До конца недели Генеральная прокуратура должна принять решение, есть ли основания содержать под стражей следователя по особо важным делам Светлану Байкову. Поскольку дело, кажется, рассыпается, КГБ предпринимает новую атаку на журналистов, которые могли писать о деле Байковой.
По данным наших респондентом, КГБ начал проверку по фактам утечки информации о деле Байковой. На допросы уже начали вызывать журналистов различных независимых СМИ. Напомним, что 25 июня истекает второй двухмесячный срок содержания под стражей следователя. КГБ необходимо предоставить в прокуратуру веские доказательства ее вины для продления сроков содержания под стражей. У КГБ, похоже, таких оснований нет, вот они и провоцируют вокруг этого дела новое напряжение.
Светлана Байкова сидит, а дела ее «живут» в судах
Белорусский военный суд вынес обвинительный вердикт в отношении участников так называемой «домачевской группировки». Судебный процесс длился ровно год, а расследовала это уголовное дело в течение полутора лет старший следователь генеральной прокуратуры Светлана Байкова, находящаяся ныне в СИЗО КГБ.
Особенностью этой криминальной истории является и то, что коррупционные преступления на пропускном пункте «Домачево» таможни «Западный Буг» были выявлены сотрудниками прокуратуры следственным путем, а не оперативным. К моменту передачи дела в суд, а это произошло 15 июня 2009 года, оно насчитывало 96 томов. К уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, получение взяток и другие преступления было привлечено 19 человек. Среди них - 3 должностных лица таможни «Западный Буг» и 7 должностных лиц правоохранительных органов, в том числе начальник 1 сектора отдела по контрразведывательному обеспечению правоохранительных и таможенных органов, борьбе с организованной преступностью и коррупцией 3-го отдела УКГБ РБ по Брестской области, заместитель начальника отдела военной контрразведки по 86 пограничной группе УВКР КГБ Республики Беларусь, старший оперуполномоченный Брестского ГО УКГБ, начальник 2 отдела Управления по Брестской области ГУБОП МВД Республики Беларусь и другие.
По выводам следствия, с 2003 по 2006 годы люди в погонах «прикрывали» за взятки индивидуальных предпринимателей и ряд коммерческих структур, которые уклонялись от уплаты таможенных платежей при перемещении грузов - крупных партий мебели из Польши в Беларусь. Всего было выявлено 468 фактов незаконного провоза товаров через границу. Сумма ущерба, установленного в ходе расследования, составила 2,1 млрд. рублей. В ходе следствия реально был возмещен ущерб на сумму 1,7 млрд. рублей и наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 355 млн. рублей.
По этому делу следственной группой, возглавляемой Байковой, был проведен огромный объем работы: допрошено свыше тысячи свидетелей, изъяты, изучены и приобщены к материалам расследования сотни документов, в Республику Польша и Российскую Федерацию направлялись десятки поручений.
Схема преступной деятельности «домачевской группировки» основывалась на особенностях исчисления таможенных платежей при таможенном оформлении импортируемой в нашу страну мебели. Так, мебель, ввозимая для личного использования, не облагалась налогом на добавленную стоимость, что существенно уменьшало сумму подлежавших уплате таможенных платежей по сравнению с платежами за мебель, ввозимую для производственной или иной коммерческой деятельности. В связи с этим коммерсанты-перевозчики для уменьшения сумм, подлежащих к уплате таможенных платежей, представляли в таможенные органы подложные товаросопроводительные и таможенные документы, согласно которым мебель ввозилась физическими лицами для личного пользования. Понятно, что без содействия со стороны сотрудников таможенных и правоохранительных органов такая схема дала бы сбой через неделю. По данным следствия, размер взяток определялся в зависимости от должности и роли участника махинаций и варьировался от 100 до 1200 долларов США за каждую операцию.
Как стало известно «Белорусским новостям», в конце минувшей недели в Бресте Белорусский военный суд признал восемь бывших офицеров таможенного комитета, милиции и КГБ виновными в получении взяток, злоупотреблении служебным положением и бездействии, и определил им наказание в виде лишении свободы на срок от 4 до 8 лет. Изначально к уголовной ответственности привлекались 26 коммерсантов-перевозчиков, однако на скамье подсудимых оказались только 11 из них; они «отделались» исправительными работами. Остальные же активно сотрудничали со следствием и «содействовали как в раскрытии собственных преступлений, так и преступлений, совершенных должностными лицами». Еще в ходе следствия эти фигуранты полностью возместили ущерб, причиненный государству. Поэтому в судебном процессе по делу «домачевской группировки» они дали показания в качестве свидетелей со стороны обвинения.
И еще один немаловажный факт. В Белорусский военный суд это уголовное дело направлялось с обвинением ряда фигурантов по статье 285 УК РБ («Создание преступной организации либо участие в ней»), которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. Военная Фемида сочла недоказанной существование преступной организации в пункте пропуска «Домачево». Но взятки брали организованно...
До конца недели Генеральная прокуратура должна принять решение, есть ли основания содержать под стражей следователя по особо важным делам Светлану Байкову....