В Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» введены две специальности, обучение по которым не велось еще ни в одном вузе страны.
Новые специалисты займутся микроволновками и космосом
Белорусский государственный университет начинает набор на «прикладную информатику» и «аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии».
Так как это физико-математические специальности, сдавать абитуриентам придется физику, математику и белорусский или русский язык.
Как рассказали «Белорусским новостям» в приемной комиссии БГУ, «прикладных информатиков» по одной группе из 15-20 человек будут набирать на факультете прикладной математики и информатики (получаемая специальность — «информатик»), а также на факультете радиофизики и электроники («информатик, специалист по разработке компьютерных систем»).
По окончании учебы университет обещает гарантированное место работы.
«Потому что это очень востребованное направление, — пояснил заместитель ответственного секретаря приемной комиссии, секретарь совета по качеству Белгосуниверситета Вячеслав Молофеев. — Ведь нашу жизнь уже невозможно представать без информационных технологий, на которых и построенная эта новая специальность. Кроме того, сам учебный план мы будем составлять и корректировать в зависимости от запросов соответствующих предприятий, на которые придут работать наши выпускники».
Выпускники этой специальности будут заниматься разработкой, управлением и обслуживанием информационных и электронных средств: от микроволновок до тонометров.
«Нужны не просто специалисты, способные управляться с компьютером или уметь его собирать, — рассказал В.Молофеев. — Нужны разработчики самых разных электронных средств — бытовых и вычислительных приборов, медицинской техники».
На специальности «аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии» будут учить управляться с телекоммуникациями, навигационными системами, основанными на спутниковой связи.
«Ранее это направление было специализацией специальности «радиофизика», — добавил В.Молофеев. — Теперь из-за повышенной необходимости в узких специалистах ее вынесли в самостоятельную специальность. Внедрение мобильной связи, современных систем навигации, спутниковых коммуникаций, телесистем требует соответствующих специалистов, способных как обслуживать эти системы, так и заниматься их разработкой».
Аэрокосмическим системам и технологиям также обучат на факультете радиофизики и электроники. И на эту специальность будет небольшой набор — одна группа.
В Белгосуниверситете рассчитывают, что обе новые специальности будут популярны.
«Это современные прикладные науки, специалисты по которым востребованы и хорошо оплачиваются работодателями, — полагает В.Молофеев. — Так что, думаю, и конкурс, и проходной балл будут большими».
А кто учить будет?
Специалисты оценивают такие нововведения положительно.
«Если руководство университета посчитало нужным сузить какие-то направления, то это, наверняка, оправдано, — поделился своим мнением экс-проректор БГУ, кандидат химических наук Анатолий Павлов. — И вообще, «космические» специалисты нам нужны. Ведь в других странах очень активно используются спутниковые технологии — даже среди гражданского населения. Может и в хвосте, но и нам пора к этому подойти...»
Кроме того, введение новых специальностей порождает конкуренцию между вузами, что положительно сказывается на качестве обучения.
«В случае с прикладной математикой ничего нового в образовательном плане не изобретено, — рассказал философ, методолог Владимир Мацкевич. — Тут речь идет в первую очередь о конкуренции между вузами, что можно только поприветствовать. А вот с аэрокосмическими технологиями сложнее…»
В.Мацкевич объясняет это тем, что, с одной стороны, Беларусь трудно назвать космической державой. А с другой — специалисты в этой области должны быть даже у тех стран, которые не летают в космос или не имеют спутников.
«Потому что с помощью спутников осуществляется работа в самых разных областях — от сельскохозяйственных до метеорологических наблюдений, — объяснил он. — И, конечно, любой стране нужны такие специалисты. Вопрос в том, кто и как их будет готовить. Потому что открывать новую специальность, преподавать которую будут «старые» преподаватели — бессмысленно. Преподаватели должны быть либо людьми с опытом работы в этой сфере, либо теми, кто учился или проходил стажировку в одной из космических стран — например, России».
В БГУ заверили, что специалистов должного уровня у них достаточно.
«Так как раньше мы обучали этому в рамках специализации, преподавателей хватает, — объяснил В.Молофеев — Это же не с бухты-барахты делалось. Выстроена целая учебная база, еще летом прошлого года разработаны стандарты обучения. У нас работает Центр спутниковых и информационных систем и технологий, который тесно сотрудничает с МГУ».
У нас провал по гуманитарным дисциплинам
Как признались в БГУ, открытие двух новых специальностей не повлечет за собой массовых новшеств. «Резкого углубления в новые и более узкие специальности не будет, — рассказал В.Молофеев. — Такие решения у нас принимаются взвешенно, с обязательным учетом анализа уже имеющихся специальностей, а также потребностей современных предприятий».
Однако есть предпосылки для появления еще нескольких новых направлений. «Все большее развитие получают нанотехнологии, потому, вероятно, может стать вопрос об открытии специальности наноэлектроники, — рассказал В.Молофеев. — Также популярными и востребованными становятся IT-специальности, основанные на освоении нескольких смежных специальностей».
Тем временем эксперты отмечают, что белорусскому образованию нужно латать не пробелы в сфере IT-технологий, а, как ни странно, в гуманитарных областях.
«У нас страшный провал по гуманитарных дисциплинам! — заметил Владимир Мацкевич. — Взять хотя бы менеджмент — он в ужасном состоянии: от сельскохозяйственных менеджеров до представителей госаппарата и международных компаний. Провал по всем статьям, и в первую очередь, в мультикультурной грамотности.
Самый яркий пример — недавнее обвинение Лукашенко чиновников в потере инвестиций. А тут дело как раз в мультикультурной безграмотности чиновников. Белорусы просто не понимают современного контекста и не ориентируются в современном мире…»
Серьезной проблемой, по мнению В.Мацкевича, является неправильное понимание гуманитарных дисциплин как таковых.
«Еще с советских времен осталось понимание гуманитарных наук как, в первую очередь, языков и литератур, — объяснил В.Мацкевич. — Но в цивилизованной Европе знание языков — не само образование, а только условие его получения. Под еще одной гуманитарной наукой — философией — у нас преподносится дикая архаика, не выдерживающая никакой критики. А истории белорусских студентов учат по идеологически исправленным учебникам…»
Того же мнения придерживается и экс-проректор БГУ Анатолий Павлов. «С гуманитариями у нас, действительно, плохо, — признался он. — И хоть повсюду кричат, что у нас переизбыток юристов, я считаю, их должно быть еще больше. Если глянуть на нормальное европейское общество, то можно заметить, что там чуть ли не у каждого есть свой юрист. А нам приходится выстаивать недели в очередях ради одной бумажки…
Не хватает и грамотных экономистов. Все они хорошо чувствуют себя в среде плановой экономии, когда ничем особенным, кроме регулярных отчетов, и не занимаются. Но стоит им попасть в условия рыночной экономики — начинаются проблемы. Потому что там нужно хорошее знание всех законов, понимание всей конъюнктуры среды и ориентация в ней».
Также А.Павлов напоминает, что если уж Беларусь берется за строительство АЭС, то имеет смысл обратить еще большее внимание на подготовку соответствующих специалистов.
«Иначе, кто ее обслуживать-то будет? — заметил он. — Насколько я знаю, таких специалистов сейчас готовят в БНТУ. Думаю, нужно ввести специальность «радио- и радиационная химия» в куда большем количестве вузов».