Ловушка для невидимки F-117. 21.by

Ловушка для невидимки F-117

11.04.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

О неизвестных подробностях уничтожения американских бомбардировщиков-невидимок в небе Югославии

Исполнилось 15 лет с тех пор, как в Белграде, Нови-Саде, Нише, Подгорице и других сербских городах завыли сирены воздушной тревоги, оповещая жителей Югославии о том, что почти два десятка западных стран развязали против них полномасштабную военную кампанию. Без решения Совбеза ООН, фактически вытерев ноги о международное право, НАТО в течение 11 недель утюжило мирные города, безжалостно уничтожая гражданскую и военную инфраструктуру. То, что на Западе впоследствии назовут «гуманитарной интервенцией», на самом деле не имеет к гуманизму ни малейшего отношения — 78 дней бомбежек унесли жизни трех тысяч человек, среди которых две трети составили мирные жители.

Как известно, итогом натовской агрессии стали окончательный развал Югославии, а также одностороннее провозглашение независимости Косова под руко-плескания Вашингтона и большинства европейских столиц. При этом остается только удивляться неприкрытому лицемерию западных политиков, которые сегодня обвиняют в нарушении норм международного права Россию, в состав которой по итогам всенародного референдума и без практически единого выстрела вошел Крым. Возможно, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах позабыли, кто именно без лишних угрызений совести пошел на использование кассетных и графитовых бомб, а также авиационных снарядов с обедненным ураном против суверенного центральноевропейского государства?

Сегодня в столице нынешней Сербии о «гуманитарных бомбежках» не напоминает практически ничего. Заново отстроены разбомбленные НАТО мосты через Дунай, восстановлен уничтоженный вместе с 16 журналистами телецентр. Даже стенд в военном музее Калемегдан, посвященный натовской агрессии, занимает не более трех квадратных метров.

«Эхо войны» отчетливо чувствуется лишь на улице Князя Милоша, где разрушенное здание генерального штаба до сих пор шокирует белградцев зияющими окнами и видом обрушившихся при попадании бетонобойных бомб пролетов. «РГ» встретилась с отставным подполковником 250-й зенитно-ракетной бригады Джордже Аничичем в кафе неподалеку от развалин генштаба. Название заведения — «Полет» — как нельзя под стать теме нашего разговора. Ведь именно этот человек уже на третий день войны, командуя своим подразделением ПВО, одержал знаменитую победу в югославском небе. Ракета, выпущенная из советского комплекса С-125, поставила жирную точку на полете широко разрекламированного американского бомбардировщика-невидимки F-117 и показала всему миру решимость маленькой страны защищать свой суверенитет. Спустя 15 лет после тех драматических событий сербский зенитчик в неизвестных ранее подробностях рассказал об обстоятельствах уничтожения «Стелса».

— Как лично для вас началась война с НАТО?

— Наше командование объявило военное положение 23 марта около 22.00. Все офицеры вернулись в расположение своих частей, поскольку у нас были достоверные сведения о неминуемом нападении НАТО. За несколько часов до начала бомбежек мы переместили людей и технику на запасные позиции с тем, чтобы избежать потерь и не попасть под первый удар. Расчет оказался верным — пока мы были на марше, наша основная позиция подверглась удару крылатых ракет, которые уничтожили склады и ложные цели, специально оставленные нами. Всю ночь 24 марта мы были на марше и не могли действовать. На следующий день техника была размещена на новых позициях и переведена в полную боевую готовность. 25 марта в восемь часов вечера начали поступать сигналы воздушной тревоги. А 26 марта я приказал принести бревна длиной в четыре-пять метров, чтобы замаскировать командный пункт дивизиона. На следующую ночь был сбит F-117.

— Каким образом удалось уничтожить якобы невидимый для радаров самолет?

— Применив тактический прием, мы разместили несколько имитаторов излучения радаров ПВО и создали ловушку для самолетов НАТО. Впоследствии, проведя анализ полета сбитого нами «Стелса», мы выяснили, что в ту ночь в направлении нашей позиции двигались три таких самолета. Они пришли с юга и шли точно по курсу нашего имитационного излучения. Их заданием было уничтожить батареи ПВО, поскольку они были первыми в списке приоритетных целей.

До 20 часов вечера мы готовили ловушку. В 20.30 я вошел на командный пункт дивизиона и спустя десять минут на экране радара увидел три цели. В 20.42 с третьей попытки поймать самолет в прицел мы все-таки сбили «Стелс».

Всего было выпущено две ракеты из русского ЗРК С-125М «Нева». Одна из них захватила цель и ушла в район ее нахождения, а вторая ракета не смогла захватить цель. Впоследствии сбитый американский пилот (самолетом управлял подполковник Дэйл Зеко) в своих интервью рассказывал о том, что одна ракета прошла мимо него, а вторая его настигла. Это неправда, поскольку он был сбит первой ракетой. К сожалению, этот эпизод стал предметом различных спекуляций, а сербская и международная общественность была введена в заблуждение.

— НАТО ежедневно наносило удары по командным пунктам и установкам ПВО армии Югославии. Как вам удалось уцелеть?

— Действительно, по моей зенитно-ракетной бригаде противник выпустил 35 противорадиолокационных ракет, но так и не добился ни одного прямого попадания. Дело в том, что у американских ракет «HARM» в 1999 году был радиус действия в 50—60 километров и именно при помощи этого оружия НАТО пыталось уничтожить югославские силы ПВО. А наши системы С-125 могли вести огонь на расстояние до 20 километров. В итоге мы действовали следующим образом: ждали, когда противник подойдет к нам на 15 километров, и только тогда включали наши системы. Затем мы пускали ракеты, направляли их в район цели, а после их подрыва сразу выключали основной радар и одновременно включали имитатор, установленный в 300 метрах от наших позиций. Если противник успевал выпустить по нас свои ракеты, то они попадали в имитатор радара. На тот момент это было системное решение в противовоздушном бою. В течение всего времени бомбежек НАТО я вел военный дневник. Спустя 10 лет я написал по этому дневнику книгу, которую назвал «Смена». В ней была описана война с точки зрения офицера-зенитчика и человека, который находится на командном пункте ПВО, наблюдая атаки противника со всех направлений. Всего за время войны я выпустил по противнику 14 зенитных ракет.

События, описанные в моей книге, показали, что даже с устаревшим русским оружием мы смогли уничтожить «Стелс» и другие новейшие американские самолеты. В официальном документе, выданном мне югославской армией, указывается, что на личном счету моего дивизиона числятся уничтоженные F-117 и F-16, а также подбитый B-2.

По официальным данным нашего генерального штаба, всего было зафиксировано 61 попадание в различные самолеты неприятеля, но на территории нашей страны упало лишь два из них. Надо учитывать, что территория Сербии очень узкая, а самолеты НАТО летели на больших высотах. При попадании в них многие успевали покинуть наше воздушное пространство и сесть на аэродромы в соседних странах.

Моим самым большим успехом как офицера стал не только бомбардировщик-невидимка F-117, мы также уничтожили американский стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит». К сожалению, у меня нет материального подтверждения этому факту, а американцы не признали эту потерю. Но мы точно знаем, что это случилось в ночь с 19-го на 20 мая, а самолет упал в лесу в Хорватии.

— Речь идет о самом дорогом самолете в мире ценой в два миллиарда долларов. Разве можно скрыть потерю такой боевой машины?

— Судите сами: после 21 мая НАТО прекратило все полеты самолетов B-2. Зачем это было сделано, ведь война продолжалась вплоть до 10 июня? В это же самое время интенсивность налетов увеличилась на 30 процентов. Почему это произошло, если ничего особого не случилось? Кроме того, есть рассказы очевидцев о том, что натовские войска перешли из Боснии в Хорватию и блокировали обширный район. Затем грузовики долгое время из него что-то вывозили. Даже на спутниковых снимках часть хорватского леса в районе предполагаемого падения B-2 впоследствии была специально затемнена.

К тому же я знаю, что был произведен радиоперехват разговора пилота подбитого самолета с натовским воздушным командным пунктом «Авакс». Пилотам запретили катапультироваться из подбитого самолета и приказали во что бы то ни стало выйти за пределы Югославии. Совершенно точно известно, что стратегическая авиация США использовала в Югославии все свое новое вооружение, включая бомбы JDAM. Бомбардировщики В-2 вылетали на боевое задание из Америки с базы «Уайтман». С одной дозаправкой в воздухе такой самолет пролетал 18 тысяч километров, а каждая такая операция продолжалась 29—36 часов. Именно эти самолеты сбросили бомбу на китайское посольство в Белграде и здание генерального штаба.

Та война многому научила и Россию, и США. Американцы поняли, что если мы с нашим устаревшим советским оружием смогли нанести им такие потери, то что с ними сделали бы русские, у которых есть новейшие системы вооружений. В Москве же осознали все вскрывшиеся недостатки русских систем ПВО и учли это при разработке новых зенитных комплексов.

— Почему это произошло?

— В момент уничтожения «Стелса» на командном пункте были два руководителя. Я находился там начиная с 20.30, а до меня — с 18.00 до 20.00 — был другой дежурный. Уже после войны другой дежурный (офицера зовут Золтан Дани) начал утверждать, что он модернизировал комплекс С-125. В США был даже снят документальный фильм, в котором говорится о том, что «Стелс» был сбит именно благодаря этой модернизации. Тем самым они попытались оправдаться, что, дескать, они все сделали правильно, но какой-то умелец модифицировал систему, и только поэтому современнейший на то время самолет был сбит. Все это неправда, и никакой модернизации не было. В конце концов, ему пришлось отказаться от своих заявлений. Но даже это не помешало ему впоследствии встретиться со сбитым американским пилотом и перед камерой назвать человека, убивавшего сербский народ, «братом».

(Печатается в сокращении)

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О неизвестных подробностях уничтожения F-117 в Югославии
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика