«ГОРЯЧИЙ» ДЕКАБРЬ. 21.by

«ГОРЯЧИЙ» ДЕКАБРЬ

23.12.2010 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Выборная интрига себя исчерпала, а эмоции не утихают. Официальные итоги пока не объявлены — Центризбирком продолжает работу, а оппозиция требует пересчета голосов. Впрочем, о фальсификации итогов голосования заговорили… нет, не после оглашения предварительных итогов выборов. Об этом принялись глашатайствовать задолго до того, как был дан старт работе по сбору подписей инициативных групп…

Цифры — вещь упрямая

В том, что победу одержит Александр Лукашенко, сомнений действительно не было. Только фальсификации здесь ни при чем. Не было реальных соперников. Кандидаты-выскочки, выпрыгнувшие на политическую авансцену как черти из табакерки за полгода до выборов, естественно, не могли составить ему конкуренцию. Во-первых, их никто не знал, поскольку никакой работы во благо своей страны до этого они не вели. Во-вторых, ни один из них так и не смог предложить вразумительных рецептов модернизации белорусской социально-экономической и политической модели. В лучшем случае кандидаты в президенты дублировали друг друга. В худшем — некоторые «расписались» в полном отсутствии предвыборных программ, а значит, и планов на будущее. Популистскими лозунгами, плясками, игрой на баяне и агрессивной риторикой убедить избирателя не удалось.
Согласно предварительным итогам голосования, на выборах Президента Беларуси, Александр Лукашенко набрал 79,67%. По подсчетам Центризбирком, явка составила 90,66%, или более 6 млн 430 тысяч человек против 92,7% в 2006 году.
Как говорится, за руку никто не водил!

«Вы не должны давить на Беларусь!»

Весь день 19 декабря я посвятила работе в Информационном центре Центризбиркома. Недостатка в комментариях международных экспертов у меня не было. Многочисленные наблюдатели приехали в Беларусь из стран СНГ, Европейского союза, США. Меня интересовали их впечатления о ходе голосования, особенностях белорусской избирательной системы, о Беларуси и ее жителях. Помимо прочего, я задавала всем вопрос: «Будет ли второй тур?». Все (!) мои респонденты продемонстрировали поразительное единообразие мнения. «Какой второй тур? Сами знаете, в какой стране живете, видите прогресс, чувствуете заботу власти. Народ всегда мудрый и справедливый. Нет, второго тура не будет! Это однозначно!», — эмоционально отреагировал Ираклий Шихиашвили, депутат парламента Грузии.
Член постоянной комиссии Национального собрания Армении по вопросам европейской интеграции, депутат ПАСЕ Наира Зограбян в своей стране представляет оппозицию. По ее же собственному признанию, оппоненты власти «везде одинаковые», однако, общаясь с белорусскими оппозиционерами, она не услышала ни одного веского аргумента против действующего руководства Беларуси. Чем конкретно недовольна оппозиция, моя собеседница так и не поняла. Зато оценила то, как развивается страна, на каком уровне находится социальная защищенность граждан. Самое благоприятное впечатление на наблюдателя из Армении произвел низкий уровень безработицы. Она пришла к убеждению, что в Беларуси каждый, кто хочет работать, может найти приложение своим силам.
Ход ведения электоральной кампании также не вызвал нареканий со стороны Наиры. «Я посетила много избирательных участков не только в Минске, но и в Солигорске. Мной не было замечено никаких правонарушений. Люди спокойно, мирно шли голосовать. Я сама журналист, работала политическим обозревателем в радикальной оппозиционной газете Армении. Людям нашей профессии свойственно никому не доверять. Поэтому я подходила к коллегам-наблюдателям, представлявшим различные страны и организации — независимым, экспертам ОБСЕ, интересовалась их мнением. Все были единогласны в своих наблюдениях — выборная кампания соответствует стандартам, проходит в рамках закона. Теперь во всех международных организациях я с чистой совестью смогу заявить: «Вы не должны давить на Беларусь!» — сказала она.
Литва долгое время оставалась критичной по отношению к Беларуси. Лед тронулся после визита в нашу страну литовского президента Дали Грибаускайте, положившего начало диалогу. Ее позитивное заявление в адрес белорусского коллеги вызвало шквал негодования у лидеров оппозиции и их сторонников. «Лукашенко — это гарант экономической и политической стабильности в Беларуси, ее независимости», — заявила Даля Грибаускайте на встрече с послами стран Европейского союза в Вильнюсе.
Но стереотипы — явление труднопреодолимое. Лично я не была уверена в том, что Валерий Третьяков, независимый наблюдатель из Литвы, будет так же снисходителен, как эксперт из Армении. «Я посетил семь участков. На шести присутствовали представители от оппозиции. Я пообщался со всеми. Никто из них не высказал никаких замечаний», — сказал мой собеседник. «А как же практика применения досрочного голосования, которую так критикуют оппоненты власти», — попыталась спровоцировать наблюдателя я. «В Литве тоже существует досрочное голосование. По почте. В среднем так голосует 8—10% выборщиков. Мало ли какие могут возникнуть обстоятельства. Может, человеку необходимо куда-то уехать на выходные. Ничего не могу сказать о том, как прошло досрочное голосование в Беларуси, не присутствовал. Но на каждом избирательном участке, который я посетил, видел опечатанные урны, большинство из которых были прозрачными. В них лежали бюллетени по досрочному голосованию».
Кстати, вопрос о прозрачности урн был одним из наиболее дискуссионных. Оппозиция требовала «прозрачности» во всем! «А какая разница, из какого материала сделана урна? Будь она из стекла, дерева или золота, у нее одно предназначение — избиратель приходит на участок и опускает в нее бюллетень», — удивился моему вопросу адвокат Александр Бинецкий, наблюдатель из Москвы.

«Первая ласточка». Точнее, ворон…

Первое тревожное сообщение поступило от первого заместителя министра внутренних дел Олега Пекарского. Он сделал экстренное сообщение, сообщив журналистам, что при задержании микроавтобуса со взрывчаткой пострадали три сотрудника правоохранительных органов. Автомобиль со взрывчатыми веществами направлялся на Октябрьскую площадь. При задержании микроавтобуса сопровождающие его граждане оказали милиционерам активное сопротивление. «Соответственно было принято решение, не применяя спецсредств, оттеснить толпу», — заявил Олег Пекарский. При досмотре в автобусе были обнаружены средства для нанесения телесных повреждений, в том числе дубинки и арматура, а также газовые баллоны. «Ведется разбирательство», — сказал первый заместитель министра.
В ходе столкновения легкие травмы получил Владимир Некляев, ему была оказана необходимая медицинская помощь. Впоследствии инцидент был преподнесен общественности как чуть ли не покушение на жизнь альтернативного кандидата…

Операция «Площадь»

Ой, мороз, мороз… Оставаться на улице невыносимо, поэтому я перебираюсь с улицы в вестибюль гостиницы «Минск». Из окна журналисты наблюдают за беснующейся толпой. Развеваются бело-красно-белые флаги, люди кричат, агрессивно скандируют. Лидеры оппозиции ораторствуют с памятника Ленину. Всматриваемся в лица протестующих. На площади совсем молодые люди, некоторым, похоже, нет и двадцати лет…
Кому-то из собратьев по перу поступает тревожный звонок на мобильный телефон от тех, кто находится в толпе: «Они берут штурмом Дом правительства и Центризбирком! Уже начали бить стекла, ломают двери!» — становится общим достоянием телефонное сообщение. Напряжение нарастает. Перед нами уже не мирная акция протеста, а отряд штурмовиков. Буквально через пять минут поступает новая информация, впоследствии, к счастью, не подтвердившаяся: «Они выломали дверь и ворвались в Дом правительства! Они уже внутри!». Волнение сменяется страхом…
Людей много, и видеть всего происходящего журналисты не могут. Через какое-то время по непонятным причинам людской поток хлынул мимо нас по проспекту Независимости в направлении Октябрьской площади. Может, обошлось? Толпа начала расходиться? Обозримый участок проспекта уже было опустел, но неожиданно колонна повернула вспять. Почему? Причина быстро проясняется — путь бунтарям преградил отряд ОМОНа, экипированный по всем правилам военного времени. Очень быстро толпа была окружена, а пути отступа блокированы.
Милиция в полной боевой готовности, но силовых действий без необходимости не предпринимает. Тем, кто действительно пришел выразить мирно свой протест, предлагается так же мирно удалиться с площади восвояси. По одному людей, предпочитающих здоровый сон в своей постели, а не на нарах в приемнике-распределителе на Окрестина, выпускают из толпы. Таких явно немного. Основная масса упрямится. Через какое-то время наиболее активные из манифестантов начинают нападать на сотрудников милиции: их толкают, пытаются пнуть ногой, плюют на щиты и оскорбляют. Силы явно неравны — ОМОН подготовлен лучше. Становится понятно — это провокация. Провокаторов усмиряют. Подъезжают автозаки, в которые грузят агрессивную молодежь. Автозаки и военные машины уезжают, площадь пустеет. На проспекте появляется снегоуборочная техника.
Уже утром, придя в редакцию, узнаю, что пострадали два фотокорреспондента БЕЛТА. Им нанесены телесные повреждения, разбита дорогостоящая фотоаппаратура.

«Поживились» на наивности

На следующий день оппозиционные СМИ подняли вой: лидеры оппозиции избиты, участники акции задержаны, «свобода» умерла. Свобода от чего? От ума, ответственности, чести и достоинства?
Откровенно говоря, я рада, что за организацию массовых беспорядков в белорусском законодательстве предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Подумать только! Пять здоровых мужиков, вообразивших себя великими политиками, на протяжении нескольких месяцев, в нарушение всех установленных Законом (!) норм, игнорируя предупреждения Генпрокуратуры и рискуя выбыть из президентской гонки за несоблюдение правил предвыборной борьбы, подстрекали людей выйти на несанкционированную уличную акцию! Они обещали, что акция будет мирной. Насколько она будет «мирной», предусмотреть не составляло труда. Так же просто можно было предугадать, кто откликнется на воинственные призывы. Среди задержанных, а их 639 человек, нет пенсионеров, мало людей средних лет. Не считая, конечно, зачинщиков. Пять тысяч романтично настроенных юнцов (среди них есть и несовершеннолетние), решивших поиграть в революцию, вышли на площадь «сражаться за свободу и демократию». И в том, и в другом они смыслят не больше, чем свинья в апельсинах. Если бы смыслили, понимали, что свобода — это, прежде всего, ответственность, а демократия и правовой беспредел друг к другу никакого отношения не имеют.
Но юнцы могли и заблуждаться. Другое дело — так называемые альтернативные кандидаты в президенты. Они осознавали всю меру ответственности, отдавали отчет в том, что делают! И делали, делали, делали!.. Во имя чего? Во имя того, чтобы потешить свои политические амбиции? Вернуть исчерпавший кредит доверия? Отработать деньги спонсоров? Эти люди мечтали возглавить страну. Можно себе с ужасом представить, в какой омут они бы ее ввергли! Хотели «говорить правду»? Пусть теперь расскажут ее следователям.


Виктория НЕЖДАНОВА
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Выборная интрига себя исчерпала, а эмоции не утихают. Официальные итоги пока не объявлены — Центризбирком продолжает работу, а оппозиция требует пересчета...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика