Беларусь уверенно замыкает первую десятку стран по уровню потребления алкоголя. Согласно Глобальному докладу Всемирной организации здравоохранения, на каждого жителя нашей страны в год приходится 15,13 литра, или 12 литров в пересчете на чистый спирт.
Первое место в этом списке занимает Молдова, где каждый житель выпивает в среднем 18,22 литра алкогольной продукции в год. Это почти в три раза больше, чем средний показатель в мире — 6,1 литра. В первую десятку также входит Чехия (16,45), Венгрия (16,27), Россия (15,76), Украина (15,6), Эстония (15,57), Андорра (15,48), Румыния (15,3), Словения (15,19), Особенностью Беларуси, России и Украины, в отличие от других стран-лидеров, является то, что наши люди в основном употребляют крепкий алкоголь.
На учете в связи со злоупотреблением алкоголем сейчас состоит около 270 тысяч жителей Беларуси, в том числе более 180 тысяч больных алкоголизмом. Но эти цифры вовсе не отражают размер бедствия.
Пьянство является частью нашей повседневной жизни. По оценкам Республиканского научно-практического центра психического здоровья, на компенсацию последствий, возникающих в результате потребления алкоголя белорусами, идет около 7% валового внутреннего продукта. Для сравнения: в странах Евросоюза на эти цели расходуется 2-4% ВВП.
Что шокирует чаще всего гостящих в Беларуси европейцев — это низкие цены на алкоголь и сигареты.
«Меня поразила очень низкая цена сигарет в Беларуси, — рассказал управляющий редактор Венского ежегодника научных исследований в области народонаселения (Венский институт демографии Австрийской академии наук) Томаш Соботка на встрече с журналистами 18 ноября. — В странах Западной Европы политика направлена на высокую цену сигарет и спиртного. В Минске можно купить сигареты за сумму, эквивалентную 15 центам. Это примерно в 30 раз ниже, чем самые дешевые сигареты в Западной Европе».
Что касается алкогольной продукции, она также слишком дешева, что провоцирует вкупе с другими причинами алкоголизацию общества, отметил заместитель директора Института демографии Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (Москва) Сергей Захаров.
Он привел следующий факт: в постсоветских европейских странах смертность имеет ярко выраженную цикличность — количество умерших значительно увеличивается в пятницу-воскресенье: «Люди в пятницу напиваются, в субботу продолжают. В результате смертность в выходные в разы выше, чем в будние дни. Если мы снизим смертность хотя бы в выходные на 15%, то значительно уменьшим смертность вообще».
Эксперт считает, что для улучшения ситуации необходимо как минимум увеличивать цены на алкоголь, в частности, на крепкие спиртные напитки: «Повышать цену на все спиртные напитки неправильно. В нашем регионе главный убийца — водка. Дело не в том, что она плохого качества, а в том, что количество потребления, в выходные дни в особенности, огромно».
Сергей Захаров отметил, что практика увеличения цен на крепкий алкоголь хорошо себя зарекомендовала в различных странах, например, в Швеции, Норвегии, где структура потребления алкогольной продукции была схожая с нашей. Теперь там пьют крепкого спиртного меньше, хотя остается часть населения, которая по выходным отправляется в «пьяные туры» в Санкт-Петербург. Так или иначе, говорит Захаров, заслон употреблению спиртного в этих странах поставлен.
«Политику увеличения цен легче поддерживать, чем политику запретов», — считает Сергей Захаров.
Как в России, так и в Беларуси соотношение между ценой, например, пива и водки непозволительно низкое, считает он: «Водка должна стоить значительно дороже вина и пива».
При этом Захаров замечает, что такая политика не может быть простой в исполнении: «Необходимо иметь в виду, что в наших странах существует пивное и водочное лобби, которые находятся в противостоянии».
Причем можно сказать, что алкогольное лобби в Беларуси — это и есть само государство, для которого сиюминутные доходы от продажи спиртного имеют гораздо большее значение, чем финансовые затраты на преодоление причин и последствий пьянства в будущем.
Тогда как, и это особо подчеркнул Сергей Захаров, увеличивать цены на крепкий алкоголь — значит, работать как раз на будущее, на те поколения граждан страны, которые придут после нас, на молодежь, которая должна вырабатывать более здоровые и менее рискованные поведенческие практики.
В постсоветских европейских странах смертность имеет ярко выраженную цикличность — количество умерших значительно увеличивается в пятницу-воскресенье...