ВИКТОР КОВАЛЕВ: «НАС ВСЕМ КУРСОМ ИЗ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРЕВЕЛИ В ВЕРТОЛЕТЧИКИ…»
18.03.2010
—
Новости Общества
|
В 1951 году советское правительство включило вертолетостроение в число трех приоритетных программ, наравне с атомной и ракетной (Продолжение. Начало в №10). — Где-то около тысячи. Можно сказать, что имею прямое отношение к подготовке нескольких полков. У меня большой опыт обучения на Ми-1. Девять лет только летчиком-инструктором был. Потом — командиром звена, замкомэска, командиром эскадрильи, однако и тогда не только командовал подразделением, руководил работой инструкторов, но и сам летал с курсантами. Одно из главных условий летного долголетия — постоянное развитие природных данных и профессиональных навыков. В училище прежде всего очень высокие требования предъявляли к нам, летчикам-инструкторам. На одном уровне оставаться нельзя было. В 1962-м я стал мастером спорта по вертолетному спорту. В 1964-м получил квалификацию «военный летчик-инструктор 1 класса». В дальнейшем был отмечен медалями «За безупречную службу» третьей, второй и первой степени. В 1971 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ). — А как удавалось совмещать подготовку военных летчиков и спортсменов? — Многие военные летчики выступали на соревнованиях по вертолетному спорту, хотя были и чистые спортсмены, подготовленные ДОСААФ. Вертолетный спорт появился в Советском Союзе в 1959 году, и основной базой было СВВАУЛ. Командование училища использовало эту возможность для популяризации вертолетной авиации и повышения летного мастерства личного состава. На базе училища проводились открытые чемпионаты Вооруженных Сил, на которые съезжались спортсмены со всего Союза и зарубежья. Мне приходилось выступать самому и тренировать сборную команду училища по всем упражнениям. Обязательными были: полеты на малой высоте с выполнением спортивного квадрата (у земли пилотировать вертолет гораздо труднее); полет по замкнутому кругу; маршруту с определением знака; «колодец». К примеру, последнее задание заключалось в следующем: на земле выкладывался квадрат 30 на 30 метров, штанги высотой 15—20 метров обтягивались лентой, спортсмен должен был совершить посадку в «колодец» и взлет за минимально короткое время, при этом не повредить ленту… За годы существования училища подготовлено более 200 мастеров по вертолетному спорту, 2 мастера спорта международного класса. Представители училища завоевали более 220 медалей разного достоинства, становились чемпионами мира. Поразительных результатов добился начальник парашютной подготовки Анатолий Осипов, став 50-кратным чемпионом мира. Он выполнил около 15500 прыжков, и это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесса. — Предъявляются ли какие-то особые требования к летчикам? — Да, и они практически не меняются. Я тоже проходил отбор по критериям, включающим действия, по которым определяются память, восприятие, мышление, скорость и координация движений, по-прежнему учитывается военно-профессиональная направленность, моральные качества. Хорошую физическую форму мне помогли развить занятия в физкультурном техникуме. В 1955-м закончил его по специализации «спортивные игры», получил диплом преподавателя физической культуры. По-прежнему тем, кто мечтает стать летчиком, не рекомендуется заниматься боксом и аналогичными видами спорта. Несмотря на строгий отбор, курсанты попадались разные. При обучении следовало учитывать индивидуальные особенности. Были случаи, когда курсанты первой группы обучения сначала схватывали навыки полета, а потом их как будто подменяли, они цепенели и не знали, что делать. Разными методами приходилось их восстанавливать. Вообще, работу с курсантами нельзя назвать рутиной. Люди не идеальны, у всех есть сильные и слабые стороны. Инструктор отвечал не только за мастерство пилотирования, но и за боевой дух будущих офицеров. — На долю ваших воспитанников выпали испытания в Афганистане, Чечне… — Действительно, в современных условиях именно вертолетная авиация оказывалась наиболее востребованной в экстремальных ситуациях и конфликтах. За девять лет афганской войны по принципу эстафеты в боевых действиях участвовали сотни вертолетчиков. Двенадцати «афганцам», выпускникам СВВАУЛ, присвоено звание Героя Советского Союза. Еще одним испытанием стала Чечня. В борьбе с международным терроризмом 19 вертолетчиков совершили подвиги, отмеченные Звездой Героя России. Выпускники Сызранского училища входили в состав миротворческих сил ООН во Вьетнаме, Анголе, Таджикистане, Югославии, Судане… — Как показал Чернобыль, для военных вертолетчиков передовая не только в зоне боевых действий, но и в эпицентре экологических катастроф… — В результате трагических событий в 1986 году Чернобыльская АЭС стала полем боя именно для вертолетчиков. Около 100 человек непосредственно тушили реактор. Среди них был мой однокашник Василий Александрович Водолажский. В 1959 году он окончил 160-е военное авиационное училище в Пугачеве. В 1960—1988 годах проходил службу в вертолетных частях Белорусского военного округа. К весне 1986 года полковник Водолажский был заместителем командира 65-го отдельного вертолетного полка. В июле 1986-го его назначили руководителем сводной оперативной группы вертолетчиков и направили в Чернобыль. Считалось, что предельно допустимую дозу летчики получают уже через 15 дней. Водолажский находился в Чернобыле три месяца. На вертолете Ми-6 совершил 120 вылетов, сбросил на реактор около 300 тонн специальных смесей. Лично обучил 33 экипажа маневрам с длинными подвесками, снайперскому сбросу блокирующих материалов в жерло реактора. Такая отчаянная самоотдача сказалась на состоянии здоровья: ушел из жизни 18 июня 1992 года. Похоронен на кладбище деревни Королев Стан под Минском. То, как скрывались последствия чернобыльской аварии, — отдельная тема. Мы с Василием жили в Минске по соседству и немало времени провели за откровенными беседами. В Чернобыле он, как командир, мог не подвергать себя излишнему риску, но вместо этого лично участвовал в уникальной и опасной операции по очистке крыши машинного зала от обломков сверхрадиоактивного графита, устанавливал фильтры для подачи очищенного воздуха в работающие залы АЭС… В начале 90-х многое замалчивалось и недооценивалось. И все же, хотя и посмертно, 17 февраля 1995 года полковнику Водолажскому за мужество, проявленное при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, присвоено звание Героя России. В 1997 году в Минске в микрорайоне Уручье на доме номер два на улице Садовой, где жил Василий Водолажский, установлена мемориальная доска. — С каким настроением после работы в Сызранском училище подполковник Ковалев принимал Минский аэроклуб? — Это было в ноябре 1977-го, а через год мне присвоили звание полковника: тогда в системе ДОСААФ работали действующие военные. Сразу понял, что досталась мне отлаженная структура, с хорошими традициями. Может, техническая база имела скромные масштабы, но результаты были значительные. Ведь «прикипали» к аэроклубу талантливые фанаты. У нас были две основные задачи: поддержка спортсменов и начальная летная подготовка учащихся 9—10 классов на вертолетах Ми-2 для поступления в Высшие военные училища летчиков, и прежде всего в Сызранское ВВАУЛ. С 1985 по 1992 год было подготовлено более 190 человек. Конечно, возможности аэроклуба и училища разные, но смог внедрить некоторые новшества. Например, после технического дооснащения освоили обучение в закрытой кабине — «за шторкой» (вслепую по приборам). Результативность работы Минского аэроклуба по подготовке молодежи к службе в Советской Армии считалась лучшей в Союзе, аэроклуб неоднократно награждался переходящим Красным знаменем ЦК ДОСААФ СССР, переходящим Красным знаменем Военного совета Военно-воздушных сил БВО. Очень высоким был и уровень спортивных достижений. В 70—80-х годах спортсмены Минского аэроклуба находились на олимпе спортивной славы. В высшем пилотаже на самолетах абсолютной чемпионкой мира и СССР неоднократно становилась Валентина Яикова, чемпионами мира и СССР — Вадим Овсянкин, Татьяна Пересекина, Евгений Фролов. В парашютном спорте заявили о себе неоднократные чемпионы и рекордсмены мира Вера Зубова (Слободенюк) и Владимир Гурный. В вертолетном спорте на чемпионатах СССР лидировали Вячеслав Иноземцев и Людмила Косенкова. Призерами международных соревнований по авиамодельному спорту был Игорь Жолнеркевич, среди парашютистов — Александр Мозаков, Николай Чайко, Сергей Чайко... — Виктор Николаевич, когда в последний раз взлетали на вертолете? — В 1998 году на аэродроме Боровая. Вообще-то сдал полномочия начальника аэроклуба в 1997-м. Потом был руководителем полетов, окончательно «отошел от дел» в октябре 2005-го. Но связи с Боровой не порываю и знаю, что Центральный аэроклуб на подъеме. Теперь им руководят те, кто прошел подготовку в Сызранском училище, кто учился летать у меня. Наталья САЛУК
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 1951 году советское правительство включило вертолетостроение в число трех приоритетных программ, наравне с атомной и ракетной (Продолжение. Начало в №10). — Виктор Николаевич, на одном месте вы «выросли» от лейтенанта до подполковника. Сколько же курсантов прошли у вас выучку? — Где-то около тысячи.
|
|