В Бресте строится школа, поделенная на открытую и закрытую зоны
10.08.2011 15:36
—
Новости Общества
|
В Бресте строится школа, поделенная на открытую и закрытую зоны В государстве заметно не хватает детских образовательных заведений. И Брест – не исключение. Судя по приросту жилья, еще острее их будет не хватать в ближайшее время. Наконец в районе многодетной "Вульки" загрохотал сваями тронувшийся лед. В феврале на ул. Колесника развернулась широкая строительная панорама с видом на светлое будущее. "Школу строят", - благоговейно говорили жительницы окрестных многоэтажек. "Пусть сначала достроят, тогда и будете радоваться", - отрезвляли оптимисток реалисты.
И точно: ближе к сентябрю стройка начала сдуваться. Уменьшилось количество техники, не пестрят уже апельсинами на празднике жизни оранжевые каски рабочих. На стройплощадке слабо теплится затухающий технологический процесс. И никогда не посылай узнать, по ком в первую очередь ударит кризис в стране, - кризис бьет по сфере соцкультбыта. О том, что начатое напротив через дорогу возведение детского садика заморожено, власти сообщили сразу. Но неужто эта участь постигнет и школу? Уяснить ситуацию от лица заказчика помог заместитель начальника КУП "БрестгорУКС" Анатолий Купраш. В беседе худшие предположения подтвердились. Отведенные на подготовительный период и начальный этап строительства деньги уже заканчиваются. Подрядчики (СУ № 83 Стройтреста № 8) уложились в плановые сроки и суммы. И как раз в августе-сентябре следовало, вдохнув свежих кредитных финансов, приступить к следующему технологическому этапу. Ожидалось, что президент вот-вот издаст распоряжение о кредитных ресурсах на строительство объектов соцкультбыта. Но документа не последовало, а других денежных источников не изыскано. Так что сейчас на школьной стройке наступает технологический перерыв, плавно переходящий в консервацию объекта. К этому времени подрядчики успели вырыть котлован, забить сваи, возвести стены подвалов. На сем этапе израсходовано 4 млрд 400 млн белоруских рублей, а общая стоимость объекта составляет 44 млрд рублей. Далее следовало начать возводить кирпичные стены, но пока не начнут. Впрочем, если бы финансирование возобновилось, строители готовы вернуть свои оранжевые каски на ул. Колесника с любого месяца. Однако заморозка необходимейшего сооружения – еще не вся интрига данного проекта. В этом абзаце моей статьи уже, наверное, писались бы слова о необходимости собрать подписи и отправить челобитную в Минск, где, может быть, еще не в курсе, что брестчанки активно откликнулись на призывы рожать побольше детей. Однако, поближе ознакомившись с проектом будущей школы, выполненным группой проектировщиков ОАО "Брестпроект" под руководством Валерия Кескевича, я несколько запуталась в том, за что следует ратовать. Хорошо было бы ввести в строй новый храм знаний к 2012 году, как намечалось первоначально, либо лучше уж грандиозным замыслам отлежаться до 2013 года, как оговорено кризисом? Новый проектный замысел не похож ни на одну из существующих школ В плане это почти треугольник с внутренним двориком, в здании заложена разная высота (от двух до четырех этажей), вместимость – 1120 учащихся. Запланированы три спортивных зала с трибунами, два тира в подвальных помещениях, оранжерея в холле и даже овощехранилище при столовой на 368 мест. Полностью продумана безбарьерная среда для инвалидов, будет функционировать лифт. Повышенную освещенность классных комнат обеспечит устроенная "гармошкой" конструкция стен. Гламурными проектами и дворцовой архитектурой теперь не удивишь, было бы, как говорится, по карману. Но удивительное рядом. Оно – в планах дополнительного использования школьного здания не по весьма ясному назначению. Из чертежей и пояснительных записок следует, что школа должна состоять из двух зон – закрытой, предназначенной только для нужд учащихся, и открытой, оговоренной для доступа внешних посетителей во внеурочное время (если только во внеурочное, то зачем отдельная зона?). "Школа в том числе должна работать на микрорайон как общественное заведение", – в таком духе оправдал замысел Валерий Кескевич. Посему в проекте заложена возможность двойного использования библиотеки, спортзалов, компьютерных классов, медицинских кабинетов, актового зала и других точек как учащимися, так и лицами "с улицы", в том числе взрослыми. В чертежах нарисована система изоляции учебных блоков. Открытая же зона школы, следует из пояснительной записки проектировщиков, "…используется также и во внеурочное время, доступна для внешних посетителей, планировочно выделена, имеет отдельные входы с северной стороны, два гардероба для посетителей. Объединяет две зоны многосветный вестибюль, имеющий с южной стороны главный вход для школьников и администрации и входы в открытую зону". Идея "проходного двора" многих опрошенных родителей шокирует Поначалу мне подумалось, что это революция в системе образования. Оказалось, образование ни при чем. В том смысле, что ведомство не подписывалось под документом, позволившим брестским проектировщикам поделить школу на зоны. "Технический кодекс установившейся практики" (сокращенно ТКП) выпущен Министерством архитектуры и строительства еще в 2004 году (позже были внесены поправки) и действительно содержит термины "открытая зона" и "закрытая зона" с соответствующей расшифровкой, касающейся школ. Хотя есть нюанс: если брестские проектировщики считают, что по этому принципу отныне обязательно проектировать все новые школы, то в Министерстве архитектуры и строительства на мой звонок ответили, что такой обязательности нет и все условия будущей эксплуатации закладывает заказчик в задании на проектирование. Естественно, основываясь на предложениях эксплуатирующей стороны, т. е. чиновников системы образования, педагогов и, в конце концов, родителей. Идея фундаментальной, заложенной в конструкции школы системы "проходного двора" многих опрошенных родителей шокирует. Наши дети стремительно обворовываются. Не стало специализированных кафе, как "Красная шапочка", кинотеатров типа "Зорьки", отняты зеленые безопасные дворы. В общем-то школы оставались последним неоспоримым бастионом детства. И вот, любимые малолетки, – пожалуйте в зону, где на коммерческой основе вам в затылок дышат клиенты с других бастионов. Например, посетители, набивающие большие руки стрельбой в школьном тире. А может, школярам придется и в очередях стоять в свою же библиотеку? Много разных забавных домыслов приходит в голову. Но не стоит слишком обличать подобный ход мыслей, как делали некоторые мои собеседники. Все же невеселые ассоциации вытекают не из фантазии, а из реалий современности. Сегодня, когда весь мир скорее склонен вводить школы закрытого типа с мощной охраной от посторонних лиц, наши реформаторы созрели для обучения с подселением. Не жирно ли, дескать, будет строить недвижимость для одних девчонок и мальцов? Кстати, если меркантильные круги так сильно заботит простаивание зданий во внеурочное время, то почему не посмотреть хозяйственным глазом на прочие объекты? Довольно рано закрываются на покой горисполком с облисполкомом, банки, суды, проектные учреждения. Отчего бы не использовать их пустующие просторные холлы и залы для более полного удовлетворения потребностей населения, не проводить там платные дискотеки, занятия кружков и клубов? С системой видеонаблюдения и охраной Конечно, ясности на данную школьную перспективу хочется почерпнуть у работников системы образования. При подготовке задания на проектирование начальником соответствующего отдела горисполкома была Наталья Козак. Однако, по словам Натальи Аркадьевны, никаких открытых и закрытых зон с ее стороны даже не рассматривалось. Тогда как безбарьерная среда для детей-инвалидов по просьбе родителей действительно была оговорена. Начальники Московского районного отдела и областного управления образования имеют о проекте новой школы лишь весьма общее представление. Коммерческое использование функциональных помещений школ, по словам начальника районного отдела образования Юрия Просмыцкого, уже давно введено в практику. Однако речь может идти лишь о тех мероприятиях со стороны, заверил представитель районной администрации, которые не противоречат воспитательному духу всеобуча. То есть никаких застолий с рюмками, свадеб и корпоративов. Но почему, рассуждает Юрий Николаевич, не приютить в школьных стенах участников какой-либо конференции либо спортивных соревнований? Тогда для чего, хочется уточнить у педагогов, при столь безобидных клиентах и такой традиционной ориентации было затевать реформаторский проект с выгораживанием специальных зон? Ведь сия архитектурная сверхзадача наверняка удорожила и усложнила строительство, отодвинув сроки ввода объекта в строй? К сожалению, никто в системе образования про зоны полной ясности не внес. Более того, эти почерпнутые мной от проектировщиков термины повергали собеседников в недоумение и будили подозрительность в адрес журналиста: не путаю ли чего-нибудь? От слов "двойное использование помещений" педагоги отпихиваются, как от ложки дегтя. Также не укладываются сии замыслы и в головах непосредственных заказчиков. "Мы строим школу для учащихся", - решительно настаивает Анатолий Купраш. Еще более определенно высказался главный инженер "БрестгорУКСа" Олег Мурзенков: "Я официально заявляю, что в школе, которую мы строим, никакие посторонние лица шляться не будут. Не для того мы оборудуем этот объект системой видеонаблюдения и охраной". Итак, заявляем по совести, а строим по проекту. Устоит ли здание, под которым эти два критерия не сходятся? Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В государстве заметно не хватает детских образовательных заведений. И Брест – не исключение. Судя по приросту жилья, еще острее их будет не хватать в ближайшее...
|
|