Кто читает сегодня Кодекс о недрах? Странный на первый взгляд вопрос оказался актуальным для Гомеля. Местные государственные организации, получив право на разработку одного из месторождений песка, нарушили практически все, что можно было нарушить с точки зрения законодательства. Правовая безграмотность или благие намерения?
Месторождение «Березинское», расположенное в нескольких километрах от Гомеля, свое официальное название получило в 2009 году. До того безымянный карьер, запасы которого оцениваются в 16 миллионов кубометров песка, переходил из рук в руки. Но «кочевая» жизнь «Березинского» закончилась, когда оно около года назад оказалось в ведении предприятия «Управление капитального строительства Гомельского горисполкома».
Знойное лето прошлого года поставило город перед непростой задачкой. Резко обмельчали реки, и постоянный поставщик песка для гомельской стройиндустрии — речной порт — уже не мог обеспечивать заказы в нужных объемах. Местные власти вспомнили о ближайших природных месторождениях. Исключительное право на разработку «Березинского» получило УКС горисполкома как единый заказчик жилья и основных социальных объектов, которым этот песок и предназначался. А поскольку спрос был высоким, то с июля по ноябрь прошлого года работы в «Березинском» велись практически круглосуточно. Но не шум тяжелой техники привлек внимание сотрудников областного управления по борьбе с экономическими преступлениями и работников Комитета госконтроля области.
Милиционеры–«экономисты», вникнув в тему, рассмотрели немало отклонений от закона. Поэтому и обратились в госконтроль с просьбой провести детальную проверку организаций, работающих в месторождении. После нее стала ясна картина трудового дня в «Березинском».
— Для того чтобы законно добывать здесь песок, управление капитального строительства должно было оформить пакет документов, — в тонкости темы посвящает главный специалист КГК области Андрей Прикота. — Однако этого сделано не было. По сути, работы велись вне закона.
Впрочем, УКС их и не проводил. Свое исключительное право на добычу песка он сразу же передал хозрасчетному предприятию горисполкома — управлению производственно–технологической комплектации (УПТК).
— Во–первых, сам факт делегирования исключительного права другой организации — принципиальное нарушение Кодекса о недрах, — продолжают в госконтроле. — По закону предприятие не должно было этого делать. Во–вторых, возник вопрос, почему управление отказалось от дополнительного дохода и самостоятельно не заключило договор подряда? Ведь добыча песка имеет высокую рентабельность.
С одной стороны, это можно было бы объяснить тем, что УКС все–таки больше чиновничья структура, а не производственный объект. С другой — выяснилось, что УПТК тоже не располагало специализированной техникой. Поэтому появилось еще одно звено — частная фирма, которая по договору подряда занялась месторождением.
В этом звене тоже нашлось место отклонениям от нормы. Контролеры подсчитали, что за время трудов подрядчик завысил объемы и стоимость работ по добыче песка почти на 200 миллионов рублей. Почему УПТК не заметило потерь? Быть может, потому, что учет отгрузки добываемого песка здесь практически не велся, первичные документы восстанавливались уже во время проверки.
— Как так получилось? — задаю вопрос директору управления капитального строительства горисполкома Игорю Адарченко.
— В тех обстоятельствах мы стремились быстрее поставить песок стройиндустрии, — объясняет руководитель. — У нашего предприятия нет специалистов и техники, которые позволяли бы самостоятельно работать в месторождении. Поэтому передали это право УПТК, а оно параллельно с началом работ приступило к оформлению всех нужных документов. Другое дело, что не учли последних изменений законодательства и действовали больше по старинке...
На основе материалов КГК свою проверку начала экономическая милиция области.
Компетентно
Ирина Кольцова, главный специалист Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:
— Месторождение «Березинское» не новое, оно освоено, и в данном случае вреда ему не причинили. Другой вопрос, что получить право на разработку месторождения — это не просто взять и копать. Это достаточно сложный процесс оформления документов, работы специалистов–маркшейдеров. И в городе сегодня есть предприятия, где при всех трудностях разработка месторождений поставлена на высокий уровень. Одно из них — «Облдорстрой».
С места в карьерКто читает сегодня Кодекс о недрах? Странный на первый взгляд вопрос оказался актуальным для Гомеля. Местные государственные организации, получив...