Новый посол Украины Роман Безсмертный был назначен еще предыдущим президентом. Через несколько дней после того, как были вручены верительные грамоты и глава дипмиссии формально вступил в должность, БелаПАН беседует с ним под присмотром нового президента Украины Виктора Януковича. С фотографии на стене тот следит за нашей беседой о развитии белорусско-украинских отношений и многостороннего сотрудничества.
— Роман Петрович, вы возглавили дипмиссию, когда поменялось руководство в Украине, накануне президентских выборов в Беларуси. Это сложное время? Как оно скажется на наших отношениях? По словам президента Лукашенко, у нас нет неразрешимых проблем. А какие есть проблемы?
— Время, действительно, интересное. Я здесь всего два месяца и не могу пока делать какие-то однозначные выводы о Беларуси. Но не вижу поводов для возможных серьезных перемен в политике Украины, особенно в отношении Беларуси. Свою задачу вижу в том, чтобы сосредоточиться на решении вопросов, которые определили президенты двух стран.
В конце мая в Гомеле вице-премьеры и сопредседатели межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Владимир Семашко и Андрей Клюев подписали «дорожную карту». Документ содержит около 20 вопросов, указывает сроки их решения и ответственных за это. Там не только двусторонние проекты, но и международные, например в рамках политики ЕС «Восточное партнерство», проекты транспортных коридоров. Старт большинства из них — 2010 год.
На первое место я бы поставил блок вопросов экономического сотрудничества — в промышленной сфере, относительно ряда совместных предприятий.
Второй блок — агропромышленное сотрудничество. Обе страны и в советское время, и сейчас — европейские лидеры в производстве сельхозпродукции и продуктов питания. Сегодня, когда они набирают обороты, важно согласовать нормативы и механизмы сотрудничества. Поскольку обе страны трансформируют системы контроля за производством, а также разными темпами внедряют стандарты Евросоюза, возникают вопросы признания сертификатов, согласования норм фитосанитарного, ветеринарного контроля.
Третий блок — это проблемы, унаследованные с советских времен. Их тоже нужно решить, и воля к решению этих вопросов есть.
Поэтому я согласен с президентом Беларуси, что неразрешимых проблем нет. Нужно только время, чтобы их отработать.
— Но вопросы долга и государственной границы решаются уже почти 20 лет.
— Иногда не надо спешить, чтобы успеть. Нужно внимательно, детально отработать оба вопроса, чтобы потом не возникало новых конфликтов. Дискуссия продолжается, ни одна из сторон от нее не отказывается.
Оба вопроса включены в «дорожную карту». Срок их решения — осень 2010 года.
— В украинских СМИ прошла информация о сорванной встрече двух президентов. Якобы это случилось из-за того, что Минск увязывает долг и окончание процедуры ратификации договора о госгранице...
— Белорусская сторона, действительно, увязывает эти два вопроса, но встреча не состоялась по другой причине. Планировалось, что президенты подпишут «дорожную карту», но когда ее подготовили, стало понятно, что это полномочия правительств. Поскольку «дорожная карта» — это план реализации мероприятий, составленных согласно заявлениям двух президентов по результатам встречи в Минске в конце апреля.
Встреча президентов Беларуси и Украины планируется и готовится, конкретная дата пока не называется.
— А на какой сумме долга остановились?
— Обсуждались разные суммы. Еще в документах начала 2000-х годов фигурирует сумма так называемого долга в 134 млн. долларов, но рано говорить, что она окончательная. Не отработаны ряд вопросов и механизмов, политическое решение этой проблемы. Этот вопрос возник не вчера и даже не год назад.
— Политические и экономические отношения — что здесь чему способствует или мешает?
— Если говорить о том, что мешает сотрудничеству, то мне прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что наши страны продолжают двигаться в разных направлениях. Украина вступила в ВТО, а Беларусь обсуждает с партнерами вступление в Таможенный союз. Быть членом двух этих объединений одновременно Украина сегодня не может, слишком разные у них требования. Естественно, что это создает проблемы, прежде всего в области экономического и торгового сотрудничества.
С другой стороны, это шанс для нас. Украина может быть окном на мировой рынок для белорусских товаров, а Беларусь для нас — выходом на рынки стран Таможенного союза. «Дорожной картой» предусмотрено максимальное сглаживание возможных сложностей.
Хочу подчеркнуть, что на данном этапе вступление Украины в Таможенный союз невозможно. Вместе с тем, я не исключаю, что в перспективе возможно членство и в ВТО, и в Таможенном союзе, если условия членства будут совпадать.
Политические вопросы — это прерогатива народов, каждый народ делает свой выбор, избирая парламент и президента. Можно его оценивать, критиковать или поддерживать, но вмешиваться не следует.
— Господин посол, расскажите, пожалуйста, об энергетическом сотрудничестве. Насколько выгоден Украине проект транспортировки в Беларусь нефти из Венесуэлы?
— Отработано несколько вариантов транзита, и если объемы поставок будут в пределах тысяч тонн, то нефть может перевозиться по железной дороге или с частичным использованием трубопроводов.
Не исключено, что с увеличением объема, если нефти окажется достаточно, чтобы работа трубопровода Одесса — Броды [в аверсном режиме] была рентабельна, то транспортировка будет проходить по трубопроводу и он будет достроен до Мозыря. Однако на сегодняшний момент разговор о достройке не ведется. По оценке наших специалистов, такой проект становится рентабельным лишь в том случае, если объемы будут отвечать нынешним [в реверсном режиме] — не менее 10 млн. тонн нефти. И главное: если эти поставки будут носить постоянный, а не фрагментарный характер.
Украина заинтересована, чтобы транзитно-транспортные коридоры были использованы, но все, опять же, зависит от объемов. Здесь нет политических подоплек: если цена транзита и объемы транспортировки отвечают коммерческой выгоде, Украина будет идти на это. Наши акционерные или частные предприятия не могут работать, не получая прибыли.
Строительство газохранилищ на данном этапе не рассматривается. Но то, что сегодня в них нет необходимости, не означает, что мы не начнем обсуждать их завтра.
— Какие энергетические проекты осуждаются в рамках «Восточного партнерства»?
— Продолжаются переговоры о поставках в Беларусь и страны Балтии украинской электроэнергии, обсуждаются тарифы и механизмы.
Нужно отметить, что «Восточное партнерство» — это не бизнес-программа, это, по сути, программа коммуникаций восточноевропейских стран с ЕС, зеленый свет светофора, если хотите.
— Выстраивая политические и энергетические отношения с Минском, Киев оглядывается на Москву, ее возможную реакцию?
— Не вижу здесь участия третьей стороны или чтобы Москва противостояла решению каких-то вопросов.
В энергетическом плане Беларуси и Украине совершенно естественно нужна диверсификация поставок энергоресурсов, так же как России — диверсификация транзита. Надо понимать, что Россия, Украина и Беларусь — независимые государства, которые проводят энергетическую политику, руководствуясь в первую очередь своими интересами, а не интересами второй или третьей стороны. Нужно считаться с чужими интересами, но исходить из собственной экономической выгоды. Будь то цена на энергоресурсы или тарифы на транзит. Во главе угла должна быть реальная экономика и прибыльность проектов.
Не могу и не буду анализировать ситуацию, сложившуюся на рынке между Беларусью и Россией. Я смотрю на пример Украины, мы нашли в себе силу воли, чтобы сесть за стол переговоров, договориться, где-то уступить. За последние три года у нас была разная цена на газ, были дискуссии, в которых принимала участие вся Европа, были конфликты, но вопросы решаются. Здесь нужно меньше эмоций и больше математики.
С независимыми государствами нельзя говорить в ультимативном порядке, надо договариваться, исходя из реального состояния экономики. Так, при вступлении в ВТО дается период, чтобы синхронизировать свою экономику с экономикой стран-членов. Нельзя действовать ультимативно, чтобы не поставить под удар людей, их социальный минимум. Основные дискуссии на мировом рынке не должны негативно отражаться на простых гражданах.
— Господин посол, вы говорите: чтобы решить проблему, нужно задать временные рамки и механизмы решения. Так же вы описали «дорожную карту»…
— Да, это пример разрешения любых дискуссий.
— Предыдущее руководство Украины заявляло, что готово помочь Беларуси сближаться с ЕС. Есть ли в «дорожной карте» реформы, о которых говорит Брюссель в диалоге с Минском? Насколько новое руководство заинтересовано способствовать налаживанию отношений Беларуси и ЕС?
— Любой рядовой украинец и белорус хотят жить так, как живет европеец, и те, кто у власти, должны делать все возможное и невозможное, чтобы украинцы и белорусы как можно скорее стали жить, как живут европейцы. Пребывание в СССР, скажем так, задержало наше движение к общему европейскому дому.
Первый шаг в Европу — это проведение демократических выборов.
Украина делает все, чтобы как можно быстрее экономически и политически интегрироваться в европейское сообщество. Беларусь развивается в соответствии с выбором белорусского народа, сделанного на парламентских и президентских выборах. Мы не выдвигаем белорусскому руководству требований, это внутреннее дело.
— В Беларуси скоро пройдут выборы президента. Будет ли Украина наблюдать за ними, поддержит ли кого-то из кандидатов? При каких условиях Киев не признает результаты выборов?
— Однозначно, что Украина не должна и не имеет права поддержать того или иного кандидата. А в наблюдении мы примем участие, как это предусмотрено международными документами. Беларусь же пригласит наблюдателей.
Признание же зависит от того, насколько будут созданы условия, чтобы белорусы смогли реализовать свое право выбора. Как вы знаете, последние 10 лет на выборах в Украине всегда побеждала оппозиция, и мне кажется, что мы можем быть примером, как можно обеспечить это основополагающее право — свободу выбора.
— В Беларуси последние 10 лет никогда не побеждала оппозиция. В Киеве не сомневаются, что у белорусов есть возможность и право выбора?
— Мне сложно судить после двух месяцев в Минске. Я встречался с представителями как власти, так и оппозиции, они дают свою оценку ситуации и возможностей реализации политических прав. Давайте вернемся к этому вопросу через несколько месяцев. Я — тот человек, который свободно высказывает мнение. Когда сформирую свою позицию, то с удовольствием ей поделюсь.