Мнение: "Любой бизнес — большой или малый — должен быть социально ответственным". 21.by

Мнение: "Любой бизнес — большой или малый — должен быть социально ответственным"

28.06.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В минувшие выходные стала свидетелем такой сцены. Вдоль автомобильной трассы на Брест, недалеко от Столбцов, выстроились в длинную цепочку сельчане с лесными дарами — черникой, земляникой, а кое-кто уже и с грибами. Возле них одна за другой притормаживали иномарки — как-никак первая ягода! Но торговля почему-то шла довольно вяло. Судя по всему, горожане оказались не готовы к предложенным ценам.

— Дожили! — возмутился, пройдя вдоль ряда и ознакомившись с ценниками, интеллигентный мужчина. — Чтобы за литр черники просить 27 тысяч! По-моему, торговцы теперь только тем и заняты, что накручивают цены, словно соревнуясь: кто больше? Пора бы уже и совесть иметь.

— А вы возьмите ведро — и в лес! — тут же нашлась что ответить краснощекая молодица с ведром ягод. — Побегайте, поищите чернику, натрудите спину, вот тогда и скажете — 27 тысяч за литровую банку черники это много или мало?

Чтобы быть справедливой, напомню, что еще пару дней назад на Комаровке черная ягода продавалась по 40 тысяч за литровую банку. И брали ее не подъехавшие на приличных авто граждане, у которых нашлись средства на недешевое топливо, чтобы отправиться в поездку, а простые бабульки-пенсионерки с весьма скромными доходами.

Когда я поинтересовалась у одной из них, по карману ли ей такая покупка, милая старушка только и ответила:

— А что, доченька, сегодня дешево? Мне же натуральное лекарство на целый год будет, потому и покупаю.

Я еще подумала: какая-то странная ситуация получается. Мы покупаем нужный товар, не попытавшись поторговаться и сбить цену даже на рынке. Сложилась какая-то порочная практика — люди “обдирают” друг друга даже тогда, когда этого можно и не делать.

Что же происходит? Видимо, что-то внутри у нас перевернулось, изменилась психология, если за деньгами и прибылью многие перестали видеть людей и их нужды. Как ни печально, но  душевность и человечность исчезают бесследно, когда речь заходит о предполагаемой сиюминутной выгоде. На любом, даже бесплатно доставшемся продукте, многие хотят получить максимум прибыли. И делают это невзирая на лица и возраст покупателей. Ни у кого даже не возникает мысли продать дешевле стакан черники маме с малышом, которая вряд ли выберется в лес и у которой денег в обрез, или той же старушке-пенсионерке, свято верящей в целебную силу ягод. Выгода диктует поведение. Да простят меня многие, но до чего же мы стали жадными!..

А ведь было время, когда на Привокзальной площади в Минске сельские бабушки в сезон ягод за сущие копейки торговали лесными дарами. И было это по карману и студенту, и инженеру. Кулечек ягод в теплый летний день был для нас таким же традиционным лакомством, как прохладный лимонад или мороженое. Но сегодня все изменилось.

И сельчане теперь хорошо осведомлены, что черника, как, впрочем, и земляника, клюква, голубика, — ягода экспортная, ее стоимость за границей достаточно высокая, там наши лесные дары идут на ура. На Западе уже давно разобрались: лесные ягоды — это 100-процентно натуральный продукт! Растут без обработки химией, поэтому иностранцы хорошо понимают, за что платят.

Только вот многие из нас привыкли: все, что растет в лесу — бесплатное. Может, поэтому никак не хотим взять в толк, как можно продавать поспевшие к июню ягоды по такой цене? Хотя, конечно, понимаем, сколько придорожным торговцам пришлось потрудиться, чтобы собрать чернику или землянику. Ведь для некоторых из них сбор лесных ягод — неплохой заработок, но сезонный, прибыльный, но весьма скоротечный. Еще пару недель — и черника отойдет. Вот и спешат люди ягод собрать побольше и продать подороже. Хотя очевидно, что для большинства сельчан-торговцев продажа лесных даров — это еще и возможность решить свои проблемы: помочь детям в городе построить квартиру, платно выучить сына или дочь в столичном вузе, отправить ребенка в школу, собрать деньги на памятник умершему родственнику. Да мало ли существует причин? Для этих сельчан сезонный бизнес как палочка-выручалочка. Живая копейка, которая, к слову, не облагается никаким налогом... Снизь они немного цены — смотришь, и торговля пошла бы бойче, а ведь в деревне работы хватает, не целый же день с ведром ягод у дороги стоять...

Какими бы ни были причины, заставившие людей торговать, любой их бизнес — большой или малый — должен быть социально ответственным. И если никто кроме самих продавцов не регулирует цены на лесные дары, это не значит, что нужно, как говорят, пользоваться моментом. Ведь так можно дойти и до абсурда...

Давайте обсудим: оправданно ли то, что цена отечественных ягод, овощей и фруктов почти такая же, как заморских, а иногда и выше?

E-mail: natalia@ng.by

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика