Идею шмель навеял . 21.by

Идею шмель навеял

06.05.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сделать облик БелАЗа отличным от машин конкурирующих фирм — такую цель преследовал конкурс эскизов дизайн-проектов «Карьерные самосвалы 2020—2030». Инициаторами творческого состязания, которое стало фактически «всесоюзным» и собрало более 40 проектов из Беларуси, России, Украины, Армении, Казахстана, выступили журнал «Наука и инновации», а также Объединенный институт машиностроения НАН и Ассоциация правообладателей интеллектуальной собственности (АСПИС). В финал, состоявшийся в Национальной академии наук, вышли 10 проектов профессиональных дизайнеров и студентов.

— Мы работаем в условиях жесткой конкуренции, — сказал, обращаясь к участникам конкурса, председатель жюри, генеральный конструктор Белорусского автозавода Александр Егоров. — Наши «заклятые» друзья — «Caterpillar», «Komatsu», «Terex», «Hitachi» не скрывают своих стремлений захватить или появиться на тех рынках, которые были традиционны для нашего самосвала. И в то же время сами очень жестко сопротивляются попыткам продвижения БелАЗа на новые рынки, где они уже присутствуют. В условиях такой борьбы больше внимания уделялось функциональным способностям, в первую очередь производительности, себестоимости транспортной работы. А на формирование внешнего облика инженерных и технических ресурсов выделялось, видимо, не так много, как это необходимо. И объявляя конкурс, мы рассчитываем найти свежие идеи, которые можно будет использовать при разработке наших будущих моделей.

Дизайнеры, попробовавшие свои силы в создании нового облика карьерного богатыря, не всегда представляли, насколько сложная задача стоит перед ними. Ведь специфика такого самосвала уже продиктовала классические решения, отступать от которых недопустимо. Например, короткая база нужна машине для того, чтобы в карьере она могла легко маневрировать. Воронкообразный кузов требуется, чтобы не усложнять конструкцию задним бортом. Обязательные условия — смещенная на сторону кабина, развитый фронт радиаторов.

Были и другие подводные камни, которые некоторые конкурсанты не учли. Например, студент Белорусской государственной академии искусств Алексей Тумащик предложил прекрасный по форме концепт с подчеркнутой стремительностью линий. Но, увы, жюри эта идея не покорила. Закрывающий кабину козырек самосвала Алексея круто наклонен вперед, а это, как выяснилось, недопустимо. Ведь глыбы скальной породы, имеющие острые грани, будут скатываться при погрузке и движении под колеса, что чревато тяжелыми последствиями. И капот, изящно наклоненный вперед, тоже, как оказалось, под запретом у конструкторов. Водитель по этому капоту должен иногда ходить, обслуживая машину, поэтому поверхность у него под ногами должна быть ровной и горизонтальной.

Скептически отнеслись заводские конструкторы и к предложениям широко использовать углепластик вместо металла.

— Время углепластиков в конструкции такой техники еще не пришло, — заметил заместитель генерального конструктора ОАО «БелАЗ» Геннадий Болдырев. — Самосвал при эксплуатации испытывает экстремальные нагрузки, выдержать которые в течение срока службы, а это 7—10 лет работы в трехсменном режиме, могут только износостойкие, прочные стали.

И все же при всем своем «консерватизме» в номинации «Креативный проект» жюри отдало победу самому фантастическому концепту, предложенному Александром Бабичем из Харькова. Его проект называется «BELAZ COSMO» и действительно поражает «космическими» формами, словно этот транспорт предназначен для работы на другой планете. Самосвал выполнен в двух вариантах — пилотируемом и беспилотном. Причем управлять пилотируемым гигантом водитель может необязательно с борта самого самосвала. Его рабочее место — небольшой автомобильчик-модуль на колесах-ходулях. Если потребуется, это транспортное средство поднимется на самосвал и найдет свое место в специальной нише. А если такой необходимости нет, то дистанционно управлять самосвалом водитель будет из кабины самоходного модуля. На этой же машинке он сможет и отправиться домой, когда смена закончится.

Победителем же основного конкурса стал Кирилл Гаврилин из Тулы с проектом «Шмель». Именно образ трудолюбивого насекомого навеял стилистику конструкции профессиональному дизайнеру, работавшему одно время в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте «НАМИ» (Россия), что в глазах заводских конструкторов и вовсе сделало его «своим в доску». Его самосвал оказался не только динамичным и изящным, но и удобным в эксплуатации, так как Кирилл до мелочей продумал все, включая удобство доступа механиков к основным узлам.

Кстати, привлечение дизайнеров со стороны, которые «не испорчены» стереотипами, обычное явление в мировой практике.

На снимке: свой проект «BELAZ COSMO» представляет Александр БАБИЧ.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Дизайнеры показали проекты карьерных самосвалов будущего
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика