Рамазан-Байрам. Как его празднуют белорусские татары?
11.09.2010 14:22
—
Новости Общества
|
У мусульман всего мира начался Рамазан-Байрам, самый почитаемый и уважаемый праздник. Считается, что именно в месяц Рамазан верующие получили священный дар – Коран, книгу жизни, учения и веры.
Чтобы рассказать, как проводят праздник белорусские татары, мы отправились в город Ивье на Гродненщине. Здесь уже более 600 лет мирно живут представители разных национальностей. Их быт стал настолько похожим, что дом мусульманина и христианина можно отличить только по мухирам и иконам, висящим в доме, и по священным книгам, лежащим на особом месте. Ничем не отличается и одежда. Но несмотря на это, у каждого есть свои обычаи, культурные ценности и праздники. …Все начинается с наступлением времени вечернего намаза накануне дня Рамазан-Байрама. В этом году мусульмане встретили его 9 сентября, после этого полагается праздновать еще четыре дня. Кульминации предшествует пост, который длится весь священный месяц Рамазан. В это время считается важными чтение Корана, дела милосердия: накормить бедного, помочь несчастному, утешить сироту. Поэтому на протяжении месяца повсюду в исламских странах в мечетях и на площадях устанавливаются общие столы. Весь месяц каждый вечер с заходом солнца ивьевские татары ходят в мечеть на таравих (специальную молитву). А в один из последних вечеров — на Кадыр-ночь — молятся особенно долго. После расходятся по домам и не спят всю ночь. Бабушки рассказывают, что раньше собирались у кого-нибудь дома, читали Коран и молились, а остаток ночи просто разговаривали, чтобы не заснуть. Эта традиция сохранилась и сейчас: верующие собираются у друзей или родственников, читают Коран, молятся и просят у Аллаха мира и процветания для своих семей, соседей и страны, где они живут. Немногие сейчас выдерживают пост. С чем это связано? Скорее, с быстрым темпом жизни и большими нагрузками. Ведь принимать пищу можно только до восхода солнца и после его захода, а в течение дня нельзя даже пить. По рассказам старших, тяжелее всего выдерживать пост летом — день очень длинный и легче зимой. Еще лет 50 назад людей, которые не соблюдают пост, можно было перечесть по пальцам, сейчас их число возросло. Но, как бы то ни было, к празднику с уважением и трепетом готовятся все. Главными атрибутами Рамазан-Байрама считаются чистота и сладости. Поэтому накануне в домах все тщательно убирают и стирают, приводят в порядок дворы и улицы. Не забывают также прибрать на мизаре (кладбище у татар). За день до праздника в уже вычищенных до блеска домах витают запахи корицы, яблок и ванилина. Из печей хозяйки достают рулеты с различными начинками: маком, корицей, изюмом, творогом и мясом, рецепты и секреты приготовления которых передаются из поколения в поколение. К пирогам обязательно варят компот. Еще некоторые готовят настоящую татарскую гальму – традиционное блюдо из муки, меда и масла. От одного вида и запахов этого разнообразия текут слюнки: как можно удержаться и не попробовать? А мусульмане могут, ведь сейчас пост, и есть они будут все это завтра, после праздничного намаза. Также варят полевку и делают пельмени. Перед выходом в мечеть на праздничный намаз обязательно полное омовение и облачение в чистую, а лучше новую одежду. В день Рамазан-Байрама, примерно через час после восхода солнца, все идут в мечеть на праздничный намаз и несут садаку. Садака – милостыня, но на белорусских землях она обрела другое значение. Считается, что это угощение из сладостей, фруктов и конфет для всех пришедших в мечеть и для детей. В день Рамазан-Байрама принято посещать родственников, соседей, знакомых и самому принимать гостей. Также в этот день верующие ходят к могилам близких. Говорят, что только дерево с хорошими корнями выдержит любую непогоду. Белорусские татары пустили свои корни на нашей земле уже много веков назад и всем сердцем полюбили давно ставшую своей Родину. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чтобы рассказать, как проводят праздник белорусские татары, мы отправились в город Ивье на Гродненщине. Здесь уже более 600 лет мирно живут представители разных...
|
|