В Международный день молодежиNaviny.by говорят о молодежи и с молодежью, которая хочет иметь больше свободы и которая мало чем отличается от европейской.
Молодежь как стратегический запас государства
В Беларуси живет около 2 млн. 345 тыс. человек в возрасте от 14 до 31 года. Каждый четвертый житель Беларуси — молодой человек. Больше всего в нашей стране, сообщает Белстат, людей в возрасте 25-30 лет, численность которых на начало текущего года составила 903,2 тыс. человек (38,5% в общей численности молодежи).
Можно назвать проблемой то, что в стране уменьшается численность детей младше 16 лет, что связано в первую очередь с сокращением рождаемости в 1990-е годы. В результате, если в 1970 году на тысячу населения в трудоспособном возрасте приходилось 586 детей до 16 лет, то в 2000-м — 356, а на начало 2011 года — 261 ребенок.
Вместе с тем численность населения старше трудоспособного возраста растет. На начало 2011 года она составила 2,2 млн. человек и увеличилась за два года на 55 тысяч.
Повторяя многократно мысль о том, что молодежь — наше будущее, представители старших поколений затерли это выражение до потери смысла. При этом действительно, будущее представителей среднего поколения во многом зависит от молодых. Тем более это актуально, учитывая, что в Беларуси пенсии выплачиваются по принципу солидарности поколений. Вот и получается, что молодежь — стратегический запас государства.
Беларусь — страна студентов
Белорусская молодежь становится образованнее. По данным переписи населения 2009 года, в Беларуси на 1 000 молодых граждан приходилось 169 человек с высшим образованием (по переписи 1999 года — 101) и 245 человек со средним специальным образованием (в 1999 году — 240).
Высшее образование во всех формах обучения в 2010/2011 учебном году получали 442,9 тысячи студентов. В последнее десятилетие отмечается ежегодный рост численности студентов.
По количеству студентов в расчете на 10 000 человек населения (467 человек) Беларусь среди стран СНГ уступает только России (523) и Украине (488), но в то же время опережает такие развитые государства, как Австрия (314), Германия (277), Италия (343), Япония (315).
Безусловно, можно спорить о качестве образования в Беларуси. Однако ценность высшего образования в обществе налицо.
«Культ высшего образования характерен в целом для постсоветских стран, — считает студентка факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Екатерина Хан. — У нас бытует мнение, что если не получишь высшее образование — не устроишься в жизни. В результате очень многие не работают по специальности, которую получили в вузе. Таким образом, возникает вопрос о качестве и мотивации получения образования».
В Беларуси, считает Хан, отношение молодежи к студенческой жизни достаточно инертно, что заметно по слабо развитым механизмам студенческого самоуправления.
«Студенты, мне кажется, в большинстве своем не стремятся к самоуправлению и не готовы вносить изменения в структуру образовательного процесса. Например, если им не нравится качество лекций, семинаров, они смиряются с этим и принимают как факт. Перестают ходить на занятия к какому-то преподавателю и всё на этом. Хотя в последнее время студенты становятся активнее, появляются какие-то инициативы. Однако самые заметные из вузовских — студенческий и профсоюзный комитет — функционирующая, но не развивающаяся структура, на мой взгляд», — говорит Екатерина Хан.
Белорусская молодежь — отражение советского прошлого страны
Екатерина Хан считает, что белорусская молодежь — вполне европейская в смысле мобильности, самоопределения. Тем не менее, она видит проблему в том, что большинство боятся проявлять инициативу или ее им недостает.
«Например, на нашем факультете есть много интересного, но желания продвигать те или иные проекты среди студентов немного. В позиции молодежи проявляется инертность нашего общества в целом, хотя молодежь, безусловно, динамичнее».
Член координационного совета общественной организации Next Stop — New Life Андрей Цылько считает, что белорусской молодежи не чужды европейские ценности, однако она не всегда их понимает так, как понимает их европеец: «У нас много домыслов, относящихся к Европе. Мы находимся где-то между какими-то белорусскими и европейскими ценностями. Над нами довлеет советское прошлое. У наших студентов те же книги, те же преподаватели, что были в те времена».
Занимающиеся молодежными проблемами общественные организации, по мнению Андрея Цылько, пока мало на что влияют: «Государство создало такой имидж общественным организациям, который можно сравнить разве что с сектой, обязательно оппозиционной к власти. По его словам, из-за этого и в силу других причин общественные организация Беларуси, молодежные в том числе, разбиты группками, не консолидируются и не оказывают влияния на жизнь общества. Таким образом, возникает вопрос эффективности».
В Беларуси фактически только одна организация имеет возможность доводить свои молодежные инициативы до практической реализации — Белорусский республиканский союз молодежи. Однако созданный по инициативе властей и действующий под крылом государства, БРСМ проводит весьма специфическую молодежную политику.
Екатерина Хан подчеркивает, что самостоятельность молодых людей необходимо развивать, чтобы они были в будущем в состоянии принимать решения: «Для этого, на мой взгляд, необходимо давать и учить делать свободный выбор. Этого как раз и не хватает нашей студенческой молодежи».