Подписанный в конце прошлого года указ №660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» не вызвал особого интереса у общественности. Напрасно. Появление документа эксперты связали с необходимостью на законодательном уровне урегулировать деятельность госструктур, уже работающих в Беларуси по принципу холдингов.
Кроме того, высказывалось предположение, что в рамках готовящейся приватизации представляется целесообразным объединить в холдинг несколько мелких профильных предприятий, что существенно упростит возможную продажу такой структуры потенциальному инвестору - продал управляющую компанию и одним махом приватизировал десяток-другой небольших предприятий, акции которых принадлежали головной структуре. Кроме того, сами власти не скрывали еще одну причину - консолидация денежных потоков. «…создаются условия для организации прозрачных с финансовой точки зрения структур, консолидирующих прибыль, полученную от деятельности предприятий холдинга с государственным участием, и перераспределения ее для реализации коммерческих, производственных и социальных программ», - говорилось в официальном комментарии к принятому указу. Однако, как выясняется, планы властей в отношении холдингов носят более масштабный характер. Реализация этих планов будет осуществляться в несколько этапов. На первоначальном этапе планируется создание отраслевых холдингов с доминирующей долей государства в уставных фондах управляющих компаний. График создания таких холдингов может быть утвержден до конца текущего месяца. При этом следует обратить внимание, что первые холдинги будут созданы на базе предприятий концерна «Белнефтехим» и производственных объединений Минпрома. Что касается Минпрома, то речь безусловно идет о совершенствовании работы и об укрупнении существующих ПО, например отраслевое ПО "БелавтоМАЗ", в состав которого кроме самого МАЗа входят РУП «БААЗ» (г. Барановичи), РУП «ОЗАА» (г. Осиповичи), РУА «КЗТШ» (г. Жодино), РУП «Литмаш» (г. Минск), ПРУП «ДЭМЗ» (г. Дзержинск), РУП «СтройМАЗтрест» (г. Минск). Не совсем понятно, какой холдинг может возникнуть на базе предприятий Белнефтехима. Предпринятая несколько лет назад властями попытка консолидировать денежные потоки в нефтянке через создание Белорусской нефтяной компании не увенчалась успехом, да и актуальность этой идеи подвергалась вполне обоснованным сомнениям. Но в новых условиях поставки нефти в страну эта идея без сомнения обретает второе дыхание. Вопрос касается не столько возможности контролировать нефтебаксовый поток, сколько отсутствия реальных механизмов сохранения сложной и путанной схемы перекрестного субсидирования, созданной Белнефтехимом. Отследить эту схему без глубокого погружения в финансовую документацию предприятий не представляется возможным. Вместе с тем, далеко не секрет, что ОАО «Нафтан», к примеру, поддерживал на плаву ОАО «Могилевхимволокно» поставками сырья по ценам, в несколько раз ниже рыночных. В свою очередь, ОАО «Мозырский НПЗ» спонсировал ОАО «Гродно Азот» и Светлогорское химволокно поставками сырья с рентабельностью до минус 100%. Обширное участие в подобных схемах принимали и Беларускалий, и Белоруснефть. Создание холдинга с контрольной долей государства позволит окончательно спрятать подобные ухищрения белорусских чиновников, озабоченных выполнением прогнозных показателей и испытывающих страх перед грядущими сокращениями численности рабочих. Ведь в холдинге такие схемы будут называться не «субсидированием», а маркетинговой стратегией по удержанию позиций на различных товарных сегментах, необходимостью сохранения рабочих мест и социальной ответственностью, и т.д.. Да и количество убыточных предприятий заметно сократится. Но ставить точку еще рано. Следующим этапом станет многоотраслевая финансово-промышленная организация (МФПО), которую планируется запустить на базе созданных в рамках первого этапа отраслевых холдингов - этакое ЗАО «Республика Беларусь», позиция которого будет усилена вновь создаваемой государственной инвестиционной компанией. Задача последней - оперативно привлекать иностранные инвестиции на принципах государственно-частного партнерства для решения задач МФПО. Вероятно, одной из конечных целей создания МФПО является централизованная структура управления госактивами. Отчасти, такая цель объясняется бытующим в правящих кругах Беларуси мнением, что Россия, пользуясь Таможенным союзом, многократно увеличит усилия по рейдерскому захвату белорусских активов, включая госсобственность. Но, думается, что «бесценный» опыт приватизации в Татарстане прольет свет на реальные планы белорусских властей, надводной частью которых и является законодательная процедура регулирования холдингов. В 90-е годы Татарстан провел двойную приватизацию, выпустив собственные ваучеры и при этом сохранив большинство предприятий под своим контролем. Затем эти предприятия переходили в управление суперхолдингов, которые должны были вдохнуть в заводы новую жизнь и привлечь инвестиции. В итоге 70% всей экономики республики по итогам «суверенной» приватизации прямо или косвенно досталось семье Шаймиева (президент Татарстана на протяжении 4-х сроков до января 2010 года) и семьям прочих высокопоставленных чиновников. Так, группа ТАИФ с годовой выручкой 292 млрд рублей, занимающая вторую строчку в рейтинге крупнейших непубличных компаний России (по данным Forbes на осень 2009 года), контролируется сыном экс-президента Радиком Шаймиевым (крупнейший акционер и член совета директоров). В составе компании два гигантских химкомбината, единственный на территории Татарстана НПЗ, сеть АЗС, коммерческая недвижимость в Казани, несколько телеканалов. На ТАИФ приходится каждый пятый рубль ВРП Татарстана. Оборот ее предприятий за последние три года удвоился. В общем, нет смысла вдаваться в подробности, с которыми можно ознакомиться по указанной ссылке, в также в статьях журнала Коммерсант-Власть. В белорусском варианте речь идет о передаче большей части госсобственности Беларуси, представляющей хоть какой-то коммерческий интерес, в управление небольшой группы назначенных властями менеджеров. Фамилии будущих распорядителей «народным богатством и достоянием» хорошо просматриваются в официальных сообщениях на тему иностранных инвестиций и приватизации.
Подписанный в конце прошлого года указ №660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» не вызвал особого интереса у общественности. Напрасно. Появление документа эксперты связали с необходимостью на законодательном уровне урегулировать деятельность госструктур, уже работающих в Беларуси по принципу холдингов.