В Беларуси 1 ноября увеличится размер пенсий. Средняя пенсия по возрасту составит 2 млн. 295 тыс. рублей. Пенсионеры не разбогатеют и к реформе пенсионной системы страна не приблизится.
В соответствии с указом президента от 21 октября 2013 г. № 478 «О повышении пенсий» с 1 ноября 2013 г. средняя заработная плата, применяемая при перерасчете пенсий, увеличена на 5,4% до 4 млн. 723,9 тыс. рублей. Произведен соответствующий перерасчет трудовых пенсий.
В результате перерасчета трудовая пенсия по возрасту увеличится в среднем на 5,3% и составит 2 млн. 295 тыс. рублей. Как сообщает Минтруда, повышение пенсий коснется 2,4 млн. человек. Расходы Фонда социальной защиты населения на выплату пенсий в повышенных размерах с ноября увеличатся на 274,3 млрд. рублей в расчете на месяц.
В предыдущий раз трудовые пенсии увеличились 1 июля в среднем на 10,2%. Грядущее повышение значительно скромнее — всего на 5,3%, а учитывая темпы инфляции — и вовсе никакое.
В июле по сравнению с июнем рост цен составил 1%, в августе по сравнению с июлем — 0,7%, а в сентябре по сравнению с августом — 1,7%. Таким образом, при повышении пенсии относительно июльской на 5,3% инфляция за этот период составила 3,4%, а значит, реальное повышение пенсий (в среднем) составит не более 1,9%.
Согласно прогнозу Всемирного банка, в последующие годы инфляция в Беларуси будет оставаться на достаточно высоком уровне. Как отмечено в экономическом обзоре Всемирного банка, представленном общественности 22 октября, инфляция в Беларуси в 2014 году составит 15,2%, в 2015-м — 16,2%. Это означает, что государство должно будет адекватно увеличивать и размеры пенсий, иначе многие пенсионеры окажутся если не за чертой бедности, то очень близко к ней.
Да и сегодня старикам на пенсию не разгуляться. В работе Исследовательского центра ИПМ «Бедность и социально уязвимые группы в Беларуси» (сентябрь 2013 года) отмечается, что социальные трансферты, в том числе пенсии, составили в 2012 году 21,2% от всех денежных доходов населения. Увеличение веса пенсий связано с более быстрыми в течение года темпами их роста относительно заработной платы. В реальном выражении они выросли на 26,6%. Ускоренный рост пенсий стал результатом низкой базы 2011 года, когда реальная пенсия в отличие от заработной платы сократилась (на 6,5%).
Минимальная пенсия по возрасту в декабре 2012 года превышала средний бюджет прожиточного минимума на 45,4%, а средний размер черты абсолютной бедности, применяемой в отчете ИПМ, составил в 2012 году 946,6 тыс. рублей в месяц. Уровень абсолютной бедности среди людей старше 65 лет по-прежнему достаточно низок: в 2012 году он составил 2%. Даже в 2011 году во время кризиса доля абсолютно бедных среди пожилого населения была всего 2,5%.
Эксперты объясняют это особенностями системы пенсионного обеспечения Беларуси: «С одной стороны, она гарантирует пожилым людям доход, превышающий черту абсолютной бедности, даже если они получают минимальную трудовую пенсию. С другой стороны, пенсионная система характеризуется низкой дифференциацией, и средний размер пенсии ненамного выше минимального уровня».
Быстрый рост пенсий в 2012 году привел к снижению уровня относительной бедности, хотя он по-прежнему остается достаточно высоким — 16,3% в прошлом году. Эксперты полагают, что сохранение столь же высоких темпов «в 2013 году вряд ли возможно из-за сложной макроэкономической ситуации и ограниченных ресурсов ФСЗН, что не позволяет решить проблему социальной уязвимости пожилых людей в краткосрочной перспективе».
Вместе с тем, относительно других слоев населения благосостояние пенсионеров оставалось достаточно низким. Наиболее благоприятное положение наблюдается у работающих пенсионеров: уровень относительной и абсолютной бедности среди них составляет 1,2% и 1,7% соответственно. Эксперты делают вывод, что сохранение занятости в пенсионном возрасте (одновременное получение зарплаты и пенсии) является эффективной стратегией преодоления относительной и абсолютной бедности, особенно принимая во внимание относительно низкий пенсионный возраст, позволяющий многим продолжать работать после выхода на пенсию.
Широко распространены практики сохранения занятости с одновременным получением пенсий в Минске. Такую стратегию выбирает 31,4% жителей столицы в пенсионном возрасте, тогда как в среднем по стране этой стратегией пользуется лишь 20,3% пенсионеров.
Так или иначе, за всеми повышениями пенсии в стране не прослеживается главное — стратегия пенсионного обеспечения на годы вперед. Между тем, демографическая нагрузка на трудоспособное население в Беларуси может создать в недалеком будущем ситуацию, когда Фонд социальной защиты населения будет испытывать дефицит ресурсов. Поскольку пенсия в Беларуси выплачивается по принципу солидарности поколений, то есть формируется за средства работающих, грядущее уменьшение числа трудоспособного населения — небезопасная перспектива.
Как считает главный научный сотрудник Института экономики Национальной академии наук, доктор социологических наук, профессор Людмила Шахотько, тенденция сокращения роста лиц трудоспособного возраста в Беларуси продолжится не менее 15-20 лет. Кроме того, в ближайшие годы начнет уменьшаться не только численность, но и доля населения в трудоспособном возрасте.
По итогам переписи 2009 года, в Беларуси достаточно высокая доля населения в трудоспособном возрасте — 5 млн. 853 тыс. человек, или 62% населения страны. Однако не все люди в трудоспособном возрасте в силу различных причин заняты в экономике. Так, в январе-мае 2013 года в экономике страны было занято 4 млн. 538,2 тыс. человек. Таким образом, из игры выбыло более 1,2 млн. человек.
Многие из этих людей будут через определенное время претендовать на пенсию. С прицелом на такую категорию населения в Беларуси увеличен минимальный страховой стаж для назначения трудовой пенсии. С 1 января 2014 года право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов в ФСЗН в течение не менее 10 лет. Ранее этот срок ограничивался пятью годами.
В комментарии Министерства труда говорится, что нововведение «будет способствовать легализации занятости на рынке труда и ограничению иждивенческих устремлений».
Так-то оно так, только косметическими мерами глобальные проблемы в пенсионной системе не решишь.