какое большое политическое влияние она
может оказать на эту незамеченную, доверчивую страну.
Решение правительства Беларуси не продлевать контракт с британским PR-агентством «Bell Pottinger», целью которого было улучшение имиджа страны в Европе, поднимает вопросы: означает ли это, что руководство страны притормозит политику сближения с Европейским Союзом и насколько PR-усилия помогли противоречивому режиму преодолеть свой негативный образ за границей?