По темпам уборки Добрушский район в крепких середняках. Его хозяйство — СПК «Крупец» — среди местных лидеров. И по скорости — позади больше половины убранных площадей, и по урожайности — под 38 центнеров с гектара. А в прошлом году на здешние поля больно было смотреть. Почерневшие от палящего солнца, они напоминали пожарища.
— Много тогда потеряли из–за засухи, — аномально жаркую страду вспоминает председатель «Крупца» Раиса Будник. — А в этот сезон хотелось выйти на свой лучший результат — 46 центнеров с гектара. К сожалению, не получилось...
Сделали все, говорит, по–крестьянски основательно, но февральские морозы и горячий финал весны ударили по планам. Впрочем, Раиса Будник не хочет развивать тему «природного обострения». Куда сегодня без этого? Климатические перемены лишь подталкивают к пониманию — нужно пересматривать привычное и просчитывать каждый шаг: что сеять, как обрабатывать, когда давать старт массовой уборке. В этом году, например, хозяйство сделало упор на кукурузу. Не ошиблись — есть все виды на хорошее зерно и корма, которых остро не хватало прошлой зимой. Впервые посеяли 100 гектаров гречихи. Председатель уверена в правильности выбора:
— Гречка сегодня в цене. И судя по всему, соберем нормально — под 40 центнеров с гектара. Впрочем, лучше без прогнозов. Одно дело — вырастить. Другое — убрать.
На нынешней жатве, чтобы убрать до зернышка, в хозяйстве затеяли эксперимент. Если раньше каждый экипаж на отведенном участке поля был сам себе режиссер, то теперь действуют по командному принципу.
— На одно поле выводим все шесть комбайнов, — на ходу излагает суть новой тактики главный агроном Виктор Труханенков, недавний выпускник Гродненского государственного аграрного университета. — Ставим машины «лесенкой», чтобы каждая друг от друга едва отступала...
— А смысл?
— Скорость снижается и отходит на второй план, а вот качество уборки выдвигается на первый. Один пропустил, другой подобрал. Никто никуда не рвется. Держат заданную схему. Вот пройдите по полю. Спорим, не отыщете оставленных колосков. А раньше случалось.
— Как же тогда соревнование, дух соперничества, лучшие?
— С этим у нас все в порядке, — Труханенков готов доказывать фактами. — Есть темп. Есть лидеры. Есть качество. Вы только посмотрите, как идут! Красота.
Идут и вправду, как техника на параде. Агроном уверяет, что комбайнеров в преимуществах новой схемы долго убеждать не пришлось. Механизаторы все поняли. В процесс включились. Нашли свои плюсы.
— Нормальная схема, — соглашается старший комбайнер экипажа–лидера Василий Шустов, у которого за плечами 17 лет жатвенного стажа. — Раньше могли и разогнаться. Быстрее, быстрее... А сейчас в команде. Один другому помогает. Веселее стало работать. И результат куда лучше. Позади чистое поле.
Преимущества командного метода дополняют материальные стимулы — приличная зарплата и прибавка к ней в виде сельхозпродукции. Кроме того, в этом году за каждый успешно отработанный месяц в «Крупце» выдают паек из мясных деликатесов и молочных изделий. Что–то вроде завтрака комбайнера. В общем, все условия — только работай.