Соглашения о создании таможенного союза трех бывших советских республик были подписаны в прошлом году, и с 1 января единое таможенное пространство формально должно было начать действовать.
Однако Москва и Минск до сих пор не могут договориться относительно того, как новые таможенные правила применяются к экспорту сырой нефти из России в Белоруссию, и во вторник белорусская правительственная делегация в который раз отправилась в Москву на переговоры, сообщило правительство в Минске.
В последние годы Белоруссии удавалось договориться о пониженных ставках российских экспортных пошлин на топливо. В новом году Минск добивался полной отмены пошлин, но Москва соглашалась беспошлинно поставлять нефть в соседнюю страну только в объеме ее внутреннего потребления.
Нефтепродукты, произведенные из дешево купленной российской нефти, в последние годы составляли около трети белорусского экспорта и стали одним из главных источников поступлений в бюджет страны.
Новогодние проблемы
Спор из-за пошлин на нефть совпал по времени с предупреждением белорусской госкомпании ОДУ о возможности прекращения транзита электроэнергии с основной территории России в Калининградскую область, что может затронуть и население российского анклава на Балтике.
Белорусская сторона заявила, что условия транзита российской электроэнергии на новый год не согласованы; при этом она Нажать
подчеркнула отсутствие связи между этой проблемой и нефтяным спором.
Если мы смотрим на динамику в течение нескольких лет, то Белоруссия все-таки постепенно сдает позиции, и чем дальше, тем больше
Наталья Лещенко, аналитик Global Insight
Российская компания "Интер РАО" заявила, что передала белорусским партнерам свои предложения по условиям транзита, но ответа не получила.
Белорусские эксперты отмечают, что правила таможенного союза политически являются весьма невыгодными для Лукашенко, если они будут применяться так, как настаивает российская сторона.
Помимо удорожания экспорта нефтепродуктов, по новым правилам Минску придется повысить пошлины на импорт подержанных иномарок до российского уровня, что ударит по бизнесу многих белорусов.
Для юридических лиц пошлины на иномарки в Белоруссии уже увеличены; вопрос о пошлинах для физических лиц предполагается решить до 1 мая.
"Белоруссия проиграет"
"Скорее всего, белорусская сторона в этой ситуации проиграет, то есть ее условия ухудшатся, а для России условия улучшатся, просто потому, что российское руководство сейчас в лучшей позиции для того, чтобы диктовать свои условия", - сказала аналитик компании Global Insight Наталья Лещенко.
"Ввиду тяжелого положения белорусской экономики... белорусское правительство можно просто додавить на более удобные для России условия", - добавила она.
Лещенко отметила, что Лукашенко уже не раз вступал в конфликты с Москвой по различным экономическим поводам и каждый раз добивался большего, чем можно было бы ожидать в столь неравном поединке.
"Но если мы смотрим на динамику в течение нескольких лет, то Белоруссия все-таки постепенно сдает позиции, и чем дальше, тем больше", - продолжила она.
Эксперт также обратила внимание на то, что политические лидеры обеих стран пока публично не высказывались по поводу разразившихся конфликтов из-за нефти и электроэнергии. По ее мнению, это свидетельствует о том, что происходящее нельзя сводить к борьбе между Лукашенко и Кремлем.
"Россия действительно заинтересована в прекращении субсидирования белорусской экономики, возможно, вторая причина - это интерес к белорусским нефтеперерабатывающим активам. А для Белоруссии такая высокая пошлина на нефть практически невозможна ввиду очень тяжелого экономического положения в стране", - сказала она.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал ряд законов о таможенном союзе с Россией и Казахстаном на фоне спора с Москвой из-за пошлин на нефть.