Белорусы плохо ориентируются в финансовых продуктах, но любят сберегать - исследование. 21.by

Белорусы плохо ориентируются в финансовых продуктах, но любят сберегать - исследование

10.12.2013 13:18 — Новости Общества | БелТА  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: БелТА

Белорусы плохо ориентируются в финансовых продуктах, но любят сберегать - исследование
10 декабря, Минск /Анна Кот - БЕЛТА/. Портрет белорусского пользователя финансовых услуг представили сегодня журналистам в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.

В июле-августе 2013 года государственное научное учреждение "Институт социологии Национальной академии наук Беларуси" провело опрос белорусских граждан по теме: "Финансовая грамотность населения Республики Беларусь". Это исследование стало возможным в рамках проекта компании VISA, Национального банка и агентства USAID. Опрос проводился среди взрослого населения по национальной репрезентативной выборке объемом 1,5 тыс. человек. Респондентам предлагалось ответить на 60 вопросов по методике, используемой при проведении аналогичных исследований Всемирным банком в соседних государствах и адаптированной с учетом особенностей белорусского финансового рынка.

Согласно результатам исследования, портрет белорусского пользователя финансовых услуг выглядит примерно так: типичный пользователь финансовых услуг плохо ориентируется в финансовых продуктах, пользуется только несколькими основными услугами (оплата коммунальных платежей, обмен валют, платежи через платежные терминалы, кредиты, текущий банковский счет), предоставляемыми финансовым сектором и слабо информирован о механизмах защиты своих прав в финансовой сфере.

Как правило, респонденты оценивали свой уровень владения финансовыми вопросами выше по сравнению с тем, насколько на деле были способны ориентироваться в финансовых вопросах. Например, около 60% опрошенных охарактеризовали свой уровень финансовой грамотности как "удовлетворительный", "хороший" либо "отличный", в то время как ответы на тестовые вопросы по финансовой грамотности показали, что в реальности среди опрошенных таких оказалось намного меньше: чуть более 40% согласно тесту по финансовой математике и около 35%, если судить по тесту на финансовую осведомленность.

Около 17% опрошенных имеют негативный опыт получения финансовых услуг. Чаще всего этот опыт связан с размещением денежных средств в банковский вклад/депозит и получением потребительского кредита. Почти 40% опрошенных уверены, что при разрешении их возможного конфликта с финансовой организацией будут учтены интересы обеих сторон. Около трети опрошенных настроены пессимистично, выразив убеждение, что конфликт будет разрешен в пользу финансовой организации.

Большинство белорусов не считает важным ведение подробного учета своих доходов и расходов, хотя многие из них в целом ориентируются в том, сколько зарабатывают и тратят.

Почти 3/4 опрошенных имеют желание и возможность сберегать денежные средства. Большая часть из них придерживается стратегии остаточного сбережения, откладывая денежные средства, остающиеся после совершения всех необходимых трат на ежедневные нужды. Для остальных наличие сбережений является приоритетным, и они тратят на удовлетворение повседневных потребностей ту часть семейного бюджета, которая остается после того, как некоторая сумма уже отложена. Доля респондентов, которые тратят все средства на текущие нужды и ничего не откладывает на сбережения, составила около 30%. Ведущим мотивом сберегательного поведения для 57,4% опрошенных, откладывающих часть дохода на сбережения, является накопление денег на черный день. Более трети из тех, кто имеет возможность и желание откладывать деньги, делают накопления для улучшения своей жизни в будущем. Около 20% - для того чтобы быть финансово независимыми либо с целью оставить что-то в наследство своим детям. Для получения дополнительных доходов в виде процентов по вкладам, прироста стоимости акций, облигаций свои сбережения используют чуть более 10% опрошенных.

В качестве основной причины, не позволяющей сберегать деньги, большинство респондентов (почти 2/3) отметило невысокий уровень дохода. Не видят смысла в накоплении денежных средств 14,2% опрошенных, а 8,8% в качестве причины отсутствия у них сбережений называют недоверие к финансовым организациям. Невозможность отказаться от удовольствия совершения покупок препятствует формированию сбережений у 6,4% респондентов.

Более трети респондентов не отслеживают изменения на финансовых рынках. Около четверти опрошенных регулярно интересуется изменением уровня инфляции, изменением размеров пенсий, социальных выплат и налоговых льгот, процентных ставок по кредитам.

Информация, касающаяся динамики процентных ставок по вкладам и изменений на рынке недвижимости, востребована среди почти 20% респондентов. Реже всего белорусы интересуются колебаниями цен на нефть, золото, драгоценные металлы, а также изменением котировок и индексов фондового рынка (менее 10%).

Около половины опрошенных отметили, что у их семей хватает средств на питание и одежду, однако возникают трудности с покупкой товаров длительного пользования. Не испытывают трудностей с приобретением товаров длительного пользования 17,3% опрошенных, но очень дорогие покупки для них являются проблемой. Достаточно дорогие вещи могут себе позволить лишь 1,2% опрошенных. Тяжелое материальное положение, недостаток денег даже на питание испытывают около 5% опрошенных.

Результаты исследования показали, что существует серьезная необходимость дальнейшего развития и реализации на государственном уровне комплекса мер по повышению финансовой образованности населения, а программы обучения финансовой грамотности должны быть ориентированы на разные группы населения, учитывать их потребности и возможности в финансовой сфере (люди старшего возраста, граждане с низким уровнем образования, школьники, студенты, жители сельских населенных пунктов).-0-



БЕЛТА о новостях в стране и мире

 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Около 60% опрошенных охарактеризовали свой уровень финансовой грамотности как "удовлетворительный", "хороший" либо "отличный", в то время как ответы на тестовые...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика