Как Беларуси эффектно перейти от советской модели высшей школы к европейской?
02.08.2012 02:00
—
Новости Общества
|
Как Беларуси эффектно перейти от советской модели высшей школы к европейской? http://newsinworlds.ru Белорусские студенты уже почувствовали "неучастие" страны в Болонском процессе Как отмечают специалисты, главное в Болонском процессе - понятность и сопоставимость существующих образовательных систем, возможность лёгкого пересчёта одной системы в другую, что позволяет студентам часть учёбы проводить в университетах других стран, делает их учёбу интересной и открывающей много возможностей. По словам начальника отдела признания документов Республиканского института высшей школы (РИВШ) Инны Мицкевич, во многих европейских вузах принято, что минимум 20% всех студентов обязательно должны пройти часть учебы в университете другой страны: для этого необходимо, чтобы национальная система образования была построена с соблюдением единых принципов. Еще одним важным инструментом Болонского процесса является общая система оценки трудоемкости учебных курсов (European Credit Transfer System - ECTS). ECTS позволяет структурировать образовательные программы и сделать их "легко читаемыми" и сравнимыми для всех студентов - местных и зарубежных. Эта система у нас также разработана и внедряется в учебный процесс: в образовательных стандартах магистратуры учебная нагрузка уже отражена в зачетных единицах, сопоставимых с ECTS. С 2012 года в самой популярной программе обмена Erasmus Mundus примут участие 11 белорусских вузов, тогда как еще год назад их было всего пять. Но так ли просто будет студентам потом получить признание "европейских" семестров в родном белорусском вузе? Как рассказала TUT.BY студентка 4-го курса БГУ Алёна, в прошлом году она наконец-то осуществила свою мечту и поехала учиться по Erasmus Mundus в Вильнюсский университет, но всё оказалось сложнее, чем она думала. "Проблема в том, что эти семестры в Беларуси не признаются. Когда работает система ECTS-кредитов, то по окончании семестра студент получает свои кредиты и возвращается в свой университет, где они признаются. Для меня эту учебу БГУ не признаёт, и когда я приеду, то буду сдавать еще одну сессию. Придется как бы "навёрстывать" упущенное. Сама поездка оформляется просто как командировка". Как отмечает Инна Мицкевич, проблема признания периодов образования (например, семестров, пройденных в иностранном вузе) чрезвычайно актуальна и для стран Европейского пространства высшего образования. Чтобы ее решить, направляющим и принимающим вузам необходимо совместно составлять и согласовывать учебную программу. Белорусским преподавателям надо активно учить английский Недавно белорусские специалисты побывали в Грузии ( Как считает член общественного Болонского комитета профессор Владимир Дунаев, сейчас Беларуси нужно равняться именно на грузинскую модель образования – самую либеральную на постсоветском пространстве. Важно отметить, что грузинские школы и вузы наделены статусом юридического лица публичного права, они являются автономными образованиями и свою финансовую деятельность проводят самостоятельно. По словам Дунаева, поддерживается такая система за счёт того, что управление вузами в Грузии децентрализовано, а руководство вузов - ответственно перед академическим сообществом и общественностью, а не перед начальниками из министерств. Именно поэтому должность ректора должна быть выборной, подчеркивает эксперт. Правда, в частных вузах Грузии политику вуза определяет собственник, и, например, системы контроля за соблюдением свобод студенческого самоуправления, академических свобод, за отсутствие которых Беларусь не включили в Болонский процесс, там практически нет. Когда белорусская делегация стала интересоваться, есть ли у них Сенат или академический совет, то многие отвечали, что таких "структур" у них нет. Важно, что развитое студенческое самоуправление, как и соблюдение академических свобод даёт студентам и преподавателям право влиять на учебный процесс, а не исполнять приказы "сверху". Что еще интересно - в Грузии введено ваучерное финансирование с правом выбора как школ, так и вузов, в том числе частных. Размер государственного ваучера для обучения в вузе зависит от результатов Единого государственного экзамена: при наивысших баллах государство выделяет грант на 30-100% - он и покрывает расходы на обучение. Кстати, стоимость обучения в государственных вузах едина. "Грузинский опыт нам надо изучать подробно, он полезен нам, и показывает, как можно быстро и эффективно перейти от советской модели высшей школы к европейской, не растягивая этот процесс на десятилетия. В 2005 году Беларусь вполне могла вступить в Болонский процесс вместе с Украиной и другими, если бы не резкий поворот от интернационализации высшего образования к его самоизоляции. Потеряно почти 10 лет!" - отмечает Дунаев. Вместе с тем, есть мнение, что подходить к либерализации высшего образования нужно аккуратно, ведь в Грузии в начале 2000-х годов с переходом на новую систему тоже пришлось наломать немало дров. Как рассказала TUT.BY Нино Джавахишвили, которая в годы перестройки сферы высшего образования работала в Национальном центре по совершенствованию качества образования, когда в Грузии высшее образование сразу "отпустили" на свободу, то университеты в стране стали открываться чуть ли не каждый день. Причем и в виде ОАО, и в виде НГО, и т.д. "Когда мы провели рейд по всем вузам, то взялись за голову. В результате пришлось закрыть 240 таких "вузов", в которых разрабатывались какие-то свои образовательные стандарты. На то, чтобы университеты поняли, как им правильно распоряжаться своей свободы, ушло немало времени". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Есть мнение, что система образования Беларуси не хуже тех стран, которые уже присоединились к Болонскому процессу. Так ли это? |
|