Для работодателя новость о беременности сотрудницы почти всегда звучит устрашающе. Ну все, мол, можно прощаться с работником. Какая теперь самоотдача? Утром ей — к врачу, потом она плохо себя чувствует, обед растягивается на несколько часов, на больничный — в любой момент. Выговор не влепишь, ответственное задание не поручишь, в командировку не отправишь и тем более не уволишь. Одни права и никаких обязанностей. А если это еще и новый сотрудник, с которым едва подписан контракт, тут эмоции вообще зашкаливают... Мол, это же работа, а не перевалочный пункт! «Пусть рождаемость повышают сотрудники других компаний, меня волнует только повышение объема продаж», — как–то в сердцах высказался знакомый директор фирмы. Можно ли найти компромисс между интересами беременной и нанимателя?
С одной стороны, работодатель в финансовом плане ничего не теряет. Все больничные, пособия, отпускные оплачивает в полном объеме Фонд социальной защиты. А с другой — чисто рабочий момент: ищешь специалиста, учишь, вкладываешь в него время, силы, рассчитываешь, а он уходит... И опять дырка в штатном расписании. Один директор минской школы, не успев порадоваться тому, что закрыл вакансию учителя математики, через месяц узнал, что новоиспеченная сотрудница в разгар учебного года собирается в «декрет». Говорит, в первый момент очень хотелось спросить: «А нельзя ли перенести событие?»
«Мы ее теряем»
— У нас есть вопрос в анкете: «Планируете ли вы детей и когда?» — рассказывает директор кадрового центра «Коллекция открытий» Ирина Шатковская. — Возможно, спрашивать об этом не очень корректно. Но через агентство, как правило, подбирают высокооплачиваемых работников. И это всегда большая конкуренция. Одного принимают — четверым не менее профессиональным соискателям отказывают. Поэтому, конечно, работодатель не обрадуется, узнав, что новоиспеченный сотрудник, за поиск которого он заплатил деньги, спешно уходит в декретный отпуск. У нас была кандидатка, которая прошла все туры, а за день–два до решающего собеседования узнала, что беременна. Она честно призналась работодателю: мол, так получилось, не планировала, не хочу вас подставлять... Отказ был предсказуем. Просто соискательница решила не портить себе репутацию незапланированным уходом.
Проблема, кажется, из разряда вечных. Как рассуждает работодатель? Если у вас нет детей, значит, вы скоро уйдете в «декрет». Если у вас один ребенок, значит, огромнейшая вероятность того, что вы уйдете во второй «декрет». У вас есть дети — значит, вы постоянно будете сидеть с ними на больничном. Женщина в глазах начальника — это мина замедленного действия, слабое звено, которое в самый неподходящий момент может выпасть из рабочего процесса. А у него проект горит, ему некогда менять коней на переправе... Доходит до абсурда. Прежде чем один директор лесхоза подписал контракт с новым бухгалтером, он не поленился перезвонить в поликлинику и поинтересоваться: а не состоит ли она на учете по беременности?
— Работодателю важно получить результат от работника, на поиск которого, собеседование, проверку службой безопасности, подготовку документации, рабочего места, введение в курс дела потратил время и силы, — рассуждает заместитель директора по персоналу Татьяна Закревская. — Фактически, пока сотрудник адаптируется и начнет полноценно исполнять свои обязанности, должен пройти год! А если речь о руководящих должностях, то и все три. В коммерческих организациях эти вложения в поиск персонала более ощутимы. К тому же если в большой компании чей–то уход в декретный отпуск не будет восприниматься критично (там отсутствие одного специалиста не так заметно), то для маленьких фирм это уже проблема. Те, кто работает с кадрами, всегда набрасывают какой–то процент вероятности на незапланированный уход специалиста, но на некоторых позициях, особенно руководящих, такой риск нельзя допускать. В принципе, незаменимых людей не бывает. Просто любому начальнику не нравится, когда его сперва вводят в заблуждение, а потом ставят перед фактом и уходят, нередко оставляя в наследство клубок недоделок и недоработок. Устраиваться на работу на пару месяцев — просто несерьезно!
На учете в службах занятости — немало беременных. Сколько точно — никто не знает, статистики такой не ведется. В основном они приходят для того, чтобы им оплачивали больничные листы. Хотя есть и те, кто действительно заинтересован в работе. Но шансов — почти ноль. Специалисты районных отделов трудоустройства Минска, к которым я обратилась, смогли вспомнить только один случай, когда они устроили на работу бухгалтера, и то умолчав об ее интересном положении. Скажете, недобросовестно по отношению к работодателю? Нелепость, ведь в Трудовом кодексе ясно написано: беременность не может быть основанием для отказа в приеме на работу. Гораздо более недобросовестно со стороны работодателя предлагать беременной написать заявление по собственному желанию. Некоторые даже соглашаются: дескать, зачем лишние нервотрепки!
— Тем не менее это главная причина, по которой руководители отдают предпочтение мужчинам. Иногда приходится их долго убеждать обратить внимание и на соискательниц вакансий. Но достаточно кому–нибудь в той или иной компании опять уйти в декретный отпуск, как тут же поднимается новая волна заявок: «Нам, пожалуйста, только мужчин», — с иронией замечает генеральный директор кадрового агентства «Квадрат» Светлана Коростелева. — Помню одну девушку, очень редкого на рынке труда специалиста в области транспортной логистики, со знанием двух языков, которая при устройстве на работу призналась, что через три месяца уходит в декретный отпуск, но клятвенно обещала, что будет работать до последнего и через два месяца после родов выйдет на работу. На что работодатель скептически заметил: «Вот когда выйдете, тогда и будем разговаривать».
Карьера с детьми на руках
Хотя для хорошего специалиста и беременность — не порок, и ребенок — не помеха в продвижении по служебной лестнице. При наличии хорошей жизненной поддержки (в виде мужа или родителей) это, наоборот, скорее стимул. Некоторые мамы выходят на работу, отдавая няне половину заработанных денег, лишь бы не терять квалификацию.
— Мне моя беременность никогда не мешала работать: заседания, совещания, доклады, совет директоров — ничего не пропускала. Работала до последнего дня. В пятницу закрыла годовой бюджет на фирме, а в понедельник была уже в роддоме, — рассказывает мама троих детей Елена Горчакова. — Мне не приходилось выбирать: либо я — ответственный руководитель, либо — хорошая мама. Это вопрос самоорганизации. При этом допускаю, что мой работодатель не был в восторге от того, что за три года работы в компании его заместитель по маркетингу дважды уходила в декретный отпуск. Но я «хвостов» за собой не оставляла, все проекты, которые начинала, доводила до конца и даже в роддом ехала с ноутбуком. В иностранных компаниях это обычная практика. И никто не удивляется, когда, разговаривая с директором, слышат в трубке детский плач. Моя знакомая — руководитель фирмы, родив сына, вообще не уходила в отпуск, продолжая заниматься делами и ездить в командировки. Но ведь вопрос не только в жизненных целях, но и в здоровье. В этом плане беременная женщина как работник непредсказуема, нестабильна и ненадежна. И можно понять страхи работодателя. Хотя, по большому счету, еще ни одна компания не разорилась оттого, что ее сотрудницы становились мамами.
Да, мамы, которые занимают ответственные должности, дома как раз и не засиживаются. Тем более что для ценного специалиста сделают все, чтобы он работал. Когда подруга — главный бухгалтер — собралась в декретный, ей директор специально купил ноутбук. Теперь она спокойно работает дома «по удаленке», ей только документы привозят. А беременные знаменитости — это уже неотъемлемая часть телешоу. Марина Анисина рискнула выйти на лед в «Звездах на льду», будучи на восьмом месяце беременности. Юлия Высоцкая стала ведущей шоу «Едим дома» буквально на сносях. «Мы записывали по три программы в день, чтобы сделать запас на время моих родов, — вспоминает Юлия. — Это большое напряжение и в обычном–то состоянии, не то что с животом! Поэтому в перерывах я ложилась на пол, чтобы хоть как–то уменьшить боль в спине».
— Очень многие работают до последнего и продолжают еще месяц–другой ходить на работу даже после оформления декретного — такая тенденция явно прослеживается, — говорит профессор кафедры акушерства и гинекологии БелМАПО Ольга Пересада. — Помню, года полтора назад одна дама, совладелица фирмы, беременная вторым ребенком, сама на своей машине приехала в роддом, родила и буквально на следующий же день взяла ребенка, села за руль и уехала. А то, что с телефонами и ноутбуками приезжают рожать, так этим уже давно никого не удивишь. Врачи обход не могут нормально провести — мама и кормит, и тут же по телефону какие–то вопросы решает...
Медики, естественно, придерживаются позиции «глубоко немодной»: мол, если есть возможность не работать, нужно ей воспользоваться. Приоритеты должны смещаться. Оттого, что будущая мама целыми днями просиживает на работе у компьютера, не гуляет и находится в перманентном состоянии стресса, ребенку лучше не будет. Поэтому всему должно быть свое время. Для карьеры — одно, для детей — другое. Так что скептически настроенный работодатель не так уж неправ, ведь он тоже любит, когда все поддается планированию. Если сотрудник уходит, причина не важна — декретный ли это отпуск, больничный, сессия или переезд в другую страну. Вот западные кинопродюсеры даже в контракты с актрисами заносят пункт, запрещающий беременеть во время съемок, если это не вписывается в сюжет. И звездные мамочки подстраиваются под рабочие планы!