Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию.[стенограмма. Часть1]. 21.by

Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию.[стенограмма. Часть1]

22.04.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Часть 1.

Дорогие соотечественники! Уважаемые члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей! Уважаемые приглашенные!

2010 год, без преувеличения, ключевой в определении дальнейшей стратегии развития Беларуси.

Во–первых , потому, что он является завершающим в выполнении ряда государственных программ, и прежде всего Программы социально–экономического развития страны на 2006 — 2010 годы. Несмотря на объективные трудности, с которыми сталкивалась отечественная экономика, мы не отказываемся от обязательств, взятых на себя пять лет назад на третьем Всебелорусском собрании. И обещанных народу.

Во–вторых , в текущем году мы должны полностью преодолеть последствия мирового кризиса, негативно отразившегося на нашей экономике, и как минимум восстановить докризисные темпы экономического роста.

В–третьих , и это самое главное, в 2010 году необходимо заложить основы для динамичного прорыва в развитии нашей страны — нового этапа в построении сильного и процветающего государства.

От того, насколько эффективно и качественно мы будем работать в нынешнем году, зависят наше благосостояние и движение по пути экономического и социального прогресса.

Основным ориентиром во всех сферах деятельности является КАЧЕСТВО. Качество производимых товаров и оказываемых услуг. Качество управления. И самое важное — качество жизни людей.

Для нашей страны вопросы качества всегда были в ряду приоритетных.

Но особую актуальность они приобретают в условиях выхода из мирового финансово–экономического кризиса. Ведь на старые позиции возвратиться уже не получится, поскольку потребитель постоянно выдвигает новые требования. В глобальном масштабе преимущество будет иметь та экономическая система, которая достигнет более высокой производительности труда, качества продукции и снижения ее себестоимости. Поэтому из кризиса Беларусь должна выйти более современной и готовой к жесткой конкуренции в условиях не докризисного, а уже послекризисного мира. За эти годы мы достигли многого. Но нельзя двигаться дальше по инерции, не предпринимая энергичных усилий, не ставя перед собой новых перспективных и даже амбициозных задач. Кто не понимает этого —тот рискует как минимум отстать, а то и оказаться на обочине. Сегодня на международной арене идет пересмотр принципов функционирования экономических систем. Преуспевающей является та из них, которая постоянно обновляется, впитывая в себя все лучшее из мирового опыта. В этой связи нам жизненно необходим КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОРЫВ в отечественной экономике.

Что может его обеспечить?

Прежде всего — новая технологическая стратегия. Ее составными частями должны стать:

структурные преобразования экономики , предполагающие преобладание отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;

создание высокотехнологичных производств, способных предложить миру принципиально новые виды товаров и услуг;

формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования.

Следующее направление — выработка стратегии деловой активности. Ее главный принцип: конкуренция на смену монополиям. Думаю, назрела необходимость принятия Директивы № 4 о дальнейшей либерализации экономики, направленной на раскрепощение предпринимательской инициативы.

Далее — транзитная стратегия, предусматривающая расширение транспортных, коммуникационных и финансовых коридоров. Это должно стать тем основным звеном, которое обеспечит качественный рывок в экономическом развитии страны и позволит, используя географические преимущества Беларуси, занять свою нишу в международном разделении труда.

Энергетическая стратегия должна быть усилена за счет более активного использования возобновляемых источников энергии, строительства новых современных энергетических мощностей, а также диверсификации поставок традиционных ресурсов.

В будущей пятилетке энергетическая стратегия станет основным направлением деятельности всех органов власти, в том числе и Президента. Я уже об этом говорил, поскольку это главный фактор обеспечения суверенитета и независимости нашего государства.

Прорыв в экономике невозможен без реализации стратегии всеобъемлющей информатизации. Она ориентирована на предоставление широкого спектра электронных услуг для граждан и бизнеса. Переход госаппарата на работу по принципу информационного взаимодействия. И имеет для нашего общества огромное как экономическое, так и социальное значение. Тем более что мы это умеем делать не хуже самых лучших и передовых стран мира.

Эти стратегические направления позволят Беларуси не только сохранить достойное место в современном меняющемся мире, но и идти вперед, работать гораздо эффективнее, чем раньше.

Вот откуда объективно проистекают императив качества в нашей государственной политике и мотивация того, что 2010 год объявлен Годом качества.

Но содержание этого императива иное, более глубокое. Сегодня мало административными методами обеспечивать качественное изготовление продукции.

Необходимо формировать общую культуру качества в стране. Воспитывать у наших людей устойчивое желание качественно жить, трудиться, учиться, выполнять возложенные на них обязанности. Это должно стать образом жизни! Потому что качество начинается с конкретного человека, с каждого из нас — нашей квалификации, ответственности.

Очень важно мыслить по–новому, преодолевать инерцию, пассивность, неверие в свои силы, недооценку собственных возможностей.

Словом, добиться динамичного прорыва в нынешних условиях — это значит привести в действие не только экономические рычаги, но и социальные, культурные и духовные факторы. Создать условия для творческой реализации человека. Только тогда крупномасштабная государственная деятельность по обеспечению качества может стать организующим элементом общественного развития.

Целью наших усилий должно быть формирование по–современному конкурентоспособных как экономики, так и государства в целом. И, более того, конкурентоспособной белорусской нации! Достижение в самой ближайшей перспективе европейского уровня и качества жизни наших людей.

Основные направления экономической политики государства в современных условиях

Уважаемые друзья!

Финансово–экономический кризис существенно затормозил развитие мировой экономики и привел к падению основных макроэкономических показателей. В прошлом году в отдельных странах снижение валового внутреннего продукта и промышленного производства измерялось двузначными числами. Условия для устойчивого подъема мировой экономики продолжают оставаться очень хрупкими, сохраняются высокий уровень бюджетных дефицитов и огромная безработица.

Сегодня уже ни для кого не секрет, чем был вызван этот глобальный кризис. Он показал, что социальная безответственность в ведении бизнеса, стремление к обогащению любым путем оборачиваются трагедией не для крупнейших собственников (отдельные из них во время кризиса даже приумножили свои капиталы), а для массы работников, для основной части населения и государственных бюджетов практически всех стран.

Сейчас миру нужна такая экономика, которая не подвергает опасности будущее всех в угоду эгоизму и корыстолюбию некоторых. Нужна экономика, которая не отворачивается от морали, не решает проблемы путем нечистоплотных сговоров и коррупционных связей в ущерб жизнедеятельности государства и общества. Очень хотелось бы, чтобы этот важнейший урок извлекло человечество из глобального кризиса.

В условиях мировой взаимозависимости и открытости своей экономики Беларусь не могла не испытать негативного влияния кризиса. В 2009 году экспорт и промышленное производство впервые за последние годы имели отрицательную динамику.

В то же время следует сказать, что мы сумели сохранить макроэкономическую стабильность и даже обеспечить прирост по таким позициям, как инвестиции в основной капитал, жилищное строительство, сельхозпроизводство, розничный товарооборот.

Мы оперативно приняли меры по минимизации негативных последствий кризиса, укреплению банковской системы, недопущению разгула спекулятивного капитала, стимулированию экспортеров, товаропроизводителей, либерализации условий хозяйственной деятельности. Поэтому не допустили падения производства валового внутреннего продукта, а по сравнению с 2008 годом мы даже увеличили его примерно на один процент, что позволяет причислить Беларусь к тем немногим странам в мире, которые сумели добиться в кризисном 2009 году роста ВВП.

Своевременность и правильность наших действий не только в последние несколько лет, но и в целом сбалансированность белорусской модели социально–экономического развития подтверждены международными экспертами.

Всемирный банк и Международный валютный фонд, оценки которых всегда отличались скептицизмом по отношению к Беларуси, были вынуждены признать, что стадию рецессии Беларусь уже прошла и страна начинает подъем!

И мы уже сообщали, что в I квартале порядка 5 процентов ВВП мы уже получили роста. Как помните, к концу года мы должны достичь как минимум 11 процентов. И у нас есть такая уверенность, основанная на расчетах, что мы достигнем этого уровня.

В непростых условиях нам удалось сохранить производство и не растерять научный и кадровый потенциал. Мы не допустили массовых увольнений, как это было практически во всех европейских странах и Соединенных Штатах. Не сокращались в Беларуси социальные расходы, не сворачивались важнейшие государственные программы. Население не испытывало и не испытывает проблем с обеспечением теплом, электроэнергией, топливом, продовольствием, одеждой.

В результате нам удалось сберечь главное — доверие людей, гражданский мир и спокойствие в обществе.

Однако не хочу, чтобы сложилось впечатление, будто у нас сплошная идиллия. Проблем достаточно. И, к сожалению, субъективных, то есть в полной мере зависящих от нас, не меньше, чем объективных.

Должен сказать откровенно, что по многим направлениям работу и Правительства, и Национального банка, и местной власти, и руководителей наших ведущих предприятий нельзя признать удовлетворительной.

В кризисный период еще больше обострился круг проблемных вопросов, которые государственные органы оказались не в состоянии решить оперативно и качественно.

Прежде всего это касается сокращения сверхнормативных запасов готовой продукции на складах промышленных предприятий.

Безынициативность и неэффективность работы в этом направлении как директорского корпуса, так и органов власти всех уровней иногда граничила с имитацией работы.

Только после вмешательства Президента и введения еженедельного мониторинга ситуация начала исправляться: запасы готовой продукции сократились более чем на четверть.

Однако с нового года увеличение запасов возобновилось, причем возросшими темпами. На 1 апреля на складах скопилось продукции на сумму более шести триллионов рублей.

Прошу тех, кого я выше назвал, подготовиться к тому, что за это придется отвечать, и очень серьезно.

И не надо прикрываться мудреными экономическими терминами. Причины элементарные — неумение торговать и хроническое нежелание оторваться от руководящего кресла.

Согласен, что часть предприятий испытывает трудности со сбытом не по своей вине, а из–за неплатежеспособности заказчиков, изменения конъюнктуры рынка в условиях кризиса.

Но разве мало у нас тех, кто производит неконкурентоспособную продукцию? Она не продавалась ни до, ни во время кризиса. Зато сейчас появилась возможность списать собственную бездеятельность на внешние факторы.

Здесь очевидна неспособность работать на внешних рынках в сложившихся условиях, организовать эффективный маркетинг и проявить максимальную гибкость при реализации продукции.

Мы зачастую много говорим о макроэкономических аспектах и упускаем, что экономика страны складывается из результатов отдельных предприятий. Их успешная работа как раз и дает высокие социально–экономические показатели.

Возьмем тот же пример со складскими запасами. Они приводят к тому, что замораживаются оборотные средства, ухудшается финансовое состояние предприятий. А в итоге нарастает дисбаланс внешней торговли товарами и услугами в целом по стране.

Пока каждый руководитель предприятия не возьмется за дело, не выстроит грамотную систему организации производства, толку не будет. Эффективно хозяйствовать из–под палки невозможно.

Разложите всю цепочку работы своего предприятия и проанализируйте:

производится ли та продукция, которая необходима потребителю, и тогда, когда она им востребована;

есть ли у вас обратная связь с потребителем, чтобы отслеживать его реакцию на ваш товар;

налажено ли производство максимально эффективно с точки зрения экономики предприятия;

создана ли разнообразная товаропроводящая сеть, способная обеспечить устойчивый сбыт, независимо от возможного сбоя одного из ее звеньев.

Необходимо именно с таких позиций рассмотреть все предприятия страны и определить стратегию их дальнейшего развития.

Может быть, тогда Правительству, местным органам власти, директорскому корпусу удастся более существенно продвинуться в решении проблемы финансового оздоровления убыточных организаций. Мои поручения в этой части остаются невыполненными.

Однако я не собираюсь сегодня перечислять все недостатки, которые уже имелись или обострились в период кризиса.

Важно провести работу над ошибками, извлечь уроки и наладить деятельность более качественно и эффективно.

Это тем более актуально, так как в нынешнем году мы формируем основные положения Программы социально–экономического развития Беларуси на предстоящее пятилетие.

Я уверен, она должна быть принципиально новой, без шаблонов, без штампов, отражающей новое качество развития страны в изменившихся макроэкономических условиях и более высокие стратегические задачи.

Ее разработку необходимо провести не только Правительству, как мне рекомендует Администрация, а прежде всего Администрации Президента, которая будет докладывать, координировать эту работу. Пригласив сюда бизнес–сообщества, возможно, международных экспертов. И завершить до 1 июля, с тем чтобы проект документа до вынесения его на рассмотрение Всебелорусского народного собрания прошел предварительное широкое обсуждение.

Еще раз хочу предупредить, что новую программу, если этот год покажет, что нынешний кадровый состав не в состоянии реализовать задачи на этот год, будут реализовывать другие люди. И обиды тут быть не должно. Еще раз повторяю: кто выработался, тот должен пойти на другую работу. В то же время я априори никого не выгоняю с работы, упаси Господи! Можете — делайте, не можете — уходите, не ждите, пока вас попросят, как это было недавно с некоторыми высокопоставленными чиновниками.

В качестве первоочередных шагов дальнейшего социально–экономического развития страны считаю необходимым выделить следующие.

Первое. Нужна бoльшая динамика инновационной деятельности. На мировом рынке сегодня надо конкурировать высокотехнологичными товарами и услугами.

Мы же еще не можем похвастаться прорывными инновациями, связанными с разработкой и внедрением собственных новейших технологий. И на этом стратегическом направлении недорабатывают как отечественная наука, так и реальный сектор экономики.

В объемах выпускаемой продукции доля высокотехнологичной остается низкой. Наукоемкость внутреннего валового продукта находится на уровне менее одного процента, в то время как в развитых странах этот показатель в 2 — 3 раза выше. Невелика и доля инновационно активных предприятий.

До сих пор мы не сумели сделать главное — развернуть отрасли экономики лицом к инновациям, нацелив их на активное внедрение научных достижений и новейших технологий.

Четвертый год реализуется программа инновационного развития страны. Но где ощутимая отдача от тысячи инновационных проектов, которые должны были изменить нашу экономику?

Определенные надежды на ускорение научно–технического прогресса мы возлагаем на реализацию таких масштабных проектов, как разработка Национальной космической программы и строительство атомной электростанции.

Но этим нельзя ограничиваться. Нужны всесторонние стимулы (как рыночные, так и правовые) для наращивания предприятиями инновационной активности.

Думаю, созрели предпосылки для разработки и принятия комплексного Закона «О государственной инновационной политике». Поручаю Правительству, Национальной академии наук и Парламенту в самые сжатые сроки заняться этим.

Второе. Следует реализовать комплекс мер, направленных на значительное повышение инвестиционной привлекательности нашей экономики.

Все больше и больше солидных инвесторов приходят в Беларусь. Но с чем они порой сталкиваются? С неразворотливостью на местах и откровенным бюрократизмом.

Вы не задавались вопросом: почему практически каждую группу бизнесменов приходится принимать Президенту в резиденции Президента? Да потому, что они потеряли веру в тех, кто работает ниже! Думаю, что над этим уже сегодня поздно думать. Надо немедленно выправлять ситуацию! Я бы мог привести десятки примеров, когда люди ищут малейшую возможность достучаться до Президента. Притом небедные люди с миллионными инвестициями, готовые вкладывать в Беларусь эти средства. А мы по 4 — 5 лет волокитим те или иные проекты.

И потом, а чего мы боимся, собственно говоря, когда человек идет к нам в страну и вкладывает деньги, собственные деньги, он же у нас ничего не просит?! Он рискует. Так дайте ему свободу, развяжите ему руки. И не только иностранцу, но и отечественным, собственным бизнесменам. Более того, их надо поддерживать, а не отталкивать от себя.

Предупреждаю, что любой сигнал о нерешении того или иного вопроса по инвесторам будет восприниматься мною как саботаж!

Третье. С неразворотливостью и бюрократизмом пора заканчивать. И не кто иной, как Глава Администрации Президента, за это отвечает. И настало время, Владимир Владимирович (В.В.Макей — глава Администрации Президента), нести за это ответственность.

Два с половиной года не мог начать реализацию проекта по строительству транспортно–логистического центра в районе Национального аэропорта «Минск» бельгийский инвестор. Два с половиной года! Человек постучался в дверь, показал деньги (известная фирма, с именем мировым!), и около двух лет ушло у него только на согласование проекта инвестиционного договора. И вы думаете, он, проект, за два года изменился в чем–то? Вот он пришел с ним — через два года тот же проект был утвержден.

Было ведь мною принято решение — быть нормальному аэропорту в Беларуси. Нормальному, по самым высоким стандартам! Там же склады и транспортно–логистический центр. Мы — центр Европы. И надо привлечь грузопассажирские потоки сюда, и от этого получить определенный доход. Почему шло торможение, непонятно...

Вопрос выделения земельного участка в аренду был решен только после обращения инвестора к Президенту в феврале этого года. Земли мало, что ли?..

К сожалению, такие факты не единичны. Даже несмотря на то что все знают о моем пристальном внимании к реализации крупных инвестиционных проектов, бюрократические препоны не устраняются.

Потребовалось пять лет, чтобы было принято конкретное решение о сотрудничестве с иранской компанией «Кейсон». А инвестиционный договор с ней до сих пор не заключен. Хотя поручения мной даны еще в 2004 году.

На белорусской земле сходятся важнейшие транспортные пути между Европой и Азией. Страна располагает значительным научно–производственным потенциалом, развитой инфраструктурой, квалифицированными кадрами. Имеет хорошую привлекательность для международного бизнеса. И эту привлекательность нельзя разрушать откровенным головотяпством.

В текущем году нам предстоит переломить отрицательные тенденции, складывающиеся в инвестиционной сфере.

У нас создана обширная правовая база, принят целый ряд преференциальных режимов, обеспечивающих комфортные условия отечественным и зарубежным инвесторам.

Вместе с тем считаю, что назрела необходимость кардинального пересмотра основополагающего документа в данной сфере — Инвестиционного кодекса, который был принят девять лет назад.

Наша задача — привлечь и защитить иностранного инвестора. Потенциал республики огромен, и мы рады приветствовать любого, кто готов помочь нам в его развитии.

Одно из таких приоритетных направлений — подготовка к проведению в Минске чемпионата мира 2014 года.

Нам предстоит уделить ключевое внимание обновлению имиджа белорусской столицы как привлекательного места для мирового бизнеса, делового туризма, проведения спортивных, культурных мероприятий международного значения. Сохраняя свою самобытность, мы должны показать высокоразвитый, технологичный, отвечающий всем современным требованиям город, в котором хочется жить, работать, отдыхать и в который хочется возвращаться. Поэтому есть точки приложения как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Но самое главное, чего удалось добиться, — любой инвестор, приходя в Беларусь, отмечает, что здесь стабильно, спокойно и у тебя никогда не отберут собственность. Это дорогого стоит, это главное.

Четвертое. Беларусь должна войти в первую тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для предпринимательской деятельности. Эту задачу перед Правительством я уже ставлю не первый год.

Надо признать, что на пути либерализации условий хозяйственной деятельности мы добились определенных успехов. Большинство решений в этой сфере принимается после соответствующих консультаций с предпринимательским сообществом. В результате Беларусь включена в десятку стран, наиболее активно проводящих реформы.

По итогам рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса» мы поднялись с 82–го на 58–е место. Если сохраним набранную динамику, то сможем уже в недалеком будущем достичь поставленной цели.

Но многое в данном направлении еще предстоит сделать, в том числе для правового обеспечения либерализации экономических отношений.

В ближайшее время будет издан новый Указ Президента «О лицензировании отдельных видов деятельности», направленный на упрощение процедур. На рассмотрении Парламента — законопроект по вопросам приватизации государственного имущества. Готовится к принятию проект Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Эти законодательные акты призваны заложить основу для дальнейшего успешного развития частного бизнеса, оздоровления экономики в целом.

При этом после их вступления в силу не должно получиться так, как произошло с арендой. В октябре прошлого года был издан указ Президента, который предусматривал упорядочение арендных отношений, прекращение произвола арендодателей, в ряде случаев снижение арендной платы. Вместо этого собственники недвижимости, прежде всего государственные организации, различными хитроумными способами «зарядили» повышающие коэффициенты по максимуму, из–за чего аренда возросла чуть ли не в два раза.

Правительству, председателям областных и Минского городского исполкомов даю ровно месяц, чтобы навести порядок с арендой! Зенон Кузьмич (З.К.Ломать — Председатель Комитета госконтроля), доложите. Арендаторы должны почувствовать либерализацию реально, на себе, а не только при прочтении соответствующего указа.

В равной степени хочу предупредить все контролирующие и надзорные органы от излишеств в проверках.

Надо исходить из того, что малый и средний бизнес имеет большой потенциал, отличается мобильностью, способностью оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и создавать новые рабочие места. Поэтому его надо стимулировать, а не уничтожать.

В стране все активнее формируется частно–государственное партнерство. И Совету Министров необходимо вырабатывать новые формы взаимодействия государства и бизнеса, привнося в эти отношения системность и максимальную эффективность, закрепляя социальную ответственность участников такого партнерства.

Пятое. Необходимы дальнейшие решения по радикальному упрощению налоговой системы и порядка ведения бухгалтерского учета.

Несмотря на предпринимаемые шаги, в авторитетных международных рейтингах, касающихся простоты и понятности налоговой системы, Беларусь располагается очень далеко от высоких позиций. Скажем, в соответствующем рейтинге Всемирного банка мы заняли последнее, 183–е место. По оценке экспертов этого банка, в Беларуси для уплаты налогов надо затратить в среднем 900 часов в год, а, например, в Объединенных Арабских Эмиратах всего 12 часов.

Предприниматели буквально стонут — высокие ставки налогов и штрафов, усложненный документооборот стали непосильной обузой для отечественного бизнеса.

А ведь это, помимо всего прочего, миллиарды долларов упущенных инвестиций, тысячи несозданных рабочих мест, миллионы единиц непроданной продукции.

Меня заверяли, что введенная в действие с 1 января нынешнего года Особенная часть Налогового кодекса установит более совершенный, приближенный к мировым стандартам порядок применения каждого из налогов. Но, как оказывается, этого далеко недостаточно, чтобы правила ведения бизнеса по условиям налогообложения были просты и понятны.

Поэтому уже к осени жду от Правительства решений по кардинальному упрощению налоговой системы. К этой работе нужно активно привлекать специалистов–практиков и представителей бизнес–сообщества. Без них вы ничего не сделаете.

Шестое. В стране должны существовать стабильные условия функционирования делового оборота.

Следует на законодательном уровне гарантировать простые, а главное — устойчивые правила игры. Нельзя сегодня ввести один порядок, завтра — его изменить, послезавтра — еще подправить.

Необходимо искоренять практику, когда акты, особенно в сфере экономики, вступают в силу практически в день подписания или даже через неделю. Как людям и организациям успеть перестроиться и сориентироваться в новых условиях ведения расчетов, налогов, таможенных процедур и тому подобном?

Думаю, будет правильным, если при принятии нормативных правовых актов, изменяющих условия ведения бизнеса, мы будем устанавливать срок введения их в действие не раньше чем через три месяца со дня подписания. Соответствующие поручения Премьер–министру и Председателю Правления Национального банка мной уже даны.

И еще. Отныне в стране должен безоговорочно действовать принцип о том, что один и тот же правовой акт не может корректироваться чаще, чем один раз в год. Это касается не только законов и решений Президента, но и нормативных правовых актов всех уровней власти.

Седьмое. По–прежнему приоритетом государственной политики является экспорт.

Наша не очень большая по территории и населению страна производит более 10 процентов мирового объема калийных удобрений, а будет производить еще больше. В мировом производстве карьерных самосвалов доля Беларуси составляет 30 процентов. Минский тракторный завод на мировом рынке соответствующей продукции занимает почти 7 процентов. Беларусь производит почти 1,5 процента молока в мире. Будет еще больше. Мы его удвоим.

Эти позиции нам надо не просто удерживать. Следует серьезно расширить разнообразие нашего присутствия на мировом рынке.

Нам есть что предложить зарубежному потребителю. Мы конкурентоспособны по цене и качеству. Просто надо «пахать» в этом направлении, а не сидеть и ждать, когда к вам придет покупатель.

Надо действовать более агрессивно, отвоевывая по сегменту даже те рынки, которые давно поделены. Нам не хватает предприимчивости и делового азарта.

Я ищу любую возможность, чтобы предложить наш товар везде, где только можно. И там, где ранее казалось абсолютно нереальным. Так должны поступать все — и директора предприятий, и министры.

В связи с этим я попрошу Комитет государственного контроля и Главу Администрации представить мне конкретный анализ результативности деятельности Правительства в этом году, особенно в кризисный период, по завоеванию новых рынков. Поясняю: как только начали образовываться складские запасы, не только я, но и многие специалисты обратили особое внимание на то, что продукция Беларуси в мире востребована. Тогда было отдано распоряжение Президента Правительству и всем, кто причастен к этому, руководителям предприятий, министрам, — поехать по всему миру и уточнить, где нужна наша продукция. Разъехались. Масса командировок... Результат?!

Важным направлением структурной перестройки национальной экономики должно стать ускоренное развитие и расширение экспортного потенциала сектора услуг. На сегодняшний день доля всех видов услуг в общем объеме экспортных операций Беларуси не достигает 14 процентов, что значительно ниже среднемирового показателя.

Мы можем предоставить услуги в области образования, здравоохранения, спорта, культуры и так далее. Пока нет серьезного прорыва в сфере въездного туризма.

В экономической политике многих стран прослеживается тенденция к созданию условий для развития сферы услуг и материального производства как единого целого. Думаю, это выгодный и потому приемлемый для нас подход.

К примеру, Беларусь обладает значительными запасами пресных подземных вод. Лучшими в мире по оценке ООН! По данному виду сырья также имеется внушительный нереализованный экспортный потенциал. В прошлом году мы продали в Литву, Россию, Латвию, Азербайджан, Эстонию, Канаду, другие государства минеральных вод аж на 3 миллиона долларов. Очевидно, что географию и количество поставок надо существенно расширять.

Для этого Совету Министров следует активизировать изучение рынков сбыта бутилированных вод, освоение участков подземных вод высокого качества и выполнить комплекс мероприятий по сертификации белорусских вод. С учетом устойчивой благоприятной мировой конъюнктуры это принесет нашей стране солидные дивиденды.

Некоторые, отдельные, будут посмеиваться: подумаешь, вода... А сегодня питьевой воды в мире не хватает катастрофически! Известно, в каких государствах — небедных. И цена сегодня питьевой воды, вы знаете, порой выше, чем цена нефти. Так зарабатывайте деньги!

Словом, деньги у нас под ногами. О чем я тоже неоднократно говорил.

Со стороны Главы государства все необходимые решения по финансовой поддержке экспортной деятельности уже приняты. Теперь слово за производителями — стране нужен осязаемый эффект от вашей работы. Чтобы белорусские брэнды становились узнаваемы в мире. Мы это можем!

Восьмое, очень важно, — импортозамещение.

Работа Правительства, местных органов власти в этой части не может удовлетворять. Топчемся на месте. И это несмотря на то, что еще в 2008 году по моему поручению за всеми важнейшими группами товаров, которые могли бы производиться у нас в стране, были закреплены ответственные члены Правительства, начиная с заместителей Премьер–министра. Надо, кстати, посмотреть на уровне Президента: как эта работа проводится?

Мы по–прежнему имеем опережающий рост импорта над экспортом и отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, которое за 2009 год составило рекордную сумму — более 5,5 миллиарда долларов США.

По ряду позиций мы можем и должны отказаться от импорта. Ведь это будет значительно более выгодно нашим людям с точки зрения цены. А государство уйдет от зависимости во внешних поставках.

Я приведу пример. Я просто наступаю на эти примеры, и вы тоже спотыкайтесь о них, переезжая и передвигаясь по стране. Минимум пять лет я говорю о мелиорации. И ведь я ни на кого не давил, я понимаю, что в свое время мелиоративное направление было угроблено. Все считали, что мелиорацию сделали, и нам больше ничего этого не надо, все будет работать, как работало в 70 — 80–е годы прошлого столетия. Ан нет... Наше невнимание к земельке–матушке — и вы представляете и видите, во что это все вылилось. Ставлю задачу. Выделяем огромные деньги.

В будущем пятилетии одна из основных программ — это мелиорация, спасение земель. Я уже говорил почему. Вопрос не потому, что не хватает земель, почвы не хватает, а вопрос в том, что половина населения в мире сегодня голодает. Что тут заложен огромный экспортный потенциал. И спрос на эту продукцию колоссальный. Так давайте произведем и поставим эту продукцию вовремя, в срок. И получим не 3 миллиарда долларов, как в этом году доходов, а 7 миллиардов. В следующей пятилетке выйдем на 10 миллиардов! И что вы думаете?.. Ходят вокруг, бродят, дамбы какие–то отсыпают, 10 дворов спасая на Полесье, а люди хохочут. Я прихожу, мне старики говорят: «Деточка, зачем вы отсыпали эту дамбу? Мы тут без нее жили и будем жить. Нам вода нужна. Зачем вы нас отгородили от воды?» Бездумность, вбрасывание денежных средств непонятно куда! Людей это возмущает. Вы у людей спросите: надо это или нет?

Ясно, что технику, которая производилась, угробили, и не только у нас, во всем Советском Союзе. России мелиорация не нужна, она занята нефтью и газом. Украине — тоже. Ставлю задачу: большая программа — нужна техника. Это же не проблема: выпустить экскаватор, бульдозер, дреноукладчик. Что там еще надо? Наверное, больше ничего. И что вы думаете? Ставка на Россию, ставка на Китай, ставка на Америку — мол, мы купим. Зачем? Даю срок: два года — и должен быть экскаватор. Посмотрел работу на мелиоративных каналах — хорошие сделали экскаваторы. Специалистов удовлетворяют. Есть недостатки — поправим. Ставлю задачу — надо сделать бульдозер. Сделали. Три года обкатывали, смотрели на него — нормальный бульдозер на гусеничном ходу. Почему не производим? Сколько надо? 70 — в этом году. И надо указание Президента, чтобы это делали! А дреноукладчик, говорят, Россия нам поставит. Но у России другие планы и задачи, что вы на нее рассчитываете? Что, мы не можем прицепить ковш к какому–то трактору и копать эту траншею, укладывая дренаж?! Можем. Тоже поставил задачу.

Я почему об этом говорю? Ведь рано или поздно и матушка–Россия, и матушка–Украина вернутся к тому, чтобы возобновить то, что было запущено еще больше, чем у нас. Помните, в Нечерноземье Советский Союз вложил миллиарды долларов, вернув самые драгоценные земли в оборот? Сегодня они полностью уничтожены или уничтожаются. Так дальше не будет. Очнутся власти в этих странах. И нужна будет техника. Но она у нас уже будет. И мы можем предложить ее под их программы, получить эту технику за хорошие деньги. Почему мы этого не видим?

Другой пример, о который я споткнулся. Прихожу на один из молокозаводов, мне показывают производство сыров. Но меня интересует не линия, я их уже видел не один раз. Спрашиваю: рынок сбыта есть? За голову хватается директор — 70 процентов рентабельность продаж! Даже Россия, которая вчера блокировала поставки продукции на российский рынок, еще не успели из цехов выйти, забирает эти сыры, — отдайте. 70 процентов рентабельность! Спрашиваю: «А почему мы не производим больше?» — «Ну вот мы программу «рисуем» в Правительстве». Я говорю: «Какую программу? У нас есть молокозаводы. У нас есть где поставить эти линии?» — «Есть». — «Почему вы их не ставите?»

3 месяца — смонтировали линию. Немедленно производите сыры (ну полгода, год). Это же перспектива! Рынок требует каждый день сыры, а не молоко возить, расплескивая в цистернах, и отдавать кому–то налоги, перевозя из одной страны в другую. Производите! Чего не хватает? Денег? Давайте сконцентрируем деньги на этом направлении. Это же небольшие деньги. Два года окупаемость проекта. Где разворотливость?

Вот они, проблемы, о которые, еще раз говорю, спотыкаешься, которые лежат на поверхности. И мы эти проблемы не только можем, мы научились их решать.

Девятое. Ключевым принципом нашей жизни должно быть повышение энергоэффективности и энергосбережения, внедрение режима экономии во всех отраслях народного хозяйства.

К сожалению, предписания Директивы от 14 июня 2007 года № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», так она называется, пока не стали нормой нашей повседневной жизни ни в быту, ни на производстве. И отвечает за эту директиву у нас кто? Премьер–министр! Самые большие люди, которые отвечают за реализацию этих двух директив, которые я уже назвал, не выполняют их. Это как называется?..

А ведь это один из основных путей сбережения валютных средств и обеспечения нашей экономической независимости. Богатым может стать только тот, кто умеет грамотно экономить!

В топливно–энергетическом комплексе следует существенно расширить применение возобновляемых источников энергии. Вот где должно проявиться веское слово наших ученых.

Приоритетное направление развития экономики страны видится в более активном использовании отечественных минерально–сырьевых ресурсов.

Правительству, Академии наук (Михаил Владимирович (М.В.Мясникович — председатель президиума НАН Беларуси), вы туда были для этого направлены), необходимо интенсифицировать разработку месторождений полезных ископаемых, относимых к дефицитным (стекольные пески, облицовочный камень) и перспективным для промышленного освоения (железные руды, гипсовый камень, карбонатный трепел). В том числе путем возможного привлечения иностранных инвесторов и заключения концессионных соглашений.

Мы с Премьер–министром недавно, обсуждая вопрос, говорили о сланцевом природном газе. Так? Вы с Мясниковичем его достали? Не достали! А сегодня уже весь мир этим занимается. И недавно европейцы заявили (Россия сегодня 25 процентов обеспечивает потребность в природном газе Европы) о том, что благодаря сланцевому природному газу они на треть в ближайшее время сократят поставки из Российской Федерации природного газа. Почему же мы «спим в шапку»?! Вы мне ответьте. Если у нас этого нет или мы не можем, то вы мне прямо скажите. Не можем — я буду искать тех, кто это может. Если можем и это возможно — так давайте будем работать над этим, давайте на этом направлении сконцентрируем денежные средства. Мы же умеем бурить, добывать, почему же мы не действуем эффективно и быстро?..

Десятое. В современных условиях особое значение приобретают вопросы эффективного управления государственным имуществом. Каждый метр недвижимости, любой объект государственной собственности должны использоваться рационально. Это народное достояние.

Недопустимо, когда лежит на складах дорогостоящее оборудование, пустуют помещения, а то и огромные производственные площади. Если государственная организация не может управлять сама, то надо сдавать во временное пользование либо продавать.

Что касается приватизации, о которой в последнее время так много говорят, — это не самоцель. Мы не будем продавать свои предприятия только потому, что так кто–то хочет извне или так делают в других странах. Мы готовы продать полностью или частично любое государственное предприятие в том случае, если мы не в состоянии самостоятельно обеспечить его эффективное функционирование или в этом отпала необходимость в силу определенных причин. И только за деньги, за ту реальную, как у нас говорят, рыночную цену, которую оно стoит с учетом своего потенциала.

Бесплатно никто никому ничего не отдаст. Бандитской приватизации в стране не было и не будет! Я уже думаю, что мне не надо никому это рассказывать и доказывать. Вся жизнь и развитие нашей страны подтвердили, что никакого бандитизма в отношении национального достояния белорусского народа я не допущу!

И в чем я в данном случае не прав? Мы поступаем, как рачительный и грамотный собственник: продаем выгодно для страны и нашего народа. Но делать это надо осторожно, потому что это не только экономический аспект — аспект цены на собственность. А это еще больший моральный, духовный аспект. Люди это очень настороженно воспринимают. Ведь это же не я создал эту собственность. И не мы, сидящие в зале. Не только мы. Больше всего трудился народ. И те люди, которых уже с нами сегодня нет, — они и трудились, и создавали, и защищали эту собственность. И поэтому если мы и идем на реализацию этой собственности, то тысячу раз надо об этом подумать! И надо помнить, что по нашим законам будет крайним в этом процессе Президент страны. Я последним ставлю подпись! И никому не объяснишь, что это Парламент, Правительство или кто–то еще подготовил все это. Ты принимал решение! Ты и отвечаешь! Поэтому я очень аккуратен в этом отношении и аккуратно подхожу к этим вопросам.

Все наши экономические устремления нацелены на главное — постоянное повышение уровня развития человеческого потенциала. В следующем пятилетии Беларусь должна войти в число 50 стран с наибольшим индексом человеческого потенциала. Это один из целевых критериев нашей социально–экономической политики.

По этому показателю в постсоветский период Беларусь практически ежегодно занимала первое место среди стран СНГ. По данным последнего Доклада о развитии человека, издаваемого Организацией Объединенных Наций, республика заняла 68–е место из более чем 170 стран.

В настоящее время у нас наблюдается положительная динамика по росту продолжительности жизни, уровня образования населения, а это важнейшие составляющие индекса развития человеческого потенциала. Значит, имеются хорошие предпосылки для дальнейшего повышения этого показателя.

Уважаемые товарищи!

Важнейшую роль в преодолении негативного влияния мирового финансово–экономического кризиса, выхода на траекторию динамичного экономического роста должна сыграть эффективная денежно–кредитная политика.

Она прежде всего должна быть направлена на снижение темпов инфляции и поддержание устойчивости белорусского рубля. Наши люди должны быть уверены в завтрашнем дне и не дрожать над каждой копейкой, вспоминая тяжелые времена на заре суверенитета.

Меры, предпринимаемые Национальным банком в настоящее время, в бoльшей степени ориентированы на решение краткосрочных задач стабилизации финансового рынка. Это само по себе важно, но не снижает актуальности разработки долгосрочной стратегии развития денежно–кредитной сферы.

Инструменты этой политики должны быть ориентированы на стимулирование технологического обновления производства, его инновационной модернизации, наращивания выпуска конкурентоспособной продукции.

Банки обязаны работать на товаропроизводителя, а не на самих себя! А мы на сегодняшний день имеем сокращение кредитов, прежде всего долгосрочных, для реального сектора экономики и процентные ставки на уровне 23 процентов.

«Кризис... денег не хватает...» — все это отговорки для оправдания высоких кредитных ставок, которые даже самое процветающее производство могут поставить на колени!

Кредиты должны быть доступными — с точки зрения их стоимости и порядка получения.

Поэтому банковскому сектору необходимо обеспечить дальнейшее наращивание ресурсного потенциала и объемов кредитной поддержки экономики.

Главная задача Национального банка — проведение денежно–кредитной политики, ориентированной на поддержку экономического роста.

Надо, правда, здесь отметить еще один фактор. Вы помните (это в предвыборную пору очень важно говорить, особенно кандидатам, которые противостоят оппозиции), когда начинались проблемы финансово–экономического кризиса?

Сколько вреда принесли так называемые эти «вякалы–экономисты» оппозиционеры... «Рубль рухнет», «все обрушится»... Люди бежали в банки — поменять, схватить. Я вынужден был реагировать. Я говорил людям, что мы выполним свои обязательства. Я подписал документы, указ о том, что мы гарантируем сохранность вкладов населению в этот тяжелый период. Скажите, мы обманули людей? Нет! Нам было трудно, мы фактически на коленях стояли (честно можно сказать уже по прошествии времени) перед отдельными организациями и государствами, выпрашивая деньги для того, чтобы поддержать народ и экономику. Мы получили эту поддержку. Начали кричать оппозиционеры так называемые... Ну для них чем хуже — тем лучше, что ни делай — все равно плохо. Но тем не менее мы же не обманули народ. Стоит это отметить и показать: какую же политику они проводят (оппозиция) в стране? И кто руководит ими?

Могу еще один красноречивейший пример привести по поводу того, как власть «обманывает народ». Помните эту «петушиную», потом «свиную» пандемию, или как она там называется у медиков? Очень было непопулярно Президенту в это дело влезать. Но из Украины (это же я не случайно сделал) я вам сказал: успокойтесь! Жуликов в мире достаточно. Кризис породило жулье. Я первым и единственным тогда в мире сказал, что коррупция и жулики — причина этого кризиса. Разбазарили деньги (вы знаете, кто их печатает)... Откуда пошел этот кризис? Кто на нем наживался? У кого миллиарды в карманах? Весь мир знает — оттуда этот кризис пошел.

И тогда я сказал: успокойтесь, это — очередной удар по населению, вытряхивание кошельков. В интересах кого? Того, кто сегодня имеет залежи на складах, кто готов быстро произвести лекарства.

По прошествии небольшого количества времени (всего полгода) что мы слышим сегодня? Оказывается, что это был страшный обман мировой общественности — вот этот «свинячий» визг и писк. Но я же вас предупреждал: и вас, и население. Вы меня не послушали. Вы начали «долбать» власть, в том числе и меня: «Врут! Врут, давайте марлевые повязки»... Вытряхнули, вывернули деньги... Так это хорошо, что я еще противостоял этому. И министру здравоохранения, и Правительству говорил: «Успокойтесь. Побегают, сядут на определенное место, но деньги хоть сохранят». Я, что, был не прав?

Я говорю это к тому, чтобы народ хоть как–то, поворачивая голову, хоть кому–то доверял и прислушивался. Ведь я, как и вы, уверен, не меньше переживаю за здоровье нации, чем сам конкретный гражданин. Потому что мы, тем более я, крайние в этой ситуации — мы будем виноваты, если что. То же самое с этим пеплом, который сегодня посыпали, якобы и дышать нечем... Исландия не задохнулась, а там слой в полметра пепла. Не задохнулась. А Европа задыхается... Только вот не от пепла.

Мир изменился. Потеряны духовные, моральные критерии и ориентиры. И это надо видеть.

Свидетельство тому еще и Кыргызстан, о котором мы, наверное, сегодня еще будем говорить. Яркий пример этой маленькой страны. Но то ли еще будет...

Эффективный аграрный комплекс и продовольственная безопасность страны

В нынешнем году завершается выполнение Программы возрождения и развития белорусского села. Главный итог ее реализации состоит в стабильном наращивании объемов сельскохозяйственного производства, росте экспортных поставок и качественном изменении социальной инфраструктуры на селе.

К концу года в основном сформируется необходимая материально–техническая и социальная база АПК — в стране будут действовать почти полторы тысячи агрогородков. Какой результат этой работы? Первое, я хочу, чтобы вы понимали, зримого того эффекта, о котором вы мечтали, может быть, и я в какой–то степени, хотя я более реален в отношении этой программы, потому что я верчусь в ней — от денег до ферм, агрогородков и так далее), вот такой вот реальной и высокой результативности мы не можем видеть. Почему? Потому что еще слишком мало времени прошло.

Реальностью является то, что мы нащупали направление деятельности в производстве сельскохозяйственной продукции. Мы увидели вековые свои ошибки, которые мы допускали в сельскохозяйственном производстве. К примеру, мы всегда с вами (аграрии это знают) строили железобетонные «саркофаги», где содержали скот. Оказывается, нет, вон они, образцы, рядом. И я уже об этом говорил. Еще будучи в Соединенных Штатах Америки и Канаде, посещал фермы. Мне показали эти сараи, в которых они содержат скот. Они открытые. Если ветер большой, то пленкой закроют, чтобы не продувало скот. Оказывается, что скоту надо не железобетон, а свежий воздух. Мы сегодня обнаружили и нащупали те эффективные производственные помещения, они абсолютно недороги, которые мы должны строить в нашей стране. И мы немало, мы их сотни построили.

Во–вторых, эта программа в производстве уже третий год дает эффект. 6 — 8 процентов прироста по основным видам продукции: по молоку, по мясу. Мы полностью себя обеспечили хлебом. А вспомните те недалекие времена, когда полки были пустыми, когда, к примеру, в Чехию мы «ползали» за 30–миллионным, по–моему, кредитом, а потом оппозиция, помните, кричала, что «не давать им кредит, пускай дохнут». Мы сегодня не просим. В самые неблагоприятные годы мы полностью себя обеспечиваем хлебом. Мы обеспечили безопасность нашей страны по основному виду продукции — по продовольствию. Если человеку есть нечего, то стабильности в стране не жди. Это зримые результаты, но не те воздушные, виртуальные, о которых мы мечтали. Но и они будут. Потому что сегодня мы не только пощупали и нащупали, в каком направлении действовать, в том числе и в переработке, и в хранении сельхозпродукции. Мы знаем, как это делать. И делаем. И каждый год этот эффект будет нарастать.

Поэтому сегодня стоит задача — три, завтра — семь, послезавтра — десять миллиардов долларов доходов от реализации продукции сельскохозяйственного производства!

В чем важность этой программы? Мы все можем сделать и произвести. Были бы люди, которые это купят. Продовольствие купят всегда! Притом в обозримой перспективе при нашей жизни и наших детей — точно. Семь миллиардов в мире населения примерно. Его же надо накормить. А продовольствия и питьевой воды не хватает. У нас это есть. Это самое ценное, как мы только что определили, для человека.

Поэтому программа по спасению села была принята своевременно и правильно. Вопрос стоит: мы что, закончили уже? Нет, это — фундамент, это — основа. Мы в этом году должны выполнить основные ее направления. И мы выполним. Это будет фундамент, на котором мы будем наращивать, разворачивать и инвестиции, и финансирование сельскохозяйственного производства, и поддержку наших людей, работающих и живущих на селе.

Мы переходим от дотационного сельскохозяйственного производства к рентабельному агробизнесу.

Я когда–то мечтал, а сегодня уверен, что в этом году мы и без дотаций государства в сельском хозяйстве будем иметь рентабельное производство. Так? Пусть 5, пусть 7 процентов, но это — победа. Ведь мы без дотации государства производили сельхозпродукцию убыточную. А сейчас мы вышли на положительную рентабельность сельскохозяйственной продукции: молоко, мясо, зерно и так далее.

Аграрный сектор экономики может и должен быть надежным источником, как я уже сказал, поступления валюты в страну. Для этого у нас есть все основания.

В прошлом году Беларусь экспортировала продовольствия на сумму более двух миллиардов.

Поставлена задача в два раза превзойти этот рубеж в ближайшие годы. А к концу следующей пятилетки, а может быть, и раньше — превзойти 10–миллиардный рубеж долларов в эквиваленте. И это для нас достижимо.

Улучшение экономики аграрного комплекса — центральная задача новой аграрной программы страны на следующий пятилетний период (до 2015 года), проект которой следует Правительству разработать в нынешнем году. В ней должны быть заложены механизмы усиления конкурентоспособности и устойчивости рыночного развития АПК.

Во–первых, предстоит оживить предпринимательскую инициативу на селе, усилить личную заинтересованность кадров в росте экономических результатов и снижении непроизводительных затрат. Важно восстановить прямую материальную ответственность за состояние дел в аграрном производстве. Для этого, возможно, следует пойти на изменение отношений собственности на имущество, на произведенную продукцию, а следовательно, и на доходы, получаемые в составе действующих агропромышленных предприятий.

Во–вторых, мы должны обеспечить устойчивые темпы роста производства исходя исключительно из имеющихся ресурсов и экономической целесообразности.

В–третьих , вся совокупность отраслей и предприятий АПК должна приобрести экспортную направленность. Объемы экспорта и размеры валютной выручки должны стать одними из основных показателей оценки деятельности агропромышленных организаций всех форм. В структуре экспортного сбыта должна преобладать продукция, имеющая высокую добавленную стоимость.

В–четвертых, все сельское хозяйство страны должно быть построено на принципах кооперации и интеграции.

Думаю, для нас оптимально иметь два уровня кооперативно–интеграционных структур: местный и республиканский. При этом структуры местного уровня должны формироваться под действующие и вновь создаваемые крупные животноводческие комплексы, перерабатывающие и пищевые предприятия.

На республиканском же уровне важно сформировать под рыночный потребительский спрос сквозные кооперативно–интеграционные структуры по типу транснациональных корпораций, замыкающих всю технологическую цепочку — от получения сырья до производства готового высококачественного продовольствия.

В–пятых, сельское хозяйство должно стать, по сути, своеобразной «свободной зоной» для привлечения всех форм инвестиций: собственных средств предприятий, частных, а также зарубежных источников. Места хватит всем!

Государство будет гарантировать свободу функционирования привлеченного капитала и создавать надлежащие условия его защиты.

Главное же состоит в отношении людей к своему делу. Ведь высоких результатов достигают лишь там, где существуют предприимчивость, инициатива, дисциплина и ответственность за результаты.

Поэтому, уважаемые друзья, нам сегодня очень важно продолжить то, что мы умеем делать, то, что мы начали делать! Все, что я сказал, это уже апробировано. Следует идти избранным путем. И результат будет приумножен, он уже есть. Но он будет еще более весомым.

О деталях я не говорю, я очень много говорю о сельском хозяйстве во время посещения регионов: и как будем развиваться, и как будем поступать с деревнями во второстепенных хозяйствах, которые мы присоединили к большим, и так далее, и так далее. Все будет делаться для человека, во имя человека.

Сильная социальная политика — приоритет белорусской модели развития

Несмотря ни на какие трудности, важнейшим приоритетом государства, как и прежде, является проведение сильной социальной политики. Абсолютно все, что делается в стране, нацелено на дальнейшее повышение уровня и качества жизни наших людей.

Последние десять лет в отношении роста доходов населения, предоставления дополнительных социальных гарантий для семей с детьми, молодежи, пожилых людей, жителей села, малых городов у нас в Беларуси все делалось по максимуму, на пределе финансовых и экономических возможностей.

И в нынешнем году в полной мере сохранена социальная направленность бюджета. Средства, выделяемые на социальную сферу, не только не сокращены, но и по важнейшим позициям даже увеличены. Расходы бюджета на финансирование социально–культурной сферы в нынешнем году по сравнению с прошлым увеличены на 14 процентов.

При этом необходимо четко понимать, что социальная защита — это не только зарплата и не столько зарплата, пенсия и иные выплаты, особенно у нас, в Беларуси. К сожалению, зачастую она воспринимается только через призму денежных выплат. То есть люди видят то, что им дают в кассе, то, что они кладут в карман, а то, что они идут в соответствующие государственные учреждения, порой бесплатно для людей, но для государства ведь ничего бесплатного нет, они об этом забывают.

Социальная защита — это пакет гарантий, которые предоставляет государство в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивающих благополучие и здоровье людей: в жилищном строительстве, жилищно–коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, спорте, транспортном обслуживании и других областях.

Вот давайте посмотрим — жилищное строительство. Кто себе позволит и какая страна себе позволяет строить так, как мы, — практически за копейки для граждан?! Что такое сегодня при инфляции в 12 процентов кредиты под 1 процент на 40 лет для нуждающихся?! Назовите еще одну такую страну, которая себе это позволит. Мы на это идем сознательно. И эти проценты до инфляции и выше оплачивает государство, компенсируя из бюджета.

Дальше, жилищно–коммунальное хозяйство. Так называемая квартплата у населения 32 процента. 32 процента — платит население, а 68 — кто? Компенсирует государство! Назовите еще одно такое государство, кроме, наверное, Туркменистана (молодцы, там почти это бесплатно, потому что там и природный газ, и от Бога тепла хватает)... Больше я даже не знаю, кто, имея такой уровень развития жилищного строительства и нормальный уровень в среднем квартир, себе это может позволить? 68 процентов мы платим за население по жилищно–коммунальным услугам!

Здравоохранение. Вы знаете, сколько из карманов вытрясают в Европе, в которую мы все стремимся, за посещение врача?! А не дай Бог, заболел... Кому это под силу? Быть здоровым под силу в таких продвинутых странах в основном бывает только богатым людям.

Вы видели, президент Соединенных Штатов Америки взялся решить эту проблему. В богатейшей стране мира, по разным оценкам, 30 — 50 миллионов человек не имеют медицинской страховки. То есть заболел, денег нет — лечить не будут, умирай... Он правильно взялся за эту проблему. Но он не может ее продвинуть. У нас что, население столкнулось с такой проблемой? У нас проблема одна — огромные, длинные очереди в поликлиниках. Надо, не надо — все равно сидим в этой поликлинике. Уже врачи на меня выходят и обижаются. «Давайте, — говорят, — пусть хоть 1 рубль платят за посещение поликлиники. Может, просто так ходить не будут некоторые». Я говорю: «Да нет, ну подождите... Ну люди пусть придут, хоть поговорят с врачом и то уже легче». В основном же это старушки, пенсионеры, пожилые люди, по каким–то параметрам больные люди. Но главное не в этом. Больной человек у нас, по большому счету, не брошен на улице. А ведь это сотни миллиардов рублей ежегодно, которые мы тратим на здравоохранение. Тем более мы затеяли реформу. Реформу и модернизацию всей системы здравоохранения — от фельдшерско–акушерских пунктов, определили их сеть, через районные, областные больницы до продвинутых центров в республике. Мы вложили туда миллиарды рублей! И это кому? Это людям. И это стоит колоссальных денег. А если бы из кармана пришлось платить?

А образование... Мы сохранили советский уровень бюджетного образования. И даже приумножили. Увеличили наборы.

Увеличили! Хотя, вы помните, я вам говорил, меня уговаривали: не надо столько специалистов (может быть, и не надо), не надо такой уровень образования, надо сокращать специалистов. Тогда я отвечал: да нет, пусть у станка стоит рабочий с высшим образованием. Мы придем к тому, что станки будут настолько сложными, что и с высшим образованием будет разобраться сложно. И это время пришло. Более того, люди потребовали: ну если бюджету много не надо, дайте возможность, чтобы было и платное образование. Пожалуйста, каждому вузу разрешили — набирайте людей на платные факультеты. Пусть люди учатся вместе с бюджетниками и пусть получают образование.

Но ведь бюджет тратит колоссальные средства на сохранение и поддержание детских садов, дошкольных учреждений, школ, вузов и так далее, и так далее. Мы развиваем науку, мы не жалеем на это денег. Сколько было дискуссий по космической программе... Сколько меня критиковали: «в космос собрался», «зачем нам эта космическая программа?» Я уже вынужден был объясняться, что вопрос не в том, не только в том: надо или не надо. Всё надо, потому что продадим потом тем, которым надо, а у нас будут излишки по этому космосу. Да и мы должны знать, что делается на Земле.

Запускать собираемся осенью свой аппарат, и уже сегодня спрос на продукцию, которая будет. Мы создали свой центр управления полетом. Мы будем полностью автономны в этой программе, а при поддержке Российской Федерации (а мы в кооперации с ней работаем) мы получим колоссальнейший эффект. Но самое главное — мы ведь людей научим самым передовым технологиям.

То же самое и по атомной станции. Мы получим электроэнергию, которая так нужна. Россия 28 или 30 реакторов решила дополнительно построить. А у нее есть нефть, газ, но она решила построить. А наши «свядомыя» будоражат народ: «Не патрэбна нам атамная станцыя». Литве — патрэбна, Калининграду — патрэбна. А это рядом на границах. Польша — 2 или 3 станции будет строить, Болгария — уже начала строить. Европа, наверное, полсотни этих реакторов построит... А нам — «не патрэбна». Но я объясняться не буду. Кому «не патрэбна» — ну что ж, в голову ему мозги не вложишь... Благо что большинство населения поддерживает это строительство.

Самое страшное — это отстать, а потом догонять. Я это знаю по себе. Мне досталась страна, и вам в том числе, разрушенная до предела, с советскими бумажками–рублями. «Зайцы» помните? Кто зайцев рисовал, кто ослов, кто слонов, кто лосей, думали: вот нарисуем, напечатаем, и все будет хорошо. Мы тогда отстали и сегодня по всем направлениям бегаем, догоняя весь цивилизованный мир. Я вам предлагаю — не отстать от того, как развивается мир! И в этом НАШЕ богатство.

Мир развивается динамичнее, чем это было вчера. Настолько динамично, что даже те, кто призван наблюдать за этим, не успевают. Поэтому успели, увидели, что надо идти этим путем, — надо не идти сегодня, а бежать. Сегодня даже те, кто обладает природными ресурсами (типа углеводородного сырья), бежать начали. Посмотрите на Россию. Над нами посмеивались, что мы строим некую «силиконовую долину». Но и они сегодня начали ее строить. Все ж понимают, что сегодня сланцевый газ, завтра еще что–то. И на нефти, на газе сидеть не будешь. Даже Россия это понимает. А мы будем сидеть по–белорусски «памяркоўна», наблюдать, как весь мир развивается, а потом не мы, а кто–то, проклиная нас, будет бежать, догоняя этот мир, или «парабкамi» пойдут к тем, кто будет впереди. Неужели история нас ничему так и не научила?..

продолжение...

 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Часть 1. Дорогие соотечественники! Уважаемые члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей! Уважаемые приглашенные!
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика