Прагматичный выбор. 21.by

Прагматичный выбор

16.11.2009 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Антон КУДАСОВ: создание Таможенного союза привлекательно и для белорусских предприятий, и для иностранных инвесторов.Эти преимущества Таможенного союза в числе ключевых обозначил в ходе брифинга 10 ноября заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Беларуси Антон Кудасов.

Интеграционный каркас.

В основе членства Беларуси в Таможенном союзе лежит экономический прагматизм, подчеркнул А. Кудасов.

Беларусь заинтересована в стабильных условиях внешней торговли, поставках в страну энергоресурсов и свободном перемещении продукции на основных экспортных рынках - прежде всего в России и Казахстане. "Эту задачу решает наше участие в Таможенном союзе", - сказал А. Кудасов.

По его словам, создание Таможенного союза привлекательно и для белорусских предприятий, и для иностранных инвесторов. Прежде всего, на внутренних границах стран-участниц будут ликвидированы все виды контроля. Это притягательный фактор для участников рынка, поскольку теперь их продукция сможет свободно обращаться по территории со 160 млн. потребителей.

Еще один плюс: с созданием единой таможенной территории с 1 июля 2010 года любой товар, произведенный на таможенной территории, получит статус товара Таможенного союза. То есть он сможет перемещаться по территории Таможенного союза беспрепятственно, независимо от степени участия зарубежных компонентов при его производстве.

Такой режим для Беларуси, унаследовавшей ключевые циклы сборочного цеха бывшего Союза, открывает новые возможности для развития. Инвесторы теперь также смогут строить свои планы с учетом емкости не только национального, но и рынка всего Таможенного союза. В то же время очевидно, что с рынка придется уйти тем предприятиям, которые не смогут работать в условиях конкуренции.

По словам А. Кудасова, участие в Таможенном союзе уже помогает Беларуси решать "старые проблемы". Дело в том, что пока ЕС применяет в отношении Беларуси, России и Казахстана ряд инструментов регулирования импорта. Сейчас Беларусь совместно с Россией и Казахстаном предложила ЕС продлить действие квот на импорт белорусского текстиля на 2010 год - "с тем чтобы в дальнейшем их можно было отменить", отметил А. Кудасов.

"Мы понимаем, что нашим европейским партнерам нужно определенное время для того, чтобы работать в новых условиях и понять, что они будут сотрудничать не с тремя государствами по отдельности, а с блоком стран Таможенного союза", - подчеркнул он.

При решении актуальных проблем Таможенный союз  сможет выступать как единое целое на международной арене, "и тем самым белорусский экспорт может получить дипломатическую поддержку в отстаивании своих интересов", отметил представитель МИДа.

В рамках Таможенного союза белорусская сторона также рассчитывает на беспошлинные поставки российской нефти. "Базовые документы предусматривают, что с момента создания единой таможенной территории, с 1 июля 2010 года, никаких взаимных пошлин быть не должно", - отметил А. Кудасов.

Между тем, как писал "БР", стороны уже договорились, что Россия в 2010 году будет поставлять нефть в Беларусь со спецпошлиной в течение полугодия, с возможной пролонгацией этих условий до конца года.

Автомобильные пошлины - решение за президентом.

Среди самых чувствительных для Беларуси вопросов - пошлины на ввоз легковых автомобилей. Минск и Москва более десяти лет безуспешно пытались унифицировать подходы по этому вопросу в рамках двустороннего союза.

Однако в канун создания Таможенного союза сторонам удалось снять этот вопрос с повестки. Нынешним летом главы правительств России, Беларуси и Казахстана договорились по уровню тарифной защиты в отношении товаров, относящихся к транспортной группе (она включает грузовые автомобили, седельные тягачи, автобусы, сельхозтехнику и легковые автомобили). Принципиальное решение сторон таково: вся транспортная техника, производимая на территории Таможенного союза, должна иметь адекватный уровень тарифной защиты.

По словам А. Кудасова, в условиях кризиса такой уровень защиты обеспечит для производителей адекватную защиту. Это касается в том числе и белорусского тяжелого машиностроения и сельхозмашиностроения, а также производства легковых автомобилей.

Такое решение позволило в итоге согласовать единый таможенный тариф, однако он пока не принят. "До тех пор пока он не будет утвержден главами государств, говорить о конкретных изменениях таможенной ставки сейчас некорректно", - заметил А. Кудасов.

По данным корр. "БР", найти компромисс удалось после того, как стороны сделали зеркальные уступки: Москва согласилась на защиту рынка грузовых автомобилей, что актуально для Беларуси, а Минск в ответ "уступил" пошлины на легковушки.

Но, как подчеркнул А. Кудасов, даже независимо от решения по ставкам таможенных пошлин на автомобили новая ситуация "является шагом вперед", поскольку в рамках Таможенного союза впервые появляется общий свободный рынок автомобилей и автокомпонентов.

Стороны договорились, что все производимые в государствах Таможенного союза автомобили будут беспрепятственно и беспошлинно продаваться в этих странах. Пока этого нет: чтобы автомобиль имел статус местного производства, нужна определенная степень локализации.

Таким образом, считает А. Кудасов, создание Таможенного союза позволит сформировать на территории Беларуси, России и Казахстана общий свободный рынок автомобилей и автокомплектующих.

Более благоприятные условия, чтобы реализовать возможности и привлечь серьезного инвестора для создания в Беларуси сборочных производств легковых автомобилей, трудно представить, сказал представитель МИДа.

"Как вы понимаете, инвестору небезразличен уровень тарифной защиты общего рынка, ибо, придя в Беларусь, он, естественно, будет выстраивать планы на общий рынок Таможенного союза, а не на небольшой белорусский рынок", - отметил А. Кудасов.

Также стороны договорились, что вся автокомплектация, произведенная в трех государствах, считается приравненной к отечественной.

А. Кудасов подтвердил, что в Едином таможенном тарифе будут закреплены ставки таможенных пошлин для юрлиц. Что же касается ставок пошлин на ввоз автотранспорта физлицами, то эти нормы регулируются иным законодательством, которое "пока не гармонизировано".

"Видимо, оно потребует сближения. Но результат этого сближения я бы не стал предсказывать - речь идет не только о ввозе автомобилей, но и, например, о ввозе наличной валюты", - отметил А. Кудасов.

ВТО поставили перед выбором.

Отвечая на вопрос корр. "БР" о дальнейшем формате и процедуре вступления Беларуси в ВТО, А. Кудасов отметил: различные комментарии о том, что страны Таможенного союза будут вступать в ВТО по отдельности, не имеют под собой почвы.

"Принято принципиальное решение о том, что в ВТО вступает Таможенный союз", - подчеркнул он.

Другой вопрос, сказал А. Кудасов, как это будет оформлено по процедурным правилам ВТО. Тем не менее, продолжил он, "что бы с нами страны - члены ВТО процедурно ни делали в плане оформления итоговых обязательств, вступать мы будем Таможенным союзом, пока никто других решений не принимал".

По его мнению, единый рынок в рамках Таможенного союза, функционирующий по единым правилам, членам ВТО более интересен, чем рынки трех государств по отдельности.

Когда же следует ожидать вступления "тройки" в ВТО? "Если прагматизм возобладает, то все процедуры без перетряски пакетов и заключенных сторонами обязательств можно сделать за 1-2 года. Если возобладает иной подход, если страны - члены ВТО захотят изучить наш союз, "разобрать его по косточкам", с точки зрения тех критериев, которые до конца в международном праве не прописаны, это может занять очень длительное время", - сказал А. Кудасов.

Продолжая тему отношений с ВТО, представитель МИДа сделал ремарку: "Они (члены ВТО. - Прим. Т. М.) понимают, что три государства сделали выбор и обозначили приоритетность своего внутреннего рынка на перспективу. Члены ВТО знают опыт ЕС: в современном мире может потребоваться немного времени на качественный скачок. Будем ли мы совершать этот скачок в рамках международной системы, где на нас можно влиять, или вне ее, - выбор очевиден".

В то же время, отметил он, члены ВТО стали проявлять в отношении Беларуси больше прагматизма.

"Мы пока не видим той политизации, которая имела место ранее, когда для того, чтобы добиться проведения необходимых встреч, мы должны были идти на уступки. Сейчас мы такого не наблюдаем, это хороший знак. Если есть прагматизм, значит, мы сможем договариваться", - сказал А. Кудасов.

Он подтвердил, что ни одна из стран "тройки" не отзывала индивидуальные заявки на вступление в ВТО, и пояснил почему. Дело в том, что члены ВТО сами определяют процедуру приема, и они дали понять инициаторам нового объединения, что коллективная заявка могла быть признана управляющим органом ВТО неправомочной.

"В этой ситуации создавать риски полной блокировки мы посчитали неправильным. Поэтому мы всю формальную сторону вопроса со спокойной совестью отдаем членам ВТО. Мы будем вступать Таможенным союзом и единой таможенной территорией с 1 июля 2010 года", - заключил А. Кудасов.
 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь в Таможенном союзе привлекают возможность беспошлинных поставок российского энергосырья и новые условия внешней торговли.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика