Пищевые предприятия сейчас на пике активности. Предпраздничные дни диктуют особый ритм работы, чутко реагирующий на настроение покупателей. В унисон радостным хлопотам царит атмосфера и в цехах ОАО «Калинковичский мясокомбинат».
С первого шага понимаешь: тут работают люди, преданные своему делу. Продукцию представляют душевно, словно мудрые хозяева гостям, забежавшим на минутку и оставшимся на час... Ныне здесь на выходе несколько новинок, среди них — свежая разработка, которую показывают по ходу — филей сыровяленый «Белорусский»:
— Без копчения, в духе здорового питания, — в тонкости посвящают специалисты.
На комбинате под спрос наращивают выпуск колбас и сосисок высшего сорта. Оказывается, в последние годы они бьют рейтинги популярности, сильно отодвинув назад остальные сорта. Рецептуры деликатесов по большей части напоминают вкус, знакомый с детства. Но вот один вопрос, признаться, мне не дает покоя:
— А в нынешней колбасе, простите, мясо есть? — судя по реакции, я уже и не рада, что спросила, поэтому спешу объясниться: — Прочитала недавно в интернете, что в той же «варенке» сегодня не больше 8 — 10 процентов натурального мяса. Остальное — добавки.
На меня смотрят возмущенно. Достают кипы бумаг с нормами, правилами и требованиями, чтобы предъявить неоспоримые факты.
— Не знаю, о какой колбасе шла речь, но белорусские вареные колбасы высшего сорта — это не менее 90 процентов натурального мясного сырья, а полукопченые — 100 процентов, — объясняет начальник производственно–технологического отдела Людмила Олексенко, главный технолог предприятия. — В нашей стране обойти эти требования невозможно. Потому что существует многоступенчатый контроль. Малейшее отклонение — и в торговлю продукция не пойдет. Да и кто отважится рисковать репутацией, когда на внутреннем и внешнем рынке столь серьезная конкуренция?
Дальше — больше аргументов в защиту отечественного продукта. До 2003 года в наших колбасах высшего сорта, например, использовался соевый белок, равноценно заменявший мясо во времена его недостатка. Однако с 2004 года страна перешла на новые стандарты, которые исключили сою для продукции высшего сорта.
— Мы, конечно, тогда волновались — цена–то поднимется, — припоминает дела минувших дней главный технолог. — Но такой подход себя оправдал. Высший сорт сегодня в приоритете у покупателя. Что до сои, то она сейчас применяется в колбасах других сортов, но не более двух процентов на килограмм.
— А что скажете о пугающих покупателей пищевых добавках Е? — вспоминаю еще один дискуссионный пункт.
— Используем по минимуму, строго придерживаясь санитарных норм, — вносит ясность Людмила Олексенко.
Внедрение в тему продолжаем во время экскурсии по «свежим» цехам. Калинковичский комбинат наравне с остальными мясоперерабатывающими предприятиями страны за последнюю пятилетку пережил тотальную модернизацию. Серьезные финансовые вливания позволили комбинату подняться на несколько уровней. Его директор Геннадий Курлович с видимым удовольствием перечисляет «моменты» преобразований:
— За эти годы мы глобально обновили производственные участки, приобрели массу нового оборудования, которое позволило повысить качество продукции. Это дало возможность внедрить международную систему менеджмента качества СТБ ISO 9001–2001, а также систему управления качеством и безопасностью пищевых продуктов HACCР.
Подобный подход к делу и у многих других наших предприятий мясопереработки. Белорусскую продукцию сегодня отличает как раз натуральность и максимальное стремление к ней. В стране для этого создана надежная сырьевая база. Такой акцент сделан не случайно. По сути, это — государственная «пищевая» политика: лучше дороже, но лучше.
— Рынок — жесткая штука, и покупателя не обманешь, — резюмирует наш разговор Геннадий Курлович. — Здоровое питание все больше набирает силу. И мы заинтересованы следовать этому запросу. Например, сегодня у нас в приоритете не замороженное, а охлажденное мясо. Отошли от длительного копчения. Витаминизируем изделия. Развиваем транспортную логистику, ускоряем сроки доставки свежей продукции в сеть. По–другому уже нельзя. Да мы и не хотим.
На том и расстаемся. А вскоре мне выпадает случай провести объективный тест на «природность» нашей колбасы в домашних условиях. Благо участников эксперимента долго искать не пришлось — сами приехали из Украины. Покупаю классическую «Докторскую», нарезаю, жду реакции:
— Нет, ну точно настоящая, из мяса, как в Советском Союзе, — та самая колбаса, за которой часами стояли в очереди! — реакция моих гостей была вполне предсказуемой.
Вот вам и полное соответствие брэнду, под которым Калинковичский комбинат продвигает сейчас свою продукцию в Киеве — «Лучшее из СССР».
Кстати
В полукопченых колбасах высшего сорта запрещено использовать субпродукты и белковые препараты, фосфаты и фосфатсодержащие добавки.
Бессортовые колбасы — это изделия из односортного мяса, то есть разных частей туши, разделанной одновременно. По своей ценности они находятся между первым и вторым сортом колбас.
Мясо–растительные колбасы — содержат от 30 до 60 процентов мясного сырья. В качестве добавок используется манная крупа или соя, что ничуть не уменьшает биологической ценности продукции.
Все о наиболее используемых Е
Е 250 — нитрит натрия — стабилизатор цвета, который дает яркую окраску (цвет вареного мяса, как известно, серый).
Е 450 — фосфаты — стабилизатор — удерживает влагу.
Е 300 — аскорбиновая кислота — антиокислитель. Его функция также в придании мясу приятного цвета.
Дело вкусаПищевые предприятия сейчас на пике активности. Предпраздничные дни диктуют особый ритм работы, чутко реагирующий на настроение покупателей. В унисон...