КАРЬЕРНЫЙ ВОПРОС. Ваша работа - теперь ваша забота
26.05.2010 10:00
—
Новости Общества
|
Популярный лозунг "надоело работать на дядю - открывай свое дело" актуален во все времена. Тысячи сотрудников, устав от офисной тягомотины и нехватки денег, решают удариться в собственный бизнес. Кризис и прочие глобальные неурядицы особо не пугают. Почему-то кажется, что именно предпринимательство - это то, что нужно в жизни, и подобное смелое начинание непременно принесет успех. При этом многие не брезгуют увести у бывшего работодателя клиентскую базу или даже переманить фирму-заказчика. Да и вообще, не исключено, что бывший подчиненный через некоторое время может стать серьезным конкурентом в бизнесе, а то и лютым врагом. Как не перейти эту тонкую грань? Ваша работа - теперь ваша забота Был генеральным директором - стал поваром Несколько лет назад известный деловой журнал Business Week провел опрос среди пятисот топ-менеджеров ведущих американских компаний. Им был задан один, казалось бы, простой вопрос: "Насколько вы удовлетворены своей работой?" Оказалось, что 72 процента респондентов занимаются не тем, о чем когда-то мечтали. И, что удивительно, люди, которые рулят ведущими корпорациями, выразили желание работать в творческой сфере - продюсерами, телеведущими, рестораторами. Если аналогичный вопрос задать работникам, только начинающим карьеру, скорее всего, многие из них тоже ответят, что не знают, почему они работают в нынешней фирме. И даже выразят готовность к серьезным изменениям. И если маститые наемные управленцы с трудом решаются на то, чтобы организовать с нуля собственное дело, то молодежь всегда готова к риску. Специалисты в возрасте 20-35 лет, получившие высшее образование и изучившие изнутри механизм функционирования бизнеса, иногда перестают "работать на дядю" и открывают свое дело. Да и люди постарше тоже нет-нет, да и задумываются - почему бы не сменить роль наемного сотрудника. "Да, действительно, такая тенденция на сегодняшний день существует, когда менеджер "среднего звена", проработавший определенное время на определенном участке и имеющий информационную базу и профессиональный опыт, открывает свое дело. Причин может быть несколько, я выделяю три основных: чисто субъективный, так называемый "человеческий фактор", когда человек считает себя не оцененным по достоинству на работе по найму; когда человек объективно видит иные пути развития или смежные ниши в той сфере деятельности, которой занимается; когда работник уходит в совершенно иную сферу бизнеса, которая его интересует, используя только свой личный профессиональный опыт по месту прежней работы, - говорит Алена Таранко-Чирвоная, директор ЧУП "ЭкоГлобал". - Лично я пошла по второму пути. На сегодняшний день я руковожу частным предприятием, которое занимается исключительно розничной торговлей бассейнами из пластика и оборудованием к ним. И успешно сотрудничаю со своим "первым" предприятием - мы с ним не конкуренты, а партнеры". А замочек-то с секретом… Выбирая, чем бы таким интересным и прибыльным заняться, будущий бизнесмен, скорее всего, обратит внимание на сферу, которая ему хорошо знакома. То есть, самостоятельно работать он может захотеть в той нише, которую еще недавно осваивал в роли наемного работника. И поэтому очень часто бывший подчиненный и бывший работодатель становятся конкурентами. В прошлом году, например, после того как в российских компаниях начались массовые увольнения, многие руководители озаботились проблемой промышленного шпионажа. Ведь персонал, попавший под сокращение, стремился в отместку не только громко хлопнуть дверью на прощание, но и нанести своим бывшим начальникам материальный урон. Базы данных, списки заказчиков, номера нужных телефонов беспощадно копировались с баз данных, вкупе с ксерокопиями документов "для служебного пользования", полезных производственных схем и инструкций. В 99 процентах случаев это все оказывалось хламом. Зато в одном проценте вынесенным "сором из избы" бывшие служащие могли воспользоваться для собственного обогащения. Этические вопросы во время кризиса, что не удивительно, волнуют меньше всего. "Конечно, возможны варианты, когда сотрудник "прихватывает" не только информационную базу по клиентам и поставщикам, но и секреты технологии. В моей практике было несколько таких случаев, - вспоминает Алена Таранко-Чирвоная. - Я относилась к этому философски: если у человека получится, значит так необходимо. Как говорят, "на то и щука в реке, чтоб карась не дремал". Я никогда не боялась конкуренции, считая, что в этом есть положительное зерно, это заставляет относиться к организации работы творчески и постоянно совершенствоваться. Однако на сегодняшний день ни в одном из этих случаев конкуренции не получилось, люди были вынуждены сойти с дистанции, так как недооценили сложность работ. Это случается потому, что сотрудники, работающие на одном участке, имеют узкое представление о происходящем и могут даже не предполагать, с какими объективными трудностями связано ведение бизнеса в целом". Попутного ветра Хотя огульно утверждать, что специалист, уставший работать "на дядю", станет тому обязательно конкурентом, тоже не будем. Даже сотрудничая в одной сфере, можно соблюдать паритет в отношениях. Как в личных, так и в деловых. Поэтому мудрые начальники всегда осознают, что к подчиненным нельзя относиться нечестно или предвзято. И процесс увольнения лучше всего организовать максимально удобно и корректно для всех сторон. Чтобы плохие воспоминания не омрачали будущих встреч. Ведь никто не знает наперед, где и при каких обстоятельствах придется столкнуться. "Принимая решение о создании собственного дела, я понимала, что в той или иной степени составлю конкуренцию своему бывшему работодателю. Этично ли это? Здесь стоит вести речь скорее о способах конкуренции. Очень важная составляющая имиджа любой компании - это ее репутация. Поэтому для меня очень важно соблюдать профессиональную этику. Приобретенные на прошлой работе деловые связи и контакты я использую для привлечения новых клиентов. Клиенты моего бывшего работодателя продолжают работать с ним, - говорит Светлана Бабинцева, директор, управляющий партнер ООО "БКС-Право". - Сама по себе природа консультационных услуг предполагает умело построенную систему взаимоотношений специалиста и клиента. Прочность, эффективность и доверительность таких отношений не в последнюю очередь зависит от личного контакта и симпатии. Безусловно, в этой ситуации отток какого-то количества клиентов неизбежен из-за того, что рано или поздно часть юристов набирается опыта и уходит в свободное плавание. Сегодня многие владельцы бизнеса уже на первых шагах всерьез задумываются о создании такой системы управления, которая позволит ограничить эту "миграцию" клиентов". На самом деле в мире невелико число людей, которые по своей природе склонны заниматься предпринимательской деятельностью. Одного желания тут мало. Да и вообще, при самых блестящих перспективах, хороших ресурсах и надежных связях на рынке одним удается оставаться на плаву, а другие через некоторое время вынуждены будут закрыть дело. И решая, надо ли стабильную работу "на дядю" менять на радужные перспективы, не стоит торопиться. В некоторых случаях даже полезно поговорить с самим начальником. Иногда его дельный совет поможет принять оптимальное решение. А заодно и прояснит, какова ваша истинная ценность как специалиста. Дмитрий Резников Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Тысячи сотрудников, устав от офисной тягомотины и нехватки денег, однажды решают удариться в собственный бизнес. А некоторые даже вырастают в конкурента для...
|
|