«Дайте устав, я хочу знать свои права!». С таким требованием в эти дни обращаются в учебные учреждения активисты молодежной профсоюзной группы (МПГ) «Студэнцкая рада».
По их заверению, далеко не в каждом учебном заведении студенты и учащиеся могут по первому требованию воспользоваться основными документами, регулирующими их права и обязанности, а также взаимоотношения с администрацией.
«За три дня мы нашли уставы только на двух из 12 отсмотренных официальных сайтах — БГУ и БГЭУ, в двух библиотеках из шести, на стендах двух из восьми университетов, в четырех из девяти деканатов и профсоюзов, — констатирует активист рады Александр Крот. — В технологическом университете нам вообще сообщили, что устав является закрытым документом и хранится в сейфе администрации».
Услышав мой вопрос, в библиотеке архитектурного факультета БНТУ удивленно пожали плечами, порекомендовали историю заведения и предложили обратиться в читальный зал. Там я нашла искомую брошюру 1995 года выпуска. Об изменениях и дополнениях за последующие годы информацию мне не предоставили, правда, документ разрешили отксерокопировать под залог читательского билета. На главном стенде деканата я обнаружила, безусловно, важные для студентов директивы президента, расписание, информацию БРСМ и профсоюза. Никаких выдержек из устава или правил внутреннего распорядка нет.
«В нашей практике были случаи, когда для разрешения проблемы мы обращались к положениям устава, — говорит еще один активист МПГ «Студэнцкая рада» Евгения Андреюк. — Так, учащемуся, говорящему на белорусском языке, преподаватели в ультимативной форме предложили перейти на русский. В свою защиту он предоставил не только устав учебного заведения, но и Конституцию… А студентов нескольких платных групп одного из университетов отправили на перепись населения, освободив от занятий, которые после все равно необходимо было восполнить в свободное время. Конечно, это доставило им массу неудобств».
Веб-редактор молодежного мультимедиа проекта Кристина Карчевская столкнулась, на ее взгляд, с одной из типичных ситуаций ущемления прав учащихся. По окончании Гомельского государственного областного лицея, подписывая обходной лист, девушка не без удивления обнаружила себя среди членов БРСМ, хотя в эту организацию не вступала. Благодаря уставу ей удалось разрешить свою проблему. А впоследствии она стала одним из авторов «Справочника по правам студента».
«На самом деле уставы имеют слишком общие положения, к которым невозможно апеллировать во множестве конкретных ситуаций, в том числе связанных с самыми распространенными случаями отчисления студентов или заселения в общежития», — уверена Кристина.
Заместитель декана химического факультета БГУ Татьяна Савицкая, которой я сообщила об отсутствии на факультете того самого устава, не видит необходимости в создании дополнительных более детальных документов: «У нас есть единый Устав БГУ, имеющийся на сайте университета. Для более удобного доступа мы разместим его и на своем сайте. Любую конфликтную ситуацию в нашем заведении рассматривают крайне внимательно. Для этого мы привлекаем и юридическую службу, и студенческий отдел кадров. А с Правилами внутреннего распорядка вообще знакомим всех первокурсников под роспись в обязательном порядке! Так что, если у студентов есть проблемы, мы готовы не только предоставить всю информацию, но и всячески им поможем».