Реформа для репетиторов. 21.by

Реформа для репетиторов

23.02.2010 09:43 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В последнее время все чаще раздается критика школьной реформы 2008 года, которая вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению. Даже чиновники вынуждены признать: школа проиграла в связи с реформой 2008 года.

Например, количество часов на изучение иностранного языка в программе сократили, а уже в январе 2010 года министр образования Александр Радьков объявил, что через 2,5 года в Беларуси будет введен обязательный экзамен по иностранному языку за курс средней общеобразовательной школы. Выходит, иностранные языки белорусам очень даже нужны.
Взял на себя смелость высказаться о реформе и заместитель министра культуры Беларуси Тадеуш Стружецкий. На пресс-конференции в начале февраля он посетовал, что в последние годы из системы образования Беларуси «вытеснен эстетический, гуманитарный курс».

где провести выпускной
- Необходимо возвратить гуманитарный курс в учебные заведения, - заявил замминистра культуры. - Если мы этого не сделаем, то будем получать отличных специалистов, но при этом людей с очень невысокой общей культурой поведения в быту.
Хотя уже сейчас, подчеркнул замминистра, культура поведения людей в Беларуси ниже, чем, к примеру, в соседней Польше.
Дегуманизация - резкий откат
«Необязательный» предмет, который в результате реформирования исчез из школьной программы - «Мировая художественная культура». Содержание курса планировалось «перебросить» на такие предметы, как история и литература.
Сегодня председатель общественного объединения «Таварыства беларускай школы» Алесь Лозка отмечает, что ни по истории, ни по литературе не стало больше учебных часов. Например, в 9-м классе, который является выпускным для базовой школы, во втором полугодии русскую литературу изучают в течение одного урока в неделю, а историю Беларуси - в течение двух. Тогда о каком изучении мировой художественной культуры может идти речь?
Алесь Лозка подчеркивает, что в большинстве европейских стран, а также соседних России и Украине, дети изучают этот значимый для развития личности курс.
- У нас же не только рядовые граждане, но и те, кто работники министерств и ведомств не знают белорусской и мировой культуры. Это порой сквозит в их публичных выступлениях. Невозможно войти в европейское сообщество при вытесненной гуманитарной и национальной составляющей белорусского образования. Мне кажется, нам все же придется вернуться к изучению предмета «Мировая художественная культура», - прогнозирует эксперт.
К слову, в связи с изменениями в программе предмет «История Беларуси» интегрирован в курс «История». А предмет «Мая Радзіма - Беларусь» стал частью дисциплины «Человек и мир».
Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич вспоминает, что когда проходила реформа образования в 1990-х годах эксперты также настаивали на том, что нельзя сводить на нет гуманизацию образования, нарушать законы проектирования содержания школьного образования.
- Проектирование системы носило по большей части конъюнктурный характер. Например, были у руля Министерства образования математики - в школах увеличивалось количество часов этой науки. В результате и теперь невозможно разобраться, почему на один учебный предмет приходится меньше, а на другой - больше учебных часов, - подчеркивает Светлана Мацкевич.
Дегуманизация белорусской средней школы, по мнению эксперта, стала «резким откатом назад». И теперь в школе существует полная диспропорция содержания образования.
Отмена профилей - удар по ученикам
Профильные, лицейские и гимназические классы - последний плацдарм 12-летки, который не удалось отстоять Министерству образования в 2008 году. Они были ликвидированы "за ненадобностью". На смену пришли факультативные занятия.
Сегодня депутаты Национального собрания говорят, что просто завалены письмами от недовольных этим нововведением родителей. По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира Здановича, факультативы не могут полностью компенсировать углубленное изучение тех или иных предметов, так как их посещение необязательно.
- Факультативы рассчитаны, в первую очередь, на учеников с высокой мотивацией к учебе, в то время как "углубленные классы" повышали общий уровень образования всех учеников, - поясняет свою позицию депутат.
Педагог Евгений Ливянт, который уже более десяти лет готовит абитуриентов по физике и математике к поступлению в вуз, считает, что реформа 2008 года сыграла на руку репетиторам. Тем не менее, он убежден: образование должно быть профильным, а не приводиться к общему знаменателю.
- Теперь углубленное изучение школьной программы отдали на откуп гимназиям. Однако чтобы поступить в них, всем без исключения необходимо сдать экзамен по математике и написать диктанты по русскому и белорусскому языкам. Формально гимназии не имеют специализаций, есть те, где традиционно хорошо готовят по математике, а есть те, где высок уровень обучения иностранным языкам. В результате не исключена возможность, что ребенок с гуманитарными способностями не окажется в гуманитарном классе и наоборот, - делает вывод педагог.
Белорусам не хватает функциональной грамотности
Светлана Мацкевич считает: непродуманные реформы привели к тому, что белорусам не хватает многих знаний, в том числе функциональной грамотности - то есть способности вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней.
Приостановка же гуманизации и гуманитаризации образования порождает примитивное отношение к жизни, считает эксперт.
- Белорусы до сих пор не знают, как им нужно жить, как вступать в общественные отношения. Здесь речь идет о гражданской, правовой, гуманитарной безграмотности. Это порождает в целом по стране достаточно печальную депрессивную картину. Мы теряем целое поколение молодых людей, которые вынуждены компенсировать недостатки школьной системы на других ступенях образования или вообще уезжать из страны, чтобы учиться за рубежом. Мы также теряем время, - подчеркивает Светлана Мацкевич.
И причина всем этим бедам, по мнению эксперта, отсутствие стратегической линии в системе образования, которое только еще больше расшатывают неудачные реформы.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последнее время все чаще раздается критика школьной реформы 2008 года, которая вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению. Даже чиновники вынуждены признать: школа проиграла в связи с реформой 2008 года.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика