Как пояснила пресс-секретарь Министерства культуры Анна Смольская, принятые Минкультуры и Генпрокуратурой документы определяют цели, основные направления, формы работы и порядок обмена информацией в рамках названной проблемы с привлечением территориальных органов прокуратуры и управлений культуры облисполкомов и Минского горисполкома, входящих в систему Минкультуры.
Ведомства планируют проводить совместные проверки, обмениваться информацией при осуществлении контрольных действий в сфере охраны исторических памятников, принимать меры организационного и правового характера для обеспечения охраны, надлежащего использования и содержания памятников историко-культурного наследия.
Смольская сообщила, что на сегодняшний день в отношении объектов историко-культурного наследия не возникало никаких прецедентов, которые могли бы подтолкнуть Генпрокуратуру подключиться к работе по надзору за охраной этих ценностей, так что это скорее превентивная мера.
Вместе с тем Антон Астапович, председатель общественного объединения «Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры», не верит в действенность совместной работы Министерства культуры и Генеральной прокуратуры. Он назвал совместное постановление этих двух ведомств «только словами».
«Если бы Генеральная прокуратура серьезно занялась этим делом, то она бы в первую очередь провела проверку работы Министерства культуры», — заявил Астапович.
По его мнению, Генпрокуратура и органы прокурорского надзора вообще до сих пор игнорируют необходимость возбуждать уголовные дела по фактам разрушения объектов историко-культурного наследия.
По мнению председателя объединения, решения, которые принимает Республиканский научно-методический совет по вопросам историко-культурного наследия при Минкультуры, «очень часто не то что не соответствуют действующему законодательству в сфере охраны наследия, но и грубо нарушают его».
Астапович напомнил о разрушении уникального амбара в деревне Яновичи (Витебский район) в 2008 году, а также о «восстановлении» церкви в деревне Гощево (Ивацевичский район) в 2009-м, вследствие чего значительно изменился первоначальный облик храма. Со стороны прокурорских органов на этот счет не было никакой реакции.
В открытом письме министру культуры Павлу Латушко, опубликованном на сайте объединения в июле, Астапович назвал незаконными принятые 5 июля решения научно-методического совета, лишившие некоторые здания в Пинске статуса историко-культурных ценностей.
Здания, о которых идет речь, разрушались не один год. Восемь лет назад из строения по улице Иркутско-Пинской дивизии, 2 вследствие аварийности были выселены жители и здание якобы законсервировали. В марте нынешнего года стена дома обрушилась. На тот момент здание находилось в Государственном списке историко-культурных ценностей и являлось памятником архитектуры конца XVII века.
В открытом письме министру культуры Астапович пишет, что комиссия, принимая решение вывести здание из списка, руководствовалась, во-первых, техническим состоянием объекта, что незаконно, во-вторых, прокладкой новой магистрали в историческом центре Пинска.
Руководитель общественной организации подчеркивает, что исторический центр Пинска сам по себе является историко-культурной ценностью 2-й категории, где под охраной государства находятся не только здания и сооружения, но и самый главный компонент исторических центров — планировочная структура.
Суть позиции местных властей — здание не подлежит реконструкции из-за своей ветхости и плохого технического состояния. Когда дом начал рассыпаться, стали говорить о реальной угрозе для пешеходов, автотранспорта и близлежащих построек.
Еще один пример — из Бобруйска. Согласована перестройка одного строения Бобруйской крепости под православную церковь, что приведет к полной смене внешнего облика объекта. Особенно удручает, отметил Астапович, что по этому зданию не было проведено комплексных научных изысканий. Между тем научно-методический совет этот научно не обоснованный проект принял.
Основной проблемой в сфере охраны историко-культурного наследия в Беларуси Астапович называет невыполнение и грубое нарушение белорусского законодательства, а также норм международных методических документов.
«Любое законодательство не является идеальным, однако списывать все проблемы на это обстоятельство — означает отходить от их решения. На мой взгляд, если бы исполнялось национальное законодательство, проблемы в сфере охраны историко-культурного наследства были бы сняты на 75%», — отмечает Астапович.
По его словам, огромной проблемой является то, что на уровне управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры часто согласовывается проектная документация по работе на памятниках, которая не соответствует положениям белорусского законодательства.
От псевдореставрации, отмечает Астапович, особенно страдает Минск.
Так, не соблюдается процедура при реставрации памятника архитектуры барокко XVII века — Минского монастыря бернардинцев, который приспосабливают под отель и другие объекты общественно-торгового назначения. Многочисленные разделы научно-проектной документации долгое время были не представлены на согласование в Минкультуры. В то же время на основании этой документации велись большие объемы работ, что приводило к масштабным повреждениям и фальсификации историко-культурной ценности национального значения.
Затем было согласовано архитектурно-планировочное решение, полностью уничтожившее аутентичный интерьер, отмечает Астапович. По его мнению, «Минскпроект» представляет предложения, которые нарушают объемно-планировочную структуру, исторический вид фасадов. Астаповича особенно возмущает, что это все согласовывает научно-методический совет.
По мнению руководителя объединения, на наших глазах происходит окончательное уничтожение исторического центра Минска.
Наш собеседник подчеркивает: первым элементом охраны должна быть историческая планировочная структура. Этот элемент в Минске уничтожается, констатирует Астапович. Так, на улице Торговой ломается историческая планировочная структура из-за того, что улица расширяется в полтора раза. «Паркинг на Немиге стал своего рода ледоколом, сломавшим систему обращения с историко-культурными ценностями в стране», — сказал Астапович.
Также он отметил, что в историческом центре столицы ряд объектов появляется с нарушением законодательства об охране историко-культурного наследия.
По мнению Астаповича, «если полностью будут реализованы проекты перестройки улицы Торговой и восстановления Минского замчища, это станет двумя последними гвоздями в гроб исторического центра». И тогда можно будет сказать, что «исторический центр как комплексная историко-культурная ценность полностью фальсифицирован и практически уничтожен, исключая отдельные объекты».
Астапович добавил: экономический кризис, безусловно, не будет способствовать прогрессу в сфере охраны историко-культурного наследия. Впрочем, нет худа без добра: нехватка средств на реставрацию может замедлить деструктивные процессы в историческом центре Минска, считает общественный деятель.
Министерство культуры и Генеральная прокуратура Беларуси заключили соглашение с целью более активного сотрудничества в деле охраны исторических памятников. Между тем Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры фиксирует систематические нарушения законодательства в сфере охраны памятников и бездействие в этой связи исполнительной власти.