КОММЕНТАРИЙ: Об инвестиционном потенциале Беларуси мало только говорить, нужно действовать. 21.by

КОММЕНТАРИЙ: Об инвестиционном потенциале Беларуси мало только говорить, нужно действовать

24.04.2010 21:19 — Новости Общества | БелТА  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: БелТА

ИНВЕСТИРУЯ В ДИАЛОГ...

Инвестиционное сотрудничество - это тот самый желанный мост в отношениях Беларуси и Европы, которые обе стороны были бы не против возвести из как можно более прочного и качественного материала. Политические разногласия способны - какими бы принципиальными они ни были - отступить на второй план, когда есть поле для выгодного сотрудничества, приносящего плоды, а тем более, когда на мировом финансовом дворе не лучшие времена. Прошедший 11 марта в Минске международный семинар "Улучшение климата для привлечения иностранных инвестиций", организованный Парламентской ассамблеей ОБСЕ и белорусскими парламентариями, помог осознать те ориентиры, которым необходимо следовать всем заинтересованным сторонам, чтобы решать задачи экономической интеграции Беларуси в европейское пространство с наибольшим для всех результатом.

С тем, что инвестиционный потенциал Беларуси очень значителен, согласились все участники семинара, и в своем выступлении этот факт не упоминал только ленивый. В последние годы объем иностранных инвестиций в экономику Беларуси ежегодно прирастал. В частности, в 2008 году общий объем привлеченных иностранных инвестиций составил $6,5 млрд., в том числе прямых - $2,28 млрд., увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2007 годом. Кроме того, по оценке Всемирного банка, наша страна в прошлом году заняла четвертое место в рейтинге стран, положительно реформировавших условия ведения бизнеса. О мерах по либерализации экономики также говорится в последнее время очень много и подробно. И тем не менее, вопросов в инвестиционной повестке дня еще немало. И, пожалуй, самый острый из них - как преодолеть кризис.

Первый приходящий на ум правильный ответ - вместе. Но здесь мы наталкиваемся на первый барьер - таможенные пошлины Евросоюза в отношении наших товаров. Ведь, как отметил в своем выступлении замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко, необоснованные ограничения и дискриминационные меры, действующие на европейских рынках в отношении белорусской продукции, зачастую имеют беспрецедентный характер. С 2007 года Беларусь исключили из режима преференций ЕС, из-за чего наша экономика потеряла сотни миллионов долларов. Аналогичному остракизму помимо нас подвергается лишь одно государство - Мьянма. Евросоюз до сих пор квотирует импорт белорусской текстильной продукции, хотя это вступает в противоречие с правилами ВТО.

В результате белорусский экспорт в Евросоюз, по большей части, состоит из энергетических товаров. "И это свидетельствует о необходимости большей открытости рынков государств Евросоюза, - отмечает замминистра. - Возникает невольный вопрос: насколько Беларусь может продвинуться в привлечении инвестиций, к примеру, в текстильную промышленность, если на импорт текстиля действуют квоты, или в сферу сельскохозяйственной продукции, если в ЕС действует фактический запрет на импорт этой продукции из Беларуси?".

В этой связи Беларусь возлагает большие надежды на более приемлемое, по-настоящему партнерское отношение Еврокомиссии. Ведь пока Беларусь остается одной из немногих стран в мире, которым ЕС предоставляет "голый" режим наибольшего благоприятствования - без каких-либо дополнительных преференций. Получается, что нам так часто говорят об открытости диалога, но почему-то не спешат открывать двери своих рынков…

Не будем забывать, что расширение диалога во всех его формах требует прочной институциональной базы. Но, увы, рамочного соглашения о сотрудничестве и партнерстве с Евросоюзом у нас как не было, так и нет. Хочется верить, что институциональный пробел заполнит "Восточное партнерство", где, по идее, должно максимально нивелироваться деление на чужих и своих.

Ведь понятно, что, несмотря на пока не преодоленные "завалы" в торгово-экономическом сотрудничестве, европейские политики уже как данность воспринимают провал политики изоляции в отношении Беларуси. "ОБСЕ - и в этом ее позиция, возможно, несколько отличается в чем-то от позиции Евросоюза - выступает категорически против введения каких-либо санкций в отношении Беларуси", - заявил вчера председатель ПА ОБСЕ Жоау Соареш. Ему в еще более смелой манере вторила глава рабочей группы ПА ОБСЕ по Беларуси Ута Цапф, отметив, что в качестве вероятной цели она как представитель ОБСЕ видит включение Беларуси в европейскую политику соседства. Более того, на семинаре были озвучены очень привлекательные конкретные экономические предложения "с той стороны". Так, германская сторона предлагает Беларуси учредить совместное агентство энергетики. Такое предложение озвучил представитель Комитета по восточно-европейским отношениям (Германия) Райнер Линднер.

Помимо торговых барьеров проблемным моментом до сих пор остается неравномерность поступления инвестиций из ЕС: около половины европейских вложений в белорусскую экономику приходится на Австрию и Великобританию. К сожалению, пока в тени в этом плане находятся такие крупные страны-инвесторы, как Франция, Италия, Бельгия, Швеция.

Конечно, следует учитывать, что в условиях кризиса многие международные инвесторы предпочитают все усилия направлять на реструктуризацию собственных фондов, а вложению в новые сферы и рынки уделяется намного меньше внимания. Тем не менее, есть секторы экономики, которые сохраняют свою привлекательность: инфраструктура, страхование, мобильные телесистемы, фармацевтика, а также пищевая промышленность и строительная отрасль.

Особому вниманию подлежит укрепление в Беларуси малого и среднего бизнеса. Ведь в западноевропейских странах это звено составляет очень значительную часть в системе экономике. В среднем по Евросоюзу на сектор малого и среднего бизнеса приходится 58% ВВП. А в некоторых странах, как, например, в Португалии, этот показатель переваливает за 80%. В Беларуси же нива малого и среднего предпринимательства пока не приносит столь богатых всходов. Не случайно именно на вчерашнем семинаре белорусский вице-спикер Валерий Иванов впервые озвучил намерение парламентариев принять закон о малом и среднем бизнесе.

Говоря о "перезагрузке" в инвестиционном сотрудничестве Беларуси с Западом, следует не забывать о том, чего конкретно мы хотим от этого процесса. Вливание капитала в экономику страны - это прекрасно, но есть еще и другие задачи. В частности, инвестиции призваны способствовать распространению новых знаний, ноу-хау, технологий. А для этого нужно повышать способность отечественных предприятий воспринимать эти новшества и эффективно их применять.

Ну и, конечно, самое важное условие для улучшения - построение стабильной административной и налоговой законодательной базы, на которую инвесторы могли бы опираться постоянно, не сталкиваясь каждый день с "сюрпризом" очередного новшества. Тогда белорусский рынок будут ценить вдвойне: и за социальную стабильность, и за незыблемость правил игры. Сочетать эти два качества - задача непростая для любого государства. И тем не менее, это не какая-то заоблачная высота, а насущная необходимость.

Владимир ВАСИЛЬКОВ,
БЕЛТА.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ИНВЕСТИРУЯ В ДИАЛОГ... Инвестиционное сотрудничество - это тот самый желанный мост в отношениях Беларуси и Европы, которые обе стороны были бы не против возвести...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика