Как молодой учитель отрабатывает распределение в деревне на краю страны. 21.by

Как молодой учитель отрабатывает распределение в деревне на краю страны

23.12.2012 12:52 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как молодой учитель отрабатывает распределение в деревне на краю страны

Наталья Костюкевич / TUT.BY
У студента пятого курса геофака БГУ Дениса Румачика планов на будущее не было. Судьба нашла его сама и занесла на край страны. Почти четыре месяца молодой учитель отрабатывает распределение после университета в деревенской школе в 8 км от украинской границы. Преподает географию, биологию, астрономию и медицинскую подготовку у девочек.

Мы съездили в деревню Повитье Кобринского района и посмотрели на то, чего боится большинство белорусских студентов.

"Выхожу из автобуса – и вижу огромное кладбище. Вот мое первое впечатление!"

Мы сидим на кухне трехкомнатной квартиры в поселке Ореховский Кобринского района. Здесь Денис снимает комнату у Марии Степановны за 200 тысяч в месяц. Жилья в деревне, где отрабатывает распределение, не нашел. Каждый день до школы добирается на маршрутке. Ехать – 10 минут.

Желтый свет лампы падает на бурлящий чайник. Парень по-хозяйски делает мне кофе и поставленным учительским голосом рассказывает о том, как стал Денисом Григорьевичем.
 



- Я родом из Кобрина. В Минске по распределению оставаться не хотел. А то жил бы, как студент – снимал квартиру на несколько человек и теснился по двое в комнате. Нужно нормально жить, а не то, чтобы вся зарплата уходила на аренду квартиры, - говорит он.

Сегодня Денис зарабатывает около 2,5 млн. Из них 225 тысяч – доплата за статус "молодого специалиста". По его словам, зарплата - гроши. Протянуть два года распределения можно, потом нужно что-то искать.

В школу Денис попал не совсем случайно. На распределение в университет принес письмо из отдела образования Кобринского райисполкома. Думал, что будет работать в городе или хотя бы недалеко от Кобрина. Жизнь решила иначе. В августе ему сказали, что поедет преподавать в деревню Повитье – за 50 км от города. Обнадеживало лишь то, что деревня большая – около 1 500 жителей.

"Помню, как приехал знакомиться с директором школы. Выхожу из автобуса, вижу огромное кладбище. Вот мое первое впечатление! Еще в памяти одна картина, как директор повел показывать дом, в котором можно пожить первое время. Хозяин открывает дверь, а там паутина, туалет на улице вообще разваленный, в колодце непонятно какая вода. Я подумал: здесь жить точно не буду!" - не скрывает эмоций Денис.

В школе преподавателей не хватало, поэтому Денису предложили вести сразу географию, биологию, медицинскую подготовку у девочек, астрономию и стать классным руководителем у 10 класса.

"В школе не виноваты, что так получилось. Они пишут в отдел образования, что не хватает учителей. Но если им не прислали молодых специалистов? Ладно, уроки вести: план конспекта написал и считай - все. Но больше всего я не хотел классного руководства. Нужно проверять дневники, журналы, заполнять табель посещения столовой, ходить по домам учеников… Как-то проводил родительское собрание, и у меня родители спрашивают, как бороться с курением, пускать или не пускать детей на дискотеку… А я что? У меня, что - дети есть, кого я когда воспитывал?", - говорит он.



…Денис занимает самую маленькую комнату в квартире Марии Степановны. Диван, трюмо, телевизор – обстановка без пафоса. Сейчас молодой учитель проверяет контурные карты. Говорит, что ученики часто друг у друга списывают, в своем большинстве учиться не хотят…

Парня клонит ко сну. А значит, проверять тетрадки и готовить планы уроков придется завтра утром.


"Кричать на детей не могу. Поэтому они приседают и отжимаются"

В 6 утра я встречаю Дениса на кухне. Кажется, с вечера ничего не изменилось – тот же чайник, тот же кофе, те же тетрадки. Завтрак молодого учителя не особо разнообразный – глазированный сырок. Говорит, что ему хватает. Я стараюсь поверить.

"Дети сейчас очень безграмотно пишут. Не знаю, почему. А бывает что-то недослышат… Как-то попросил сделать доклад по биологии про жука-сенокосца. Девочка выходит к доске и говорит: "Раннее утро. Идут бабы с граблями…" О чем она? Смотрю конспект, а у нее записано, что доклад на тему "Сенокос", - улыбается Денис.

В 7.20 мы стоим на остановке в ожидании маршрутки. 2 500 рублей, 10 минут – и ты в Повитье. Мороз такой, что не чувствуешь ни одного запаха и быстрее скрипишь по снегу до школы.







Первый урок – биология в 6-м классе.

"Поначалу после уроков в этом классе выходил вспотевший, голосовые связки порваны… Дети кричат, бумажки летят, этот ручку забрал, тот - дневник, а у меня голова раскалывается… Я их любя, называю анархистами, а они все время спрашивают: кто это такие?", - говорит Денис.

В коридоре нас встречают три мальчика. "Денис Григорьевич, Коля и Дима (имена изменены – TUT.BY) на ваш урок специально опоздают. Только вы не говорите, что мы вам рассказали!", - просят дети.







Сегодня последнее занятие в четверти. Можно исправить оценки, ответив на вопрос "Дзе жывуць пратысты?". Пока одни отвечают, другие играют "на щелбан" или прячут пенал от одноклассницы. Класс просторный, детей много. В школе всего 200 учеников, и все эти дети из одной деревни.

"Здесь просто рожают детей. В деревне есть баптисты, так у них бывает по семь детей в семье, а есть пары, где, как и в городе, по одному ребенку", - уточняет Денис.

Вот и опоздавшие мальчики пришли на урок. Денис в кабинет их впускает, но просит отжаться от пола. Они смеются, сопротивляются, но пару раз отжимаются.
 
"Кричать на детей не могу. Поэтому я ввел такое правило: кто ругается матом, оскорбляет одноклассников, опаздывает – делают физические упражнения. Девочки – десять раз приседают, мальчики – десять раз отжимаются. В течение урока все равно нужно проводить физкультминутку, вот для них это и разминка", - говорит он.




Денис подходит к мальчикам за последней партой и просит отдать мобильные телефоны. "Мобильниками" пользоваться в школе запрещено. Поэтому их забирают, относят в учительскую, а после занятий отдают. Мальчикам, конечно, не нравится, но Денис Григорьевич, как камень. Доля секунды - и телефоны у него в руках.




Оценки за четверть выставлены. Учитель достает свой ноутбук. Ребята сразу же отодвинули первую парту ближе к доске, а сами расселись вокруг нее. Сейчас они будут смотреть видео с Youtube о том, как очищают воду.

"Я им всегда что-то показываю. Хочется, чтобы дети знали больше, чем написано в учебниках", - делится Денис.







"Но вдруг вы узнали, что парень любит другого парня. Что изменится?"

Запах школьной столовой делает меня молодой и энергичной. Сегодня - пюре, сосиска, половинка маринованного огурца и кисель. Возле умывальника – жидкое мыло, на столах - салфетки. Питание в школе бесплатное. Морковку, картофель, свеклу - заготавливают самостоятельно. Дети старших классов летом особенно близки к сельскохозяйственной теме - выходят на прополку школьных соток.

После сосиски и пюре следующий урок у Дениса - география в 9-м классе. 




Обучение в школе на белорусском языке. Молодой учитель на уроках говорит только на белорусском, дети – отвечают преимущественно по-русски.

- Як будзе "чай" па-беларуску? - спрашивает он.

- Чай, тэа! – кричат дети.

- Гарбата! – не выдерживает Денис Григорьевич.

- Кто гарбаты? – переспрашивает кто-то из школьников.
 



"Не любят "мовы". А вот на переменах общаются на местном – полесском диалекте. Так у меня душа радуется, когда слышишь: "дОску вЕтэрла?", "шо сЁня у столОвой смАчьного е?", "пИдешь у магАзин?" - говорит Денис.

После урока мы идем в учительскую. Там Денис делит рабочий стол с молодой учительницей немецкого языка. На столе лежит анонимное письмо от детей с личным вопросом: собирается ли он жениться?





Жениться Денис не собирается. Сегодня его сердце свободно. Да и времени искать спутницу жизни нет – после работы учитель спит, проверяет тетрадки, готовится к урокам. Жизнь – как день сурка.

Чтобы как-то разнообразить учебный процесс и понять, что думают дети по тому или иному поводу, Денис проводит анкетирование.

"Как-то раздал анкету, где были вопросы о том, как бы они отнеслись к людям с другой сексуальной ориентацией или религиозными взглядами. Оказалось, что некоторые из школьников абсолютно не толерантные. И я на примере попытался объяснить, что нужно быть терпимее к людям. Говорю им, представьте, пришел парень. Вы к нему хорошо относитесь, но вдруг вы узнали, что он любит другого парня. Что изменится? Это же один и тот же человек. И буквально минуту назад вы его считали хорошим", - рассказывает Денис.




Мне пора на маршрутку, Денис решил проводить. Идем и обсуждаем его дальнейшие планы на сегодня - репетицию новогодней сценки с 10-м классом, где он классный руководитель. "Они, как мои дети, понимаешь. До этого у них классная руководительницы была. Уехала мама, приехал папа…", - говорит он. И почему-то вспоминает, как периодически ходит по домам, где живут "его дети": "Одни очень хорошо живут. У других - родители пьют, и, конечно, там условия соответствующие. Как я смогу воспитать человека, если он дома видит такое? Я же не живу с ним вместе".

Этот учительский опыт Денис считает интересным, но остаться после распределения в школе не планирует. Хотя и школа, и коллектив ему нравятся. Но перспектив для себя не видит.

- А что будешь делать? – спрашиваю я.

- Я никогда не загадываю, может, вообще из страны уеду! Не знаю… Отдамся судьбе.




 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почти пять месяцев молодой учитель отрабатывает распределение в деревенской школе в 8 км от украинской границы. Преподает географию, биологию, астрономию и...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика