Белорусы любят свои малые города, но жить в них не хотят. 21.by

Белорусы любят свои малые города, но жить в них не хотят

27.11.2010 17:47 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Имидж Беларуси состоит из имиджа маленьких городов и поселений, из идей и ощущений, которые оставляют они у тех, кто туда приезжает. Малые города, считают эксперты, играют колоссальную роль в имидже страны.

«Белорусы любят свою страну и малую родину. Однако когда у жителей малых городов спрашиваешь, хотели бы они, чтобы их дети оставались жить в них, большинство отвечает «нет», — сказала на I Международном форуме «Имидж Республики Беларусь: позиционирование и продвижение городов и регионов» заместитель директора БелНИИ градостроительства заслуженный архитектор Лариса Смирнова.


Белорусы уезжают из деревень и малых городов

Белорусская урбанизация имеет свою особенность. Если в Восточной Европе и Центральной Азии миграция идет из сельских районов в города как таковые, то Беларуси свойственно переселение не только из деревень, поселков, но и явное стремление даже из крупных областных городов переехать именно в столицу.

Население Беларуси постоянно сокращается, но при этом число горожан стабильно увеличивается. За последние десять лет городское население выросло с 6 млн. 961 тысячи (69%) до 7 млн. 52 тысяч человек (74%). Сегодня в Минске живет 1 млн. 858 тысяч человек.

Миграция — естественный процесс, говорит Лариса Смирнова и подчеркивает, что нет большого страха в том, что люди уезжают из деревень. «Люди уже не количеством удерживают землю, а техникой и технологиями», — отмечает она.


В малых городах не знают, что сидят на золотой жиле

В большинстве малых городов Беларуси есть своя «золотая жила» — какая-то географическая или историческая особенность, изюминка города. Однако чаще всего это преимущество местными властями не используется. Культура, традиции, ремесла — то, что порой совсем не учитывается горожанами в продвижении своего города.

«Когда мы рассказываем архитектору какого-то города, — говорит Лариса Смирнова, — что в нем в свое время изготавливали лучший кирпич в регионе, или что в их месте всегда было развито на высоком уровне традиционное литье, часто оказывается, что местное население этого не знает».

Таким образом, считает эксперт, первым шагом в продвижении имиджа являются знания. Далее необходимо отнестись с уважением к тому наследию, которое у нас есть. В этом смысле у белорусов явные проблемы. Полуразрушенные храмы, разваливающиеся на глазах усадьбы — вот наши реалии. И ответ у местных властей всегда один — для восстановления нет средств.

«Культурно-исторические, архитектурные памятники, национальные традиции могут стать частью имиджа, но пока не стали. Даже белорусы не знают, насколько наша страна богата этими объектами», — отметила директор компании Satio, член Общественно-консультативного совета при Администрации президента Жанна Гринюк. Она считает, что состояние памятников в Беларуси отражает недостаточный уровень компетенций руководителей, которые занимаются их охраной.

Лариса Смирнова полагает, что не все упирается в деньги, многое зависит от культуры и отношения к историческому наследию: «Если нет средств восстановить храм, очертите место на земле и скажите, что у нас здесь был и потом будет храм. Если нет возможности воссоздать площадь, бывшую в том или ином месте в XVIII столетии, благоустройте ее. Важно, чтобы была идея для проведения работ. Законодательство позволяет решать эти вопросы на местном уровне, порой этому препятствует недостаток информации и финансовые трудности».

Город-бренд лучше, чем город-сад

Руководитель проектов российского фонда «Институт экономики города» Денис Визгалов отмечает, что города — лучшие бренды своей страны.

«Мы проводили исследование, согласно которому, несмотря на ухудшение имиджа страны, имидж Санкт-Петербурга всегда оставался незыблемым. То же можно сказать о собирательном образе Нью-Йорка, Бостона, которые остаются прежними, несмотря на изменения имиджа США. Города — устойчивые бренды стран и источники бесконечного культурного, ментального разнообразия», — отметил он.

Имидж города — это не только его промышленность, история, но и легенды, которые складывают о нем. Порой они соответствуют реальности, порой ее слегка приукрашивают. Лариса Смирнова рассказала, что в Германии есть маленький город, который сделал себе имя на искусственных цветах: «И в Беларуси есть такие цветы. Только в Германии назвали их фантастическими и сделали на этом городу рекламу и известность».

В качестве положительного примера работы над имиджем города в Беларуси она привела пример Дисны. Это поселение известно с XI века как небольшая крепость Копец-городок. «Фишка» этого города в том, что он самый маленький в стране. И это сработало — в Дисне названия улиц уже дублируются на английском, потому что появились туристы.

Чтобы подчеркнуть изюминку города, считает Лариса Смирнова, не нужно никому ничего доказывать, а нужно лишь заявить о своей особенности.

Эксперт считает, что страна должна говорить на языке малых городов, хотя в них и живет лишь около 12% населения. Всего в Беларуси насчитывается 183 малых и средних городских поселения с численностью населения до 50 тысяч человек.

За три года реализации Государственной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы в малых городах создано более 14 тысяч новых рабочих мест, численность занятого в экономике населения составила 125,7 тысячи человек.

Хорошо, подчеркивает Лариса Смирнова, когда в провинцию идет малый и средний бизнес, туризм. Малые города ценны своим многообразием. Не стоит, считает она, уповать лишь на то, что только промышленность поднимет город. Проблема организации жизни в малых городах в том, что 40% населения заняты на крупных промышленных предприятиях и только 18% в сфере обслуживания: «В европейских городах все наоборот».


Елена СПАСЮК
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусы уезжают из деревень и малых городов...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика