Как гродненцы зарабатывают на "Поле чудес". 21.by

Как гродненцы зарабатывают на "Поле чудес"

05.10.2011 14:28 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как гродненцы зарабатывают на "Поле чудес"


Самый популярный рейс до Кузницы отправляется из Гродно трижды в сутки и всегда битком набит.

Если раньше выезжающие за границу ожидали своей очереди на таможенный досмотр и пограничный контроль в здании вокзала, то с середины сентября людей переместили на улицу. Связано это с начавшейся реконструкцией железнодорожного вокзала. Обновленная "железка" встретит первых пассажиров через год. Объект планируется отремонтировать к декабрю 2012 года.

Рейс до Кузницы

К тому же нелегальные перевозчики сигарет и алкоголя пересели из автомобилей на "курьерский" поезд. Связано это с тем, что с недавнего времени на личной машине с полным баком топлива можно пересекать границу без декларирования солярки или бензина не чаще одного раза в пять дней. Профессионалы приграничного бизнеса, как правило, везут и табак, и топливо. Теперь часть из них ограничивается тем, что туда везут сигареты, обратно – товар на "перекид".

После досмотра и погранконтроля пассажиры скапливаются в "отстойнике". При этом близко к дверям становиться не следует, потому что могут серьезно придавить. Лично я, сдавленная грузными тетками и парнями в болоньевых спортивных костюмах, зацепилась за ступеньку. Чувствую: если упаду – просто затопчут. Ухватилась за чей-то рукав, толпа вынесла на перрон.

Люди наперегонки бегут к поезду, пытаясь занять места в первых вагонах. Я попала только в третий. Там два парня дерутся за сидячее место. "Фишка" в том, что тех пассажиров, которые едут стоя, польские пограничники могут попросить пройти в последний вагон, а это невыгодно. Дороже продать сигареты и набрать хорошего товара в Кузнице на "Поле чудес" могут те, кто выйдет из поезда в первых рядах.

"Лёлек и Болек"

В составе, который в народе называют "Лёлек и Болек", пассажиры начинают приклеивать к телу скотчем пачки сигарет. Есть и другие хитрости, впрочем, известные таможенникам. По закону провозить в Польшу можно только 2 пачки сигарет. За обнаруженные сверх нормы 5 пачек могут впаять штраф 150–170 злотых, а то и больше.

"Скинув" в Кузнице табачные изделия, народ устремляется на "Поле чудес". Это не асфальтированная площадка поблизости от вокзала. Там предлагают за доллары провезти товар в Беларусь. Делается это для того, чтобы предприниматели могли избежать расходов на растаможку. К примеру, за телевизор дают 50–70 долларов, за мужскую куртку – 4–5 американских рублей. Я встречаю на поле свою однокурсницу, которая уже 15 лет работает учителем. Несмотря на то что на сегодняшний день она педагог высшей категории, вынуждена мотаться в Польшу, чтобы подзаработать.

"А я вас видел…"

На обратном пути таможенники в Гродно пристально осматривают багаж. Требуют чеки на товар, приходится выкручиваться, делать честное лицо и доказывать, что 15 предметов одежды, в том числе три мужские куртки огромных размеров, куплены для себя. Потом огромные баулы тащу заказчикам. Лифт не работает, тащим сумки на 10-й этаж пешком. Потом бицепсы болят три дня.
Артур, приехал на том же поезде:

– Я вас видел в Кузнице, так и понял: просто получили визу и решили подзаработать. На такой бизнес людей толкает необходимость. Я сам езжу так долгие годы, у меня жена – врач, ее зарплата 800 тысяч рублей. Зачем рассказывать всему городу об этом, теперь нам стало труднее!

Приграничный бизнес жил, жив и будет жить?

Из-за массовых сокращений с предприятий в 1990-е годы люди пытались заработать самостоятельно. Более активная часть устремилась на рынки. Другие стали ездить в Польшу, вывозя и продавая там всевозможные добротные вещи нашего производства. Но с середины 1990-х годов товаропотоки изменили направление. Сейчас уже товар ввозился из Польши для продажи в Гродно, Минск, Россию.

Теперь предприниматель стоит на рынке, товар же поступает от перевозчиков. Действительно, перевалка через границу в сочетании с продажей в Польше подакцизных товаров (спиртное, сигареты, топливо) стали доходным занятием. Для этого многие купили добротные "бусы". Доходы позволили строить коттеджи и давать платное образование детям.

У нас занятие значительной части населения – торговля. Городом базаров и рынков Гродно по праву считается и сейчас.

Этим в основном занимаются люди в возрасте 30–50 лет, преимущественно женщины. Многие нигде не работают уже по 10–15 и более лет и никогда не состояли на учете в центре занятости.

Не стала бы я завидовать высоким заработкам курсирующих через границу людей и называть их "мешочниками". Возможно, и пенсионерка, прятавшая в капюшон куртки сигареты, вовсе этой пенсии не имеет, или пенсия такова, что ее едва хватает, чтобы свести концы с концами. Кто-то перевозит через границу тапки, а кто-то – дорогие иномарки.

Для справки

По данным Белстата, в Гродно проживают 338 тысяч человек. Из них 216 700 в трудоспособном возрасте. Статистика подсчитала, что в экономике города заняты только 174 680 гродненцев. Что делают остальные 40 тысяч? Наверное, ездят в Польшу на "курьерском" поезде. 

 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Самый популярный рейс до Кузницы отправляется из Гродно трижды в сутки и всегда битком набит. Если раньше выезжающие за границу ожидали своей очереди на...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика