Как сообщает БелаПАН, аналитический фонд Pontis (Словакия) и Белорусский институт стратегических исследований (Вильнюс) опубликовали стратегию расширения взаимовыгодного сотрудничества Беларуси и Украины на разных уровнях. Как известно, отношения между странами развиваются сложно, несмотря на их географическую, историческую и культурную близость. эксперты назвали наиболее перспективной платформой для взаимодействия на многостороннем уровне политику Евросоюза "Восточное партнерство".
К концу 2009 года между Беларусью и Украиной было подписано 180 двусторонних, межправительственных и региональных соглашений. Вместе с тем, отмечают эксперты, власти двух стран не спешат их реализовывать. Лучше других этот факт иллюстрирует ситуация с договором о государственной границе, который был подписан в 1997 году, а ратифицирован Минском лишь в апреле 2010 года. Аналитики отмечают ряд проблем, стоящих на пути развития отношений между Минском и Киевом на региональном, двустороннем и многостороннем уровне и предлагают свои рекомендации для их преодоления. Так, существенные различия в законодательстве двух стран мешают углублению регионального сотрудничества: в Беларуси нет закона, который соответствовал бы украинскому закону о трансграничном взаимодействии, отвечающему европейской политике развития еврорегионов. Ряд общих проблем, например, Гомельской области Беларуси и Черниговской в Украине, такие как загрязнение бассейна Днепра, не решаются, поскольку недостаточно развиты необходимое местное законодательство, местные структуры власти и транспортная система. На двустороннем уровне основной проблемой была затяжка ратификации соглашения о границе: оборудование погранпереходов так и не было завершено, работает 5 из 13 пунктов пропуска. Несмотря на рост взаимной торговли за период 2004-2008 годов, Беларусь до сих пор не ратифицировала соглашение о свободной торговле, подписанное с Киевом в 2007 году. Были введены квоты и отдельные требования к лицензированию табачной, алкогольной и кондитерской продукции из Украины. Кроме того, пока только разрабатывается программа, которая сменит план долгосрочного экономического сотрудничества на 1999-2008 годы. Эксперты отмечают подвешенное состояние таких вопросов, как евразийский нефтяной транзитный коридор, транзит электроэнергии из Украины в страны Балтии через Беларусь и проект "Викинг" - международный транспортный коридор для перевозки грузов. Поскольку внешняя политика Минска и Киева имеет разные приоритеты, возможности сотрудничества на многостороннем уровне ограниченны. По мнению аналитиков, пока рано говорить о том, что повестки дня могут сблизиться в связи с тем, что украинским президентом избран Виктор Янукович. Сегодня внешняя политика Киева сосредоточена на интеграции в Европу и стратегическом партнерстве с США, Россией и Польшей. Минск, в свою очередь, заинтересован в сотрудничестве с соседними странами, особенно Россией, и другими государствами СНГ. Уже затем по степени важности идет развитие отношений с ЕС, в частности в рамках политики "Восточного партнерства", США, Китаем, странами Азии, Африки и Латинской Америки. В аналитическом докладе отмечается потенциал "Восточного партнерства" для расширения белорусско-украинского диалога в таких областях, как энергетическая безопасность, экономическая интеграция, соответствие стандартам ЕС и развитие контактов между людьми. Форум гражданского общества мог бы стать основой для налаживания контактов между третьим сектором, обществом и властями двух стран. Для развития регионального сотрудничества эксперты на примере Гомельской и Черниговской областей предлагают упростить процедуру перевоза через границу товаров, предназначенных для продажи в приграничных районах, привести в соответствие с европейскими стандартами международные транспортные коридоры. В частности, предлагается на уровне региональных администраций назначить ответственных и определить шаги для расширения сотрудничества в еврорегионе "Днепр" в течение ближайших двух лет, создать на базе вузов центры региональных исследований. Рекомендуется проводить общие культурные, туристические, экологические и спортивные мероприятия, а также оценить возможности получения финансовой и технической поддержки через "Восточное партнерство" и налаживать контакты между гражданским обществом регионов двух стран. По мнению аналитиков, вследствие мирового экономического кризиса и традиционных подходов двусторонняя торговля снизилась почти в два раза. Для развития потенциала двусторонних отношений рекомендуется сделать ставку на инновационные решения, расширить банковское и финансовое сотрудничество, открыв соответствующие представительства в обеих странах. В свою очередь, межпарламентская комиссия может приложить больше усилий для ратификации основных соглашений и совместной работы в рамках международных структур, разработать долгосрочные программы сотрудничества. На двустороннем уровне могут быть синхронизованы национальное законодательство и визовые вопросы в отношении граждан третьих стран, говорится в аналитическом докладе. Эксперты отмечают важность белорусско-украинских образовательных программ, проектов в области искусства, запланированного открытия культурно-информационных центров двух стран в Минске и Киеве. На многостороннем уровне координировать политику сложно, но в последние несколько лет и такие связи развиваются, указывается в исследовании. Для повышения эффективности сотрудничества третьему сектору предлагается выработать единые подходы к работе в рамках Форума гражданского общества, властям - внести в стратегические соглашения общие позиции по проектам Евроазиатского нефтяного транспортного коридора, транзита электроэнергии, создания транспортного коридора между Балтийским и Черным морями. Аналитики рекомендуют создать белорусско-украинскую рабочую группу, куда вошли бы чиновники и представители гражданского общества, для определения совместных проектов. Эксперты приходят к заключению, что в 2010 году в целом складываются благоприятные условия для оптимизации формирования белорусско-украинских отношений в области политики и экономики. Расширение сотрудничества выгодно для граждан Беларуси и Украины, отмечается в исследовании. Обозреватель Роман Яковлевский с осторожным оптимизмом смотрит на активизацию отношений Минска и Киева, поскольку сложности остаются. Белорусские власти показали, что понимают необходимость более тесных отношений с Украиной, подкрепив свой интерес реальными шагами, отмечает эксперт. Беларусь спустя столько лет все же ратифицировала соглашение о госгранице. Минск также заявил об интересе участвовать в проекте нефтяного коридора Одесса - Броды. По украинским данным, Беларусь очень удачно экспортирует сельскохозяйственную продукцию в Украину. Вместе с тем, после правового закрепления границы предстоит длительный процесс ее оборудования и организации приграничной торговли. По словам Яковлевского, поставки нефти из Венесуэлы через порт Одессы в силу ряда факторов вряд ли смогут стать регулярными. Торговля с Украиной осложняется тем, что страна, в отличие от Беларуси, уже вошла в ВТО. В ближайшее время в Минск приедет новый украинский посол Роман Бессмертный. Стоит ожидать активизации торгово-экономических и других отношений, но это оптимизм осторожный, отмечает Яковлевский. Новая власть в Киеве будет отстаивать национальные интересы не меньше, чем предыдущая, значит, по всем вопросам придется договариваться и искать компромиссы.
Как сообщает БелаПАН, аналитический фонд Pontis (Словакия) и Белорусский институт стратегических исследований (Вильнюс) опубликовали стратегию расширения...