Дискуссия, которая разгорелась во время круглого стола, организованного просветительским учреждением «Офис европейской экспертизы и коммуникаций» совместно с «Офисом за демократическую Беларусь» (Брюссель, Бельгия), по поводу перспектив вхождения Беларуси в Единое европейское образовательное пространство, показала: в белорусском академическом сообществе нет единства в понимании принципов Болонского процесса.
Белорусские дипломы с европейским приложением
Проректор по учебно-методической работе Республиканского института высшей школы (РИВШ) Игорь Титович, который является членом Национальной группы экспертов по вопросам реформы высшего образования, уверенно заявил, что государство сделало много вполне определенных шагов для того, чтобы высшее образование в Беларуси соответствовало принципам Болонской модели образования.
Например, отметил Титович, в стране есть многоступенчатая система высшего образования, существует оценка качества образования по европейским стандартам.
Отдельно Титович остановился на том, что в Беларуси самая простая схема признания европейских дипломов: «У нас это делается быстро и бесплатно. В ряде стран подобная процедура обходится порядка 100 долларов за подтверждение диплома».
Другое дело, что в Беларуси не признаются дипломы бакалавров, полученные в странах ЕС в случае, если разбежка в академических часах составляет более 10%. В таком случае образование считается неполным высшим, а обладатели дипломов вузов ЕС имеют проблемы с трудоустройством в Беларуси.
По словам Игоря Титовича, в Беларуси соблюдается принцип академической мобильности. Так, существует квотирование в рамках межгосударственных соглашений на получение высшего образования в вузах России, Китая, Германии. Там в прошлом году обучались 119 наших студентов (в 2010-м их было 109). В программе Erasmus Mundus участвовали более 200 студентов и 15 преподавателей.
Однако масштабы академической мобильности в Беларуси несравнимы с европейскими, подчеркнул Титович. Например, в Германии существует норматив, согласно которому 12% студентов должны обучаться в различных — не германских — университетах. Однако, отметил проректор РИВШ, с каждым годом у нас будут появляться новые возможности для того, чтобы отправлять студентов за рубеж.
Кроме того, в систему обучения в белорусских вузах будет постепенно вводиться система академических кредитов, а автономия вузов и академическая мобильность расширятся. По словам Титовича, в РИВШ уже есть проект инструкции об использовании зачетных образовательных единиц или образовательных кредитов в системе высшего образования. У нас будет использоваться функция переноса кредитов.
Так, к концу 2012 года в Беларуси планируется ввести европейское приложение к диплому о высшем образовании. Игорь Титович отметил, что речь идет об аналоге европейского приложения: «Истинное европейское приложение к диплому ввели всего лишь 16 государств, входящих в Болонский процесс».
Проректор по учебно-методической работе РИВШ пояснил, что это связано с экономическими вопросами: бланк приложения, который выпускает единственная фирма, находящаяся в Испании, стоит порядка 100 долларов. В этом году из-за технических сложностей выпускникам вузов выдадут приложение с опозданием — к концу лета.
О технике вхождения
Казалось бы, в Беларуси очевидно стремление к идеалам Болонского процесса. Однако, отмечает руководитель Агентства гуманитарных технологий, глава Рады международного консорциума «ЕвроБеларусь» Владимир Мацкевич, в своем стремлении вступить в Болонский процесс Беларусь напоминает человека, собравшегося сдавать экзамен на вождение автомобиля, не имея понятия о том, как его водить. Нельзя говорить о вступлении в Болонский процесс без концентрации на главных принципах Болонского процесса, подчеркивает эксперт.
Прежде чем говорить о включении Беларуси в Болонский процесс, «необходимо выучить правила движения в нем и научиться управлять образованием для его развития, а не деградации».
Мацкевич подчеркивает — вхождение в Болонский процесс подразумевает прежде всего наличие академических свобод и автономность университетов. Пока не решен принципиальный вопрос, техника вхождения значения не имеет.
Между тем Игорь Титович считает, что вышеупомянутые принципы являются лишь одними из 10 болонских. По его мнению, «несправедливо выделять главные элементы из них и считать, что академические свободы — № 1 в Болонском процессе». «Нет ни одного автономного университета, — отмечает Титович, — в который государство вкладывает деньги. Ни в одной стране нет университетов, которые были бы политически не ангажированы. Все зависимы в той или большей степени».
Член гражданской инициативы общественного Болонского процесса Владимир Дунаев отмечает, что в документах, которые регулируют Болонский процесс, сказано однозначно, что «условием участия в Болонском процессе является автономия университетов и академические свободы».
Дунаев подчеркивает, что в Болонских документах записано: финансирование государством образования не дает ему права влиять на политику университетов: «Если мы этого не признаем, все время будем оказываться в том положении, в каком оказались теперь, когда нас упрекают, что мы не выполняем главных условий вступления в Болонский процесс. Первое условие было выполнено еще в 1992 году, когда Беларусь подписала Культурную конвенцию. Проблемы со вторым условием — соответствовать целям и ценностям Болонского процесса. Мы пытаемся вступать туда, делая вид, что об этих ценностях ничего не знаем и знать не хотим».
По мнению Владимира Дунаева, Кодекс об образовании, вступивший в силу в 2011 году, лишает университетское сообщество каких-либо инструментов влияния на процесс управления вузом и «демонстрирует приверженность законодателя к превращению университетов в структуры государственного аппарата».
Сегодня в Беларуси ректоры, являющиеся руководителями советов вузов, не выбираются советом и не подотчетны академическому сообществу. Более того, одна из статей Кодекса обязывает участников образовательного процесса быть лояльными к государственной идеологии, что создает условия для политических манипуляций в сфере образования.
Вступление в Болонский процесс будет также затруднено, пока ректоры белорусских вузов находятся в списке невъездных в ЕС, считает Владимир Дунаев.
Условием вступления в Болонский процесс, таким образом, должно стать прекращение отчисления и применения иных форм наказания студентов за участие в политических акциях или в деятельности независимых, в том числе незарегистрированных, общественных организаций. К слову, по информации Игоря Титовича, из белорусских вузов в 2011 году было исключено 16 тысяч студентов. Были ли среди них те, кого исключили по политическим мотивам, Титович, как он сказал, не знает.
Вступим в Болонский процесс сейчас — откажемся от реформ?
Напомним, Министерство образования Беларуси 29 ноября направило в Болонский секретариат пакет заявочных документов на официальное присоединение к Болонскому процессу.
Общественный Болонский комитет 9 декабря отправил альтернативный доклад о неготовности белорусского высшего образования к включению в Европейское пространство. Главный посыл доклада заключается в том, что вступлению Беларуси в Болонский процесс должна предшествовать реформа системы образования.
Отметим, что рабочая группа Болонского процесса, заседание которой проходило 18-19 января в Копенгагене, пришла к выводу о неготовности Беларуси присоединиться к Европейскому пространству высшего образования.
Как отметила эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич, общественный Болонский комитет не против вступления Беларуси в Болонский процесс, но считает, что этому должны предшествовать реформы. Реальные, а не мнимые.
Игорь Титович же убежден в том, что важно сначала вступить в Болонский процесс, а необходимые преобразования можно проводить и после этого.
Владимир Дунаев уверен в другом: если Беларусь включат в Болонский процесс, то реформ в образовании может не случиться вовсе. Дело в том, что из Болонского процесса не исключают. Таким образом, для Беларуси может и вовсе отпасть необходимость обязательно проводить реформы. И тогда вхождение в Болонский процесс может стать фикцией, лишь приманкой для иностранных студентов, многие из которых уже теперь готовы ехать к нам учиться, однако с осторожностью относятся к тому, что мы вне Единого европейского образовательного пространства.
Таким образом, настаивают члены общественного Болонского комитета, сначала реформы — затем Болонский процесс.