Более четверти занятых в общественном производстве белорусов работают не по специальности, полученной при обучении. Таковы данные исследования "Молодежь Беларуси на рынке труда и в системе трудовых отношений", проведенного весной-летом 2013 года Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Литва) при поддержке Белорусского Шумановского общества (Польша).
Социолог Александр Соснов отметил на презентации исследования 6 ноября в Минске, что основная причина этого - недостаточный уровень оплаты труда по ряду специальностей. С другой стороны, он констатировал, что существующая в стране система подготовки кадров слабо учитывает потребности общественного производства.
Характерно, что большая часть работников, особенно молодых, не удовлетворены своей текущей работой и хотели бы ее сменить. Основные причины - отсутствие перспектив решения жилищных проблем, низкий уровень оплаты труда, отсутствие возможностей карьерного роста.
Решение этих проблем многие видят в переходе из государственного сектора общественного производства в негосударственный.
Согласно исследованию, значительная часть молодежи имеет опыт работы как в государственной, так и в негосударственной сфере. Однако "в будущем многие предпочли бы работать не на государственном предприятии".
Молодежь констатирует случаи нарушения прав на трудовом месте, но не готова их защищать, отметил Соснов. Профессиональные союзы, прежде всего официальные, не оказывают трудящимся должной помощи в конфликтах с работодателями, не обеспечивают защиту их трудовых прав, в результате чего их значение для работников девальвировано.
Между тем молодые люди не понимают сути профсоюзного движения: каждый второй, например, полагает, что финансировать профсоюз должно государство.
Исследование показало, что готовность уехать работать в другую страну выразили 61,7% опрошенных белорусов в возрасте от 18 до 30 лет.
Как отметил основатель НИСЭПИ социолог Олег Манаев на презентации исследования 6 ноября в Минске, можно констатировать высокую ориентацию белорусской молодежи на заграницу. Если среди представителей старших поколений в поисках удовлетворяющего места работы готовы уехать в другую страну 27%, а не готовы 68,7%, то среди молодежи это соотношение почти обратное: 61,7% против 33,4%.
Манаев высказал мнение, что "это говорит не столько о близости западных ценностей и образа жизни, сколько о готовности сбежать подальше от белорусской реальности".
Практически полная включенность белорусской молодежи в интернет, по мнению эксперта, "свидетельствует, скорее всего, также не столько об ее интересе к большому миру, сколько о том же уходе от реала в виртуал".
Манаев отметил, что "низкий уровень жизни в стране, бесперспективность в трудовой сфере, излишняя зарегулированность трудовых отношений заметно исказили приоритеты жизненных ценностей населения, особенно молодежи, переориентировав их в меркантильную сторону в ущерб традиционным общечеловеческим".
Манаев высказал мнение, что "это говорит не столько о близости западных ценностей и образа жизни, сколько о готовности сбежать подальше от белорусской реальности".