Указ о помиловании девяти фигурантов уголовного дела о «массовых беспорядках» 19 декабря был подписан Александром Лукашенко 11 августа. Указ в Министерство внутренних дел уже поступил, однако назвать имена помилованных в МВД отказываются без объяснения причин. В министерстве также не стали комментировать процедуру исполнения указа, пишет БелаПАН.
"Такое решение принято на основании просьб указанных лиц с учетом того, что они осознали противоправный характер своих действий, признали вину и искренне раскаялись", — сообщила пресс-служба президента, не называя фамилии помилованных.
Правозащитникам стали известны имена некоторых осужденных, подпавших под действие указа — все они отбывали наказание в Бобруйской колонии. Среди помилованных — Дмитрий Дрозд, Артем Грибков, Сергей Казаков, Андрей Протасеня. Не исключено также, что под действие указа подпали Владимир Лобан и Александр Класковский.
По имеющейся информации, экс-кандидатов в президенты среди них нет: ни Андрей Санников, ни Николай Статкевич, ни Дмитрий Усс прошений о помиловании не подавали.
Правозащитники не исключают, что заключенные под стражу экс-кандидаты в президенты Беларуси будут помилованы даже без их прошения.
Как отметил в интервью БелаПАН руководитель РОО "Белорусский Хельсинкский комитет" (БХК) Олег Гулак, он "уже ничему не удивляется" в плане правоприменения в Беларуси. "В нашей истории уже было, что экс-кандидата в президенты Александра Козулина освободили по помилованию без его прошения о помиловании. Поэтому я не удивлюсь, если и других кандидатов в президенты освободят без этого прошения", — сказал Гулак.
Закрытость указа о помиловании юрист БХК Гарри Погоняйло объясняет закрытостью белорусских государственных ведомств. "Хотя, если посмотреть на положение о помиловании, которое утверждено указом президента, работа соответствующей комиссии и решения о помиловании должны быть гласными", — подчеркнул юрист.
"То, что официальные представители секретятся, говорит о политическом характере решения о помиловании", — считает Погоняйло.
По мнению правозащитника, белорусским властям в принципе невыгодно говорить об этом акте помилования. "Согласно закону право о помиловании распространяется на всех заключенных. У нас в тюрьмах тысячи людей, которые пытались обжаловать свои приговоры во всех возможных инстанциях, но далеко не всем заключенным известно о механизме помилования. Его никто не разъясняет, иначе комиссия о помиловании была бы завалена обращениями. Институт помилования в Беларуси необходимо как можно шире освещать", — убежден юрист.