Эксперты обратились с просьбой изучить предложения к законопроекту и учесть их при доработке и обсуждении законопроекта, а также с учетом большой общественной значимости вопроса изменения избирательного законодательства провести обсуждение будущего Закона в форме парламентских слушаний. В первом чтении законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» принят Палатой представителей 30 ноября 2009 года. Этот законопроект направлен на совершенствование избирательного законодательства, в том числе и с учетом предложений БДИПЧ ОБСЕ, белорусского экспертного сообщества и гражданского общества страны. Изменения и дополнения коснулись более трети всех статей Избирательного кодекса. При соответствующей практике его применения может явиться основой для проведения более демократических избирательных кампаний в Республике Беларусь. Предложенные нормы закона являются недостаточно конкретными и последовательными. Они оставляют широкую возможность для совершения действий по усмотрению не только для избирательных комиссий, но и для других органов власти, наделяя последних неоправданно широкими полномочиями по организации и проведению выборов. Например, эксперты предлагают исключить из проекта пункт пятый части седьмой статьи 32 следующего содержания: «совершения действий, дискредитирующих Центральную комиссию». На абсурдность существования данного положения в Избирательном кодексе Республики Беларусь неоднократно указывалось как различными международными структурами (БДИПЧ ОБСЕ, Венецианская комиссия), так и белорусскими независимыми специалистами. «Речь идет об исключении членов избирательных комиссий по обвинению в дискредитации. Дело в том, что слово «дискредитация» можно повернуть так, как это нужно. Мы просто предлагаем исключить это слово как неуместное в данном законопроекте», - рассказал «Белорусскому партизану» один из инициаторов обращения бывший спикер Верховного Совета Мечеслав Гриб. Эксперты предлагают депутатам вернуться к правкам, которые экспертное сообщество предлагало в проекте, направленном в БДИПЧ ОБСЕ, но которые проигнорировали белорусские власти. Эксперты предлагают назначать выборы таким образом, чтобы полномочия депутатов заканчивались ровно в день истечения их 4-летнего срока пребывания в должности. Установить срок назначения выборов депутатов вместо выбывших. В соответствии с международной практикой он не должен быть больше одного месяца со дня выбытия депутата. Эксперты считают целесообразным установить, что список избирательных округов публикуется Центральной или соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее, чем на 10-й день после их образования, но не позднее трех месяцев до объявления выборов. В списке указываются наименования и номера избирательных округов, описание их границ, а также количество избирателей в округах. Принять законодательные меры по установлению регистра избирателей (отдельный закон о регистре избирателей или отдельная глава Избирательного кодекса). Включение в списки избирателей в дни голосования производится только по решению суда. Эксперты настаивают на необходимости изменить условия формирования Центральной комиссии, делающие ее работу более прозрачной и независимой. Предлагается, что выдвигать своих представителей в Центральную комиссию могут областные (Минский городской) Советы депутатов и соответствующие исполнительные комитеты, политические партии, выдвинувшие на последних выборах своих кандидатов в депутаты, республиканские общественные объединения, граждане на условиях, указанных законом. Совет Республики, как палата регионального представительства избирает членов Центральной комиссии, представляющих регионы республики и постоянно проживающих в них. Исходя из наличия в Беларуси шести областей и города Минска с особым статусом, целесообразно увеличить состав Центральной комиссии до 14 человек, с равным правом избрания (назначения) Советом Республики и Президентом по 7 человек. При этом каждый субъект назначения должен назначить не менее 50 процентов членов комиссии из представителей политических партий, выдвинувших на последних выборах своих кандидатов в депутаты, но не более чем по одному представителю от каждой партии. Все политические партии, выполнившие вышеуказанные требования, должны быть представлены в Центральной комиссии. Установить право политических партий, не представленных в избирательных комиссиях, включения в них своих представителей с правом совещательного голоса. Эксперты предлагают изменения и в порядке выдвижения кандидатов в депутаты. Например, белорусские юристы считают нужным установить в Избирательном кодексе право выдвижения трудовыми коллективами кандидатов в депутаты только в местные Советы. Отмена регистрации кандидата в депутаты возможна только по решению суда и установить законодательный запрет на отмену регистрации кандидата не позднее трех суток до дня выборов. Юристы настаивают на ограничении применения досрочного голосования. При проведении досрочного голосования приоритетным является участие в досрочном голосовании только тех избирателей, которые не могут в день голосования находиться по месту своего жительства. Выполнение этого требования требует, чтобы причины невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов должны были подтверждены документально. Документами, подтверждающими невозможность в день выборов находиться по месту своего жительства, являются: направление на лечение в стационарное медицинское учреждение; направление в командировку; справка нанимателя, подтверждающая необходимость на время голосования находиться по месту работы, службы; другие документы, которые подтверждают невозможность в день выборов находиться по месту своего жительства (билет на междугородный / международный транспорт, путевка в места отдыха и т.д.). Эксперты предлагают усовершенствовать и систему подсчета голосов, которая вызывает наибольшие нарекания со стороны специалистов. Предлагается установить, что подсчет голосов последовательно ведет один из членов участковой комиссии, который гласно озвучивает волеизъявление избирателя в каждом из бюллетеней для голосования, демонстрируя бюллетень всем членам комиссии, наблюдателям и иным лицам, имеющим право в соответствии с законом присутствовать при подсчете голосов; после подписания протокола участковой комиссии его копия, подписанная председателем или заместителем председателя и секретарем комиссии и засвидетельствованная печатью комиссии по первому требованию изготавливается и выдается наблюдателям и иным лицам, присутствующим при подсчете голосов, а также вывешивается для всеобщего ознакомления на территории избирательного участка в месте, установленном комиссией. Установить в статье 13 Избирательного кодекса, что наблюдатель вправе при подсчёте голосов на избирательном участке находиться на таком расстоянии от членов комиссии, которое даёт ему возможность обозревать содержимое избирательного бюллетеня. По большому счету, эти предложения во многом повторяют положения проекта, переданного в БДИПЧ ОБСЕ. И этого не отрицает Мечеслав Гриб. «Действительно, многие положения повторяются. Но этого невозможно было избежать, поскольку в итоге они оказались неучтенными. У нас большой опыт, мы специалисты в этой области, и мы должны сказать то, что мы думаем о существующей системе. Берите, читайте… А то, примете Вы, не примете - пусть это будет на вашей совести. Во всяком случае, депутаты разные бывают - может, кто и прочитает», - резюмировал Мечеслав Гриб.
Группа экспертов в области избирательного законодательства - Сергей Альфер, Мечеслав Гриб, Олег Гулак, Гарри Погоняйло – направила предложения по совершенствованию законопроекта «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов…» в комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей.