Министерство образования строит планы по увеличению к 2015 году экспорта услуг более чем втрое. Что это означает для белорусской системы высшего образования и готова ли она к интернационализации?
Даешь увеличение иностранных студентов в три раза!
К 2015 году экспорт образовательных услуг белорусских университетов планируется увеличить более чем втрое. Об этом сообщил первый заместитель министра образования Александр Жук 12 июля на пресс-конференции в Минске. В соответствии с Госпрограммой развития высшего образования на 2011-2015 годы объем такого экспорта планируется довести до 187 млн. долларов.
В Беларуси до сих пор все серьезные дела в образовании решаются путем доведения различных нормативов и планов. Соответствующие показатели роста экспорта услуг доведены не только до государственных, но и до частных вузов. БГУ уже отрапортовал — за три года число иностранных студентов планируется увеличить в два раза.
Иностранных студентов будут завлекать английским языком
В белорусских университетах предполагается начать подготовку на английском языке по целому ряду специальностей. Как сообщил первый проректор Белгосуниверситета Михаил Журавков, с прошлого года в университете официально открыта магистратура для иностранных студентов на английском языке по наиболее востребованным современным направлениям.
Уже несколько лет в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники также преподают на английском языке. Среди слушателей подготовительного отделения, студентов, магистрантов, аспирантов и стажеров около 350 граждан из 30 стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, Европейского союза и СНГ.
На английском языке ведется подготовка по специальностям: «сети телекоммуникаций», «защита информации в телекоммуникациях».
Стоимость обучения для иностранных граждан — 4250 долларов в год, для граждан Беларуси — 2550 долларов год (обучения на английском за счет средств бюджета нет).
Также в БГУИР есть англоязычная магистерская подготовка по направлениям «защита информации в телекоммуникациях», «вычислительные машины, системы и сети», «микро - и наноэлектроника».
В целом в Беларуси планируется расширить магистерские программы и подготовку специалистов высшей научной квалификации на иностранных языках. Пока же приходится констатировать, что обучение на английском языке — дело будущего. Говорить о том, что уже такая подготовка распространена, не приходится.
Зарубежных партнеров привлекает «спокойная ситуация» в стране
Говоря о поступлении заявок от зарубежных партнеров на подготовку специалистов в магистратуре и аспирантуре БГУ и БНТУ, Александр Жук отметил, что «зарубежных партнеров привлекает, безусловно, спокойная ситуация в нашей стране и очень хорошее соотношение качества и цены наших образовательных услуг».
И все же, когда идет речь о привлечении студентов-иностранцев стоит обсуждать в первую очередь качество обучения. По словам представителя Минобразования, планируется повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава «путем стажировок на передовых предприятиях Беларуси и международных стажировок за рубежом».
Между тем с кадрами в высшей школе не все благополучно. Общая численность научных и научно-педагогических работников составляет около 15,5 тысячи, из них 900 человек имеют степень доктора наук и более 5800 — кандидата наук. При этом треть кандидатов наук и почти половина докторов — лица пенсионного возраста.
Для воспроизводства кадрового потенциала необходимо ежегодно готовить 60-70 докторов наук и 400-450 кандидатов. При этом в 2010 году только 3,5% аспирантов завершили учебу защитой диссертации и не была защищена ни одна докторская. В 16 учреждениях образования ни один из окончивших аспирантуру не смог защитить диссертацию.
Иностранные студенты — надежда на стабильное финансирование
Эксперт в области образования профессор Владимир Дунаев обратил внимание Naviny.by, что в Беларуси программа экспорта в сфере высшего образования принята еще в 2007 году. С тех пор постоянно ведутся разговоры о необходимости увеличения числа иностранных студентов.
«Недостаток финансирования сферы образования не только в Беларуси, но и в других странах заставляет администраторов образования привлекать иностранных студентов как дополнительный ресурс финансирования. Демографическая ситуация в Беларуси такова, что количество своих студентов будет уменьшаться. Вкупе с проблемами в экономике это вынуждает прибегать к экспорту, к поиску иностранных студентов, которые привозят в страну твердую валюту и хорошо платят за свое образование», — говорит Владимир Дунаев.
Между тем количество иностранных студентов, обучающихся в Беларуси, не так уж и велико, чтобы значительным показался прирост в три раза. Сейчас в белорусских вузах занимается около 10 500 студентов из 84 стран (более 2% от общего числа обучающихся в вузах).
Владимир Дунаев обратил внимание, что относительные величины не дотягивают до советских времен. В советские времена в Беларуси обучалось порядка 10% иностранных студентов (в СССР около 15-18%). «При увеличении числа иностранных студентов в три раза это означает, что и через пять лет мы не достигнем уровня интернационализации, который был в советское время», — сказал профессор Дунаев.
Большинство студентов, которые учатся в Беларуси, — выходцы из Азии, Латинской Америки и Африки. Преподаватели вузов в приватных беседах говорят, что значительная часть студентов не могут нормально даже говорить по-русски. Сказать, что уровень их подготовки оставляет желать лучшего, значит почти ничего не сказать.
Проблема в том, что едут учиться в Беларусь отнюдь не самые лучшие студенты. Многие из них не поднимают, а, наоборот, снижают планку образования, «которая в нашей стране находится не на головокружительной высоте».
«К примеру, — отмечает Владимир Дунаев, — абитуриенты из Туркменистана имеют очень низкую подготовку в силу проблем в этой стране в сфере среднего образования, которое в течение многих лет было девятилетним. В школах не преподавался ряд основных предметов. В результате многие из поступивших не в состоянии учиться в вузах».
Когда Беларусь сможет претендовать на то, чтобы к нам ехали учиться европейцы, неизвестно. Пока же, по мнению профессора Дунаева, проблема в том, что в нашей стране иностранные студенты рассматриваются только как средство пополнения бюджета. Складывается впечатление, отмечает Дунаев, что самим нам в сфере образования вроде как ничего и не надо. Тот же Болонский процесс рассматривается не как средство европеизации и путь к современной модели образования, а как способ заманить иностранных студентов и опять таки закрыть брешь в бюджете образования: «Высшее образование у нас пока воспринимается как машина для добычи денег».