Профосмотр Беларуси. Прокрастинация — политический диагноз года. 21.by

Профосмотр Беларуси. Прокрастинация — политический диагноз года

24.12.2013 13:58 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


На протяжении года «Либеральный клуб» проводил профосмотр Беларуси: еженедельно на страницах интернет-газеты Naviny.by аналитики ставили беспристрастный диагноз общественному здоровью страны. Пора подвести итоги всего 2013 года и выставить окончательный диагноз.


Евгений Прейгерман,
директор по исследованиям
ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб»


Восстановление главного политэкономического закона

Политически 2013 год не обещал быть слишком ярким. В Беларуси он проходил без большой политической кампании: выборов или референдумов. Поэтому никаких особо волнующих политических действ или интриг этот год в себе не нес.

В то же время откровением предыдущего — 2012 — года стало нарушение главного политэкономического закона Беларуси. Впервые за все время социологических наблюдений электоральный рейтинг Александра Лукашенко тогда продемонстрировал независимость от роста благосостояния населения. При повышении реальной заработной платы по стране в 2012 г. на целых 21,5% рейтинг президента, по данным НИСЭПИ, на протяжении года оставался одинаково скромным — на уровне около 30%.

Такой феномен давал некоторые основания осторожно предположить, что электоральное сознание белорусов начало меняться под влиянием экономического шока 2011 г., а также общей усталости от неизменной власти. Поэтому политическая интрига 2013 г. заключалась в том, закрепится ли этот новый для страны тренд.

В итоге можно констатировать, что на уровне социологических опросов и электоральных рейтингов, которые эти опросы показывают, главный политэкономический закон потихонечку восстановился в правах. В 2013 г. зарплаты в реальном выражении вновь росли со значительным опережением роста производительности труда (18,7% против 2,3% в январе-сентябре 2013 г.). На этом фоне электоральный рейтинг Лукашенко постепенно поднимался: с 33,4% в марте до 42,6% в сентябре.

Правда, все же обращает на себя внимание тот факт, что на восстановление более-менее приемлемого уровня электорального рейтинга после финансового потрясения 2011 г. властям понадобилось полтора года щедрой политики по раздаче незаработанных денег. Так что кредит доверия власти, безусловно, переживает не лучшие времена. Но так как альтернативной политической силы в стране нет, то людям ничего не остается, кроме как верить и ждать новых чудес от старой власти.


Проблема политико-делового цикла

В то же время за прошедший год в Беларуси заметно усилилось нарушение так называемого «политико-делового цикла». Другими словами, накачка благосостояния населения за счет экономически необоснованного роста зарплат происходила в еще достаточно далекий от следующих президентских выборов период.

Хотя в обычном для цикла режиме это случается ближе к выборам: чем меньше времени до выборов, тем более благородно правительство повышает зарплаты с пенсиями и дает деньги на различные государственные программы. Благодаря этому и власти, и население подходят к моменту голосования в заметно лучшем настроении.

Возникновение проблемы с политико-деловым циклом в 2012 г. и углубление этой проблемы в 2013 г. означает, что ближе к выборам 2015 г. изобразить всенародное благополучие, и тем самым получить более легкую победу, властям будет еще сложнее.

Не исключено, что оставшееся до президентской кампании время потребует макроэкономической корректировки (в том числе девальвации), которая вновь обрежет доходы населения и обострит чувство несправедливости у белорусских избирателей. Это, безусловно, внесет новые краски в президентскую гонку-2015.


Беларусь-ЕС: активная бездеятельность

В 2013 г. ожидался некий прогресс в отношениях Беларуси и ЕС. Особые надежды связывались с саммитом Восточного партнерства, который состоялся в Вильнюсе 28-29 ноября.

Однако по факту прорыва так и не случилось. Политзаключенные выпущены не были. Хотя контакты между дипломатами, начиная еще с последнего квартала 2012 г., носили интенсивный характер.

К сожалению, сторонам так и не удалось выйти на содержательную повестку дня. В итоге чуть ли не главным вопросом в отношениях Беларуси и ЕС в уходящем году стало то, на чье имя придет приглашение белорусской делегации на Вильнюсский саммит.

Чиновники ЕС сделали мудрый шаг и пригласили Беларусь в том же формате, что и другие страны-участницы партнерства: приглашение было направлено для страны, а не на чье-то конкретное имя. Официальный Минск был доволен.

Пожалуй, самым громким и многообещающим событием года в белорусско-европейских отношениях стало заявление министра иностранных дел Владимира Макея о готовности Минска начать переговоры об упрощении визового режима с ЕС. Это заявление важно потому, что потенциально закладывает новую повестку дня в отношениях Беларуси и Евросоюза.


Евразийский вектор: изъятия ребром

На евразийском фронте белорусской внешней политики в 2013 г. не произошло каких-то резонансных скандалов или торговых войн. Хотя, например, от «дела Баумгертнера» многие ожидали проблем в двусторонних отношениях с Россией.

В то же время после прошедшего в конце октября в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета наметился клубок противоречий на следующий год. Беларусь вместе с Казахстаном ребром поставили перед Россией вопрос об изъятиях из режима Единого экономического пространства.

Для Беларуси болезненны вывозные пошлины на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, которые необходимо возвращать в российский бюджет. А это, по разным оценкам, где-то 3-4 млрд. долларов. Лукашенко даже пообещал построить в Беларуси Эмираты, если эти суммы будут оставаться в белорусской казне.

Учитывая уже находящиеся на этапе реализации планы по развертыванию в Беларуси российской военной базы, можно ожидать, что пожелания Минска по нефтяным изъятиям будут в будущем учтены и каким-то образом удовлетворены. Тем более что Владимир Путин публично пообещал решить этот вопрос. Правда, не просто так, а взамен на уступки со стороны Беларуси и Казахстана по тем темам, которые особенно интересуют Москву.

Поэтому, по всей видимости, изъятия становятся главным вопросом дня евразийской интеграции и без его разрешения едва ли можно ожидать перевода интеграционного процесса на новый провозглашенный уровень: Евразийский экономический союз. Однако пока — на 2014 г. — изъятия по нефтепродуктам для Беларуси остаются в прежнем объеме.


Откладывание на завтра проблем, которые можно решить сегодня

Подводя итоговую черту под основными событиями и тенденциями 2013 г., можно сказать, что в Беларуси не произошло каких-то политически судьбоносных происшествий. Не было принято и судьбоносных решений. По большинству «соспевших» политических проблем решения были отложены на будущее.

Какие-то из этих проблем фактически игнорировались. Например, нарушение политико-делового цикла. По другим принимались полумеры: сокращение количества госслужащих вместо полноценной реформы системы госуправления для решения проблемы оттока кадров из госслужбы и предотвращения кризиса управляемости в стране.

А по каким-то проблемам за хорошими намерениями так пока и не последовали решительные действия (например, в белорусско-европейских отношениях).

Поэтому в медицинской терминологии политический диагноз года — прокрастинация.



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Политически 2013 год не обещал быть слишком ярким. В Беларуси он проходил без большой...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика