По оценке Министерства труда, уровень малообеспеченности в Беларуси к концу 2012 года не превысит 7%. С учетом приближающихся парламентских выборов власти, к гадалке не ходи, заинтересованы в снижении данного показателя, как заинтересованы они и в позитивных настроениях в обществе в целом. Однако даже если и удастся задобрить население, удержать его в этом состоянии до конца года будет сложно, отмечают эксперты НИСЭПИ.
В Беларуси пороговое значение показателя уровня малообеспеченности (доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума) установлено в размере не более 10%. Как отметил заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, этот показатель определен Программой социально-экономического развития на 2011-2015 годы в качестве важнейшего индикатора экономической безопасности.
«Принимаемые в текущем году меры по поддержанию доходов населения (повышение зарплаты работников бюджетной сферы, пенсий, пособий семьям с детьми, предоставление государственной адресной социальной помощи) позволили переломить негативную тенденцию роста уровня малообеспеченности населения в стране», — сказал Ковальков 27 июля на заседании министерской коллегии.
Черта абсолютной бедности определяется бюджетом прожиточного минимума (БПМ), который представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательных платежей и взносов. Считается, что бюджет прожиточного минимума позволяет взрослому человеку потреблять 2400 калорий в день и оплачивать необходимые непродовольственные товары и услуги. То есть, не умереть.
Малообеспеченными считаются те, у кого доход ниже размера прожиточного минимума — 743 020 рублей (эта величина установлена с 26 апреля 2012 года). Размер государственной адресной социальной помощи (ГАСП) составляет сумму, которой не хватает до БПМ.
Основными получателями государственной адресной социальной помощи на протяжении многих лет являются многодетные и неполные семьи (в 2011 году их удельный вес в системе получателей ежемесячного и единовременного социальных пособий достиг 67,6%).
По данным Минтруда, в первом полугодии нынешнего года доля населения с доходами ниже БПМ составила 7,6%. Этот показатель ниже уровней малообеспеченности населения, сложившихся в третьем (7,8%) и четвертом кварталах (10,1%) прошлого года.
В сравнении с 2010 годом численность получателей ГАСП в кризисном 2011 году увеличилась на 33,1%, а сумма назначенной помощи — на 78,5%. Это обусловлено в первую очередь ростом (более чем в три раза) количества получателей единовременного социального пособия.
По данным Минтруда, в первом квартале 2012 года государственная адресная социальная помощь была назначена 66 520 человекам, из которых получили ежемесячное социальное пособие 53 433, единовременное — 8 102 человека, а 4 985 гражданам компенсировали оплату технических средств социальной реабилитации. Средний размер ежемесячной помощи составил 169 тысяч рублей, а единовременного пособия — 556,4 тысячи рублей.
Получается, государство сокращает уровень крайней бедности путем поддержки через социальные пособия. Однако если вести речь о стабилизации ситуации в целом, то, как отмечают эксперты Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс) в июньском обзоре, принятые в конце 2011 года меры в этом направлении близки к исчерпанию своего ресурса.
«На одной стабилизации курса рубля далеко не уедешь. Необходимо, чтобы количество реальных рублей (не порожденных инфляцией) на руках населения увеличивалось. А вот этого не наблюдается. Реальные располагаемые денежные доходы населения за январь-апрель по отношению к аналогичному периоду прошлого года, если верить официальной статистике, составили 99,9%», — говорится в исследовании.
Как изменилось Ваше личное материальное положение за последние три месяца?, %
вариант ответа
03'11
06'11
09'11
12'11
03'12
06'12
улучшилось
17,2
1,6
5,1
7,1
15,3
12,8
не изменилось
54,8
23,2
20,0
31,3
43,4
54,7
ухудшилось
26,9
73,4
73,7
59,8
40,6
31,9
ИМП*
-3,7
-71,8
-68,6
-52,7
-25,3
-19,1
* Индекс материального положения (разность положительных и отрицательных ответов)
Эксперты подчеркивают, что увеличение Индекса материального положения сопровождалось снижением доли респондентов, отметивших улучшение своего материального положения за последние три месяца: «Подобное наблюдается крайне редко. Виной тому рост на 11,3 пункта доли респондентов, чье материальное положение не изменилось».
Считаете ли Вы, что белорусская экономика находится в кризисе?, %
вариант ответа
09'11
12'11
03'12
06'12
да
87,6
81,5
77,2
71,7
нет
8,0
8,0
15,1
21,5
ЗО/НО
4,4
10,5
7,7
6,8
Несмотря на существенное снижение доли респондентов, утверждающих, что белорусская экономика продолжает находиться в кризисе (-15,9 пункта с сентября 2011 г.), доля утвердительных ответов по этому вопросу все равно в 3,3 раза превосходит долю ответов отрицательных.
И это несмотря на поддержку государством бюджетников, пенсионеров и студентов.
Повышение ставки первого разряда в бюджетной сфере в первую очередь способствовало увеличению зарплат тех, кто меньше зарабатывал, отметил в комментарии для Naviny.by экономист Леонид Злотников. Кроме того, была поднята планка размера минимальной зарплаты.
«Эта политика была ответом на то, что много людей с невысоким достатком оказались в тяжелом положении в 2011 году. Это делалось для того, чтобы в обществе была стабильность, чтобы не было бунтов», — отметил Злотников.
Экономист обратил внимание также на то, что во время предвыборной кампании повышение зарплат более чем уместно для поддержки действующей власти и является для нее выигрышной картой: «Народ не злопамятный. Ему сегодня дали больше, он пошел и проголосовал, как следует».
Эксперты НИСЭПИ также указывают на то, что с учетом приближающихся парламентских выборов власть, несомненно, примет меры для изменения пессимистических оценок в обществе, но удержать их на желаемом уровне до конца года будет сложно.