КОЛХУИ против ЛИБИДО. 21.by

КОЛХУИ против ЛИБИДО

23.06.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



С 11 по 14 июня в московском Центральном доме художника в 5-й раз прошел Международный книжный фестиваль. Программа феста не отличалась от программы обычного оупэн-эйра: перформансы, дискуссии, концерты, кино, чтения прозы и поэзии, распродажи от всевозможных издательств, молочные коктейли, воздушные шары и, разумеется, настоящие писатели - народ мнительный, но в целом колоритный, как рок-звезды.


Фестиваль радовал удивительной рассогласованностью организаторов - правая рука не знала, что делает левая: на разных этажах ЦДХ находилась абсолютно разномастная публика; но основные приличия были соблюдены - например, на выставку художественной секты КОЛХУИ («Колдовские художники») детей не пускали.

Книжные люди - персонажи странные. Книжный фестиваль - великолепное пристанище для любого рода странностей. Не случайно именно в этот раз на третьем этаже ЦДХ открылся виниловый базар для коллекционеров и выставка винтажных открыток для людей, болезненно относящихся к объектам старины. Мрачные мужчины ревниво запускали пальцы в стопку винила с тэгом ECM и заносчиво раскладывали по стендам юбилейные издания Velvet Underground и The Who - на все это было приятно смотреть.

Второй этаж был целиком отдан картинам петербургского художника Копейкина и его соратников: Андрея Кагадеева, Виктора Пузо, Григория Ющенко, Прохора, Тревожного, Порфирия Федорина, Васи Ложкина, проф. Межерицкого и прочих прекрасных людей с обостренным чувством эстетики. Выставка ЛИБИДО («Ленинградский институт брака и домашнего очага») посвящалась институту брака во всем его фатальном многообразии («Факультет любви», «Отделение быта», «Кафедра обрядов и ритуалов», «Факультет развода», «Кафедра совместного имущества»). Зрители с трепетом изучали батальные свадебные полотна («Украли туфлю!»), жизнерадостную работу Бориса Тревожного «В прошлом году я вырастил двух гусей», семейный портрет Виктора Пузо «Смотрят фильм про зомби», жизнерадостную картинку с украинцем, который держит на вытянутых руках улыбающегося поросеночка и восклицает «Я тэбэ з’ім», и лубочную картину «Мясо», где грузовичок с одноименной надписью весело едет по улице, украшенной рамкой из витых упругих колбас, будто сошедших с высокохудожественной витрины старого советского гастронома.

В какой-то момент среди полезных семейных картин появились и сами «колдовские художники», украшенные лентами «Почетный свидетель» - в жанре советского семейного шика представив зрителям аутентичный фуршет с консервами, копченой селедочкой, сервелатом, белорусской сгущенкой и водкой «Столичная».

В расслабленной, дружелюбной и очень закрытой атмосфере фестиваля писатели неохотно давали интервью, но с радостью подписывали книжки, пили что-то из пластиковых стаканчиков и знакомились с коллегами. Можно было встретить кого угодно - от Джоан Харрис (бестселлер «Шоколад») до Виктора Шендеровича (тоже написал книгу) и Михаила Елизарова («Просто зашел посмотреть»). По холлу светски шатаются Валерия Гай Германика в обнимку с Глебом Самойловым и с лысенькой пятнистой собачкой на поводке (больше всего восторга у всех вызывает именно собачка). Участники литературных шоу, расположенных в шатрах с именами крымских городов («Пантикапей! - восторгаются интеллигентные старички. - Язык сломаешь!»), то читают фрагменты своих романов скучающей, но восторженной аудитории, то отвечают на вопросы (которые все, как правило, скандальные).

Фестиваль был, пожалуй, даже слишком эклектичен. Лекция музыковеда Андрея Горохова, автора революционной книжки «Музпросвет», проходила под раскаты грома, но Горохов невозмутимо озвучивал важную современную тенденцию «Хипстеры против «долдонов», инженеры против кустарей». Когда Горохов ушел, окруженный хипстерами, его место занял Алексей Цветков, читающий стихи; в то же время сценарист Юрий Клавдиев на соседней площадке обсуждал с подростками, считают ли они себя наследниками СССР.

На втором этаже читали лекцию про адронный коллайдер. В этой кутерьме очень немногим повезло попасть на презентацию видеохроники о Егоре Летове, презентованной его вдовой Натальей Чумаковой совместно с Максимом Семеляком. Большинство же киноманов смотрело фильмы про Фауста - каждый день показывали какой-нибудь фильм про Фауста, это все посвящалось Гёте.

Лучшее традиционно предназначалось детям: к ним засылали культовых писателей (Мариам Петросян старательно пыталась понять, почему ее книга «Дом, в котором» - для подростков), драматургов (Юрий Клавдиев прочитал детям нравоучительную пьесу «Каменная баба» - о том, куда деваются сломанные игрушки) и рок-звезд (Владимир Кристовский из Uma2rmaH презентовал саундтрек к книге Владимира Радунского «Hip-Hop Dog»). Взрослые же между тем выяснили, что рассказ снова в моде - это подтвердили как книги Дениса Драгунского (в прошлом героя рассказов собственного отца), так и Дмитрий Быков, который со свойственной ему пылкостью отметил, что «хоть глянец и вернул формат рассказа», этот новый рассказ схематичен, короток и «подчиняется правилам глянца» - что вряд ли может претендовать на литературную весомость.

Не обошелся литературный праздник и без мордобоя. Обсуждая списки «запрещенной литературы», русская интеллектуальная элита затеяла потасовку. Вначале все было чинно, обсуждали запрет книг Рона Хаббарда и Адольфа Гитлера, но потом Алексей Чадаев, член Общественной палаты при президенте РФ и партии «Единая Россия», выступил с заявлением о том, что кое-какие книги запрещать просто необходимо, после чего к микрофону стали рваться участники движения «Вперед», попутно не без удовольствия пытаясь поколотить Чадаева. После мордобоя круглый стол закончился; участники дискуссии пришли к выводу: нет смысла запрещать книги. «Эх, вот так всегда - как только речь о запрещенной литературе, все заканчивается дракой», - сетовал пожилой писатель, выбираясь из опасного шатра.

Вечером 14-го вся публика фестиваля отправилась смотреть на Лимонова. Он стоял в окружении телохранителей, бодрый и сухонький, как хищное и цепкое, но в целом дружелюбно настроенное насекомое, и вещал всякие мировоззренческие штуки, не забывая осаживать чересчур фамильярных собеседников, которым требовалось узнать всю правду о мироздании прямо сию секунду. Это была презентация очередной «Книги Мертвых».

Финалом феста стал предпремьерный показ криминального блокбастера «Чужая», спродюсированного Константином Эрнстом и снятого по книге Владимира «Адольфыча» Нестеренко. Ходили слухи, что из Киева приедет сам Адольфыч - культовая и в каком-то смысле пугающая личность, являющаяся на все интервью в маске. Он и присутствовал - статный, весь в белом, без маски: никто его не узнавал. Эрнст, лучась гордостью, пытался вызвать Владимира на сцену, но безрезультатно. Фильм всем понравился, несмотря на предупреждения об излишней кровавости.

Сближая писателей и читателей через подобного рода экшн, устроители фестиваля, кажется, пытаются спасать формат книги как таковой - это еще, оказывается, и билет в такой странный прекрасный мир. Неудивительно, что все дискуссии фестиваля сводились к вопросу, исчезнет ли книга. В конце концов большинство писателей пришли к выводу, что книга все-таки артефакт и материальный объект, а человек чисто физиологически слишком привязан к вещам; поэтому книге - быть.

Минск - Москва - Минск
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С 11 по 14 июня в московском Центральном доме художника в 5-й раз прошел Международный книжный фестиваль.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика