Так устроен наш организм, что периодически он пасует под натиском зловредного вируса. То грудную клетку начинает сотрясать кашель, то насморк да температура. Или вдруг даст знать о себе застарелый перелом и заноет давно сросшаяся кость. И тогда мы набираем номер районной поликлиники, чтобы заказать талон на прием к профилирующему эскулапу. Знаю как минимум одного человека, которому с первого раза удалось это сделать. Но больных бывает так много, что телефон не всегда способен посодействовать скорой помощи. А ковылять до регистратуры — сил никаких нет. Беларусь — не родина интернета, но с каждым годом всемирная система объединенных компьютерных сетей становится нашей стране все роднее и роднее. И медицина является тому примером.
Несколько лет назад Минск стал первопроходцем среди других белорусских городов, предложив пациентам воспользоваться такой формой коммуникации с медицинскими учреждениями, как интернет. А на сегодняшний день уже во всех поликлиниках города действует услуга заказа талонов к врачу через «паутину». Как она работает? В зависимости от того, какой компьютерной программой обслуживается лечебное заведение, вы можете попасть на один из двух сайтов. Запись к врачу на первом из них — info.minsk.by/clinics — осуществляется так. «На экране вы заполняете бланк, — инструктирует меня старшая медсестра–регистратор 4–й городской поликлиники Татьяна Анатольевна Харуцкая, — указав в нем свою поликлинику, при желании — ее категорию (взрослая, детская) и домашний адрес. Затем подбираете врача требуемой специальности и отмечаете фамилию конкретного сотрудника. Компьютер в ответ попросит определиться с днем и часом визита. В выбранный день вы приходите в поликлинику и забираете в регистратуре талон». Если вам неожиданно полегчало (добавлю я от себя) или же вы решили перенести дату посещения, то другая страница даст возможность отказаться от заказа, но не позднее чем за двое суток до забронированного времени. Случается так, что по какой–то срок все талоны оказываются уже выбранными, о чем и сообщит программа. И не все из них выставляются в сети — большая их часть заказывается старыми способами: придя в поликлинику либо позвонив. Пользуется новой услугой все же больше молодежь. Но почти каждый день врачи всех специальностей, осуществляющие прием больных, получают такие интернет–заказы.
Второй сайт — talon.by — функционирует так. Находите поликлинику, специальность врача, его фамилию. На экране возникнет таблица, в которой на несколько месяцев вперед по числам указано наличие талонов, доступных для заказа с сайта, или только при личном обращении в регистратуру, либо же отсутствие их. Определившись с датой, можете выбрать и удобное время. Затем заносите свою фамилию и инициалы, дату рождения, адрес места жительства. Как и в предыдущем варианте, в избранный день вы отправляетесь в поликлинику и получаете в регистратуре талон, а ваша медицинская карта уже будет находиться в кабинете доктора. Замглавврача 34–й центральной районной клинической поликлиники Сергей Иванович Богдан главное преимущество этой программы видит в том, что она дает пациенту большую возможность для маневра, когда он не зависит от «прихоти» компьютера, а сам назначает себе дату и часы приема. К тому же сайт не пропускает случайных людей, не приписанных к данному учреждению, которые по ошибке занесли свои данные. Сергей Богдан уточнил: «С 31 августа по нашей просьбе разработчики программного обеспечения установили счетчик. С помощью его мы получаем всю необходимую для нас статистическую информацию. К примеру, с 12 по 16 сентября количество зарезервированных талонов к врачу через интернет составило 20% от общего числа заказов. И, судя по возрастающей тенденции, скоро мы получим прибавку процентов в 5. А за полтора года услугами службы «интернет–поликлиника» (это еще и консультации врача, и форум) воспользовалось более 130 тысяч человек».
Преимущества такой формы почти самообслуживания очевидны для обеих сторон. Как я уже сказал, больной самостоятельно выбирает удобные для него день и время посещения врача (конечно, кроме уж совсем крайних случаев, когда возникает необходимость в оперативном лечении). Другой больной, пока еще не освоивший интернет, приятно удивляется отсутствию очень большой очереди в регистратуру. А ее служащие — тоже не в претензии: они также экономят время, которое уходит у них на заполнение формуляров.
И в других городах Беларуси данным сервисом пользуется все больше людей. Так что при всем том, что мы частенько (и нередко справедливо) критикуем здравоохранение, оно тоже не стоит на месте, а двигается в ногу с технологиями. Давайте и мы будем поспевать вслед...