Юрий Дракохруст. Саммит "Восточного партнерства": Беларусь как европейский Азербайджан
24.05.2015 10:30
—
Новости Политики
|
Общее ощущение от Рижского саммита "Восточного партнерства", состоявшегося на этой неделе – разочарование. Грузия и Украина не получили желанного ими безвизового режима с ЕС, Беларусь – соглашения об упрощении визового режима. Конфликт, разгоревшийся из-за нежелания Минска и Еревана подписывать итоговый документ саммита с формулировкой о "незаконной аннексии Крыма", был, пожалуй, одним из немногих ярких событий на этой встрече в верхах.
Тем не менее этот саммит может стать своеобразным раздорожьем, концептуальной развилкой для всей этой инициативы, начатой ЕС 6 лет назад. И спор, возникший из-за крымского "яблока раздора", особенно выпукло продемонстрировал кризис "Восточного партнерства" как такового. К слову, за кадром остался еще один конфликт, которым сопровождался саммит. Президент Александр Лукашенко в Ригу не поехал, как не ездил и на все предыдущие саммиты Партнерства, хотя на сей раз его, судя по всему, ждали. Но не поехал туда и президент Азербайджана Ильхам Алиев, который на всех предыдущих саммитах Партнерства был. Судя по всему, азербайджанцев, как и белорусов и армян в связи с пунктом о Крыме, как-то уговорили, как стало известно, уже после саммита председатель Европейского Совета Дональд Туск имел долгий телефонный разговор с Алиевым, из-за чего итоговая пресс-конференция началась с опозданием на час. Кстати, эти два сюжета некоторым образом перекликались. Возражения Беларуси заключались не в том, что формулировку насчет "незаконной аннексии Крыма" следует исключить, поскольку, по мнению Минска, имело место всецело законное воссоединение исконно русской земли с матерью-Россией. Мнение заключалось в том, что публичное определение правых и виноватых в конфликте не будет способствовать его разрешению. Возможно, это мнение было и ошибочным, но в вопросе Карабаха аналогичное мнение разделяли все, кроме, разумеется, Азербайджана. Не исключено, что именно упоминание Крыма в проекте декларации побудило Баку настаивать на том, чтобы и в карабахском конфликте были названы правые и виноватые. А вот этого уж никто не хотел делать. В итоге участники поддержали формулу о желательности продолжения переговорного процесса по Карабаху и предостерегли от попыток решения конфликта немирным путем. Иными словами, новый конфликт в Украине обострил старые, которые никуда не девались. И обнажил хрупкость, неустойчивость всей прежней модели "Восточного партнерства", в которое пытались собрать страны очень разные, с разными общественно-политическими системами, а то и находящиеся в состоянии "замороженного" военного конфликта. Возможно, под впечатлением общения с белорусскими дипломатами и с г-ном Алиевым, Туск на итоговой пресс-конференции заявил, что "позиция Азербайджана и Беларуси — пример того, что сотрудничество ЕС со странами Восточного партнерства должно принимать дифференцированные формы", добавив, что Евросоюз намерен строить отношения с Беларусью "в своеобразном формате". Более резко и недвусмысленно ту же мысль во время работы саммита Иными словами, лидеры ЕС, устами Туска дипломатично, устами Шульца – грубо и ясно, определили "двоечников" Партнерства, тех, кто в нем лишний. Впрочем, в некоторое оправдание названных держав стоит сказать, что их внутреннее устройство было примерно таким же, как и сейчас, в 2009 году, когда их приглашали в создаваемое "Восточное партнерство". Так что, как говорят украинцы, "бачилы очи, що купувалы". И в самом деле вряд ли очи на природу белорусских и азербайджанских партнеров открылись у представителей ЕС только сейчас, конфликты на саммите стали, скорее всего, лишь поводом для того, чтобы раздражение и разочарование выплеснулись на поверхность. Но, судя по всему, этому "прозрению" способствовало и еще одно обстоятельство – то, что кризис самой идеи "Восточного партнерства" был вызван не только ее неудачами, но и ее успехами. Дело в том, что и "отличники" евроинтеграции в рамках Партнерства оказались в нем в определенном смысле лишними. Да, на саммите, к большому огорчению Тбилиси и Киева, не удалось подписать соглашения о безвизовом режиме. Скорее всего, как было заявлено в декларации саммита, это произойдет до конца нынешнего года. Или до середины следующего. Или до конца 2016-го. В принципе, цель достижимая, Молдова безвизовый режим получила еще в прошлом году. Однако при всей ее важности – цель все же локальная. Она будет достигнута. И что потом? Декларация учредительного саммита "Восточного партнерства" 2009 года И с этим связано еще одно разочарование Рижского саммита. Накануне его "отличники" Партнерства довольно недвусмысленно просили и даже немножко требовали от Евросоюза обозначить следующий институциональный шаг – перспективу, пусть даже далекую и туманную, членства в ЕС. И натолкнулись на каменную стену, на твердое "нет". Это "нет" было особенно обидным на фоне политики ЕС на Балканах. Черногория, Сербия и Албания статус полноценных кандидатов получили, Белград и Подгорица приступили к предметным переговорам с ЕС о членстве. Даже для Боснии нашли некий промежуточный статус "кандидата в кандидаты". "Отличники" "Восточного партнерства" не дождались и этого. О причинах этого уже Но и "двоечники" прочно застряли в "первом классе", демонстрируя явное нежелание учиться именно в этой школе. Тогда что же тогда остается от "школы" "Восточного партнерства"? И во что она может превратиться, в чем может заключаться "своеобразный формат", о котором говорил Дональд Туск? Возможно, ответ кроется в его же словах, сказанных в Устойчивость, конечно, можно понимать по-разному. Можно считать, и многие в Европе так и делают, что залог устойчивости – это демократия, что автократии внутренне неустойчивы, что режимы, кажущиеся вечными, обрушиваются в одночасье. Но тогда идеал и образец устойчивости – это то, что предлагалось и предлагается в "Восточном партнерстве", и в чем Беларусь не очень преуспела. Ну а с точки зрения обыденных представлений об устойчивости: конфликтов с соседями у Беларуси нет, этнических и прочих острых конфликтов внутри страны нет, ни на Донбасс, ни на Приднестровье, ни на Абхазию нет и намека, контроль над всей территорией страны налицо (по мнению некоторых, даже и до болезненности отеческий), вклад в дело мира в Европе Беларусь, как площадка для переговоров по Украине, исправно вносит. Если так смотреть, то получается не "двоечник", а как бы не "отличник". Правда, не в той "школе". Ну так "школа" меняется. В ЕС давно было объявлено о пересмотре взгляда на всю политику соседства, то есть не только с восточными, но и с южными соседями. Ну а южные соседи – известно кто. Такие столпы демократии, как Египет, Марокко, Алжир, Ливия. В Египте власти оппозиционеров пачками расстреливают, в Ливии вообще война всех против всех. Так на таком фоне Беларусь просто светоч. Не исключено, что трансформация политики соседства будет, в частности, означать "перевод" Беларуси (и Азербайджана) из "школы" Партнерства в другую и сильное изменение взгляда на них. Как Конечно же нет. Как и у президента Египта Абделя Фаттаха аль-Сиси нет. Потому что часть уже расстреляна, а труп политзаключенным быть не может, а те, кого судят и кто сидит – так это же лица, "совершившие конкретные уголовные преступления". Такое изменение ракурса европейских взглядов на Беларусь, безусловно, порадует белорусские власти. Об этом Не исключено, что наконец-то не будут спорить, обижать и конфронтировать. Правда, и стопориться тогда будет нечему. Какое движение в Европу может быть у азиатской или африканской страны? У хорошей азиатской или африканской страны. Там ведь тоже люди живут, со своим укладом, обычаями. Ну и ладно, ну и не надо, своя гордость есть. Чем плохо быть Азербайджаном в географической Европе? Да ничем, в общем-то. Правда, есть по крайней мере одно "но". Границы, скажем, нигде нарушать нельзя. Но в Европе их совсем-совсем, взаправду нельзя. Будет не очень хорошо, даже России, если нарушать. Ну а в далеких странах…По-всякому бывает. Тот же Карабах формально азербайджанский, а фактически нет. И никто в мире особо по этому поводу не убивается. Кроме самих азербайджанцев, разумеется. То есть нельзя, конечно. Но ведь Азия-с. Живучи на погосте, всех не оплачешь. Так что если с Беларусью, оказавшейся отнесенной к экзотическому и своеобычному афро-азиатскому миру как-то и когда-то случиться нечто подобное, то Евросоюз это, безусловно, решительно осудит. Но и все. Не свое же, не свои же. Куда в рамках этой модели отнесут "отличников" "Восточного партнерства" - это хороший вопрос. В худшем случае, наверно, в категорию "Европы+", то есть региона по ценностям, по порядкам европейского, но очень уж восточного. Принимать его совсем уж к себе опасно из-за неизбежного конфликта с Россией, но защищать и поддерживать его надо, потому что все же свои. На саммите "Восточного партнерства" в Риге про такие сценарии прямо никто не говорил. Но и ход саммита, и общая логика развития "Восточного партнерства" делают эти сценарии весьма вероятными. И не исключено, что в будущем точкой отсчета "афроазитизации" Беларуси станут именно эти несколько дней в мае 2015 года. Приглашая в 2009 году Беларусь в "Восточное партнерство", ЕС посчитал страну Европой. Своеобразной, гипотетической, но все же Европой. Ошибочка вышла. С кем не бывает.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Общее ощущение от Рижского саммита "Восточного партнерства", состоявшегося на этой неделе - разочарование.
|
|